«Не иллюстрация и не учебник!»: Молодой композитор Константин Борисов о подготовке балета «Пушкин»
Наследие одного из самых узнаваемых и знаменитых русских поэтов навсегда осталось не только на страницах учебников по литературе, но и в умах каждого русского человека.
Наследие одного из самых узнаваемых и знаменитых русских поэтов навсегда осталось не только на страницах учебников по литературе, но и в умах каждого русского человека. Кто угодно сходу вспомнит строки, вышедшие из-под пера Александра Пушкина. Именно об этом легендарном творце готовится спектакль для красноярского зрителя.
Премьеру о «солнце русской поэзии» готовит театр оперы и балета. Хореограф Никита Дмитриевский со своей командой уже вовсю работает над современной постановкой в жанре классического модерна. В этом же жанре красноярцы уже увидели постановку «Катарсис Данте». Только если в «Катарсисе» 16 записанных музыкальных фрагментов разных современных композиторов слиты в единое аудиополотно, то «Пушкин» будет идти два полноценных акта с антрактом под сопровождение оркестра. Музыку пишет современный композитор Константин Борисов, который рассказал о нюансах работы над таким спектаклем.
— Вам всего 32 года, вы достаточно молодой композитор. Расскажите, приходилось ли писать музыку для большой постановки?
— Это мой первый опыт работы над балетной музыкой, и я рад, что он пришёлся на столь интересный проект! Я окончил Гнесинскую академию в 2021 году и долгое время писал симфоническую и камерную музыку. Позже стал активно интересоваться киномузыкой, в которой работаю и сейчас.
Из недавних крупных проектов — участие в создании музыки к фильму «Первый на Олимпе»: написал скрипичные фактуры, которые звучат в разных эпизодах картины.
Поскольку я в профессии относительно недавно, масштабных проектов пока немного, но за плечами — несколько короткометражных фильмов, два мини-сериала и один полнометражный, а также победы на крупных конкурсах: «Kinorex», «Партитура», «АртМастерс».
— Как писалась музыка к балету? Какие задачи перед вами ставились?
— Никита Дмитриевский связался со мной после конкурса «Партитура», на котором мне посчастливилось пройти в финал в двух номинациях и в одной стать победителем. Никиту заинтересовал мой стиль. В определённой степени это и стало отправной точкой для дальнейшей работы.
На старте у меня было либретто и пресс-релиз, в котором подчёркивалось: «Этот спектакль — не иллюстрация и не учебник». Поэтому задача стояла не буквально рассказать о событиях, а передать переживания, внутренний мир и эмоциональное состояние героев.
Одна из характерных черт музыки — контрастность и динамичность: материал постоянно развивается, появляются новые темы и линии. При этом язык остаётся современным и доступным для сегодняшнего зрителя.
— Чем вдохновлялись?
— Среди музыкальных источников вдохновения для меня стали произведения Петра Чайковского, Сергея Прокофьева, Георгия Свиридова, Дмитрия Шостаковича, Валерия Гаврилина и Альфреда Шнитке.
— Как вы видите персонажей и как отражаете их в музыке?
— Самый сложный образ — Александр Пушкин: важно показать в музыке многогранность его личности и провести этого героя через весь балет. Жорж Дантес — его полная противоположность: грубый, жёсткий персонаж, чья музыкальная характеристика строится на напряжённом звучании оркестра, особенно низких струнных. Наталья Гончарова — это светлая, гармоничная музыкальная палитра, а Шарлотта Кирхгоф — персонаж загадочный, с почти гипнотической темой.
— Сколько времени занимает работа над музыкой?
— Работа над одним номером занимает несколько дней в зависимости от его сложности и продолжительности. Мы сейчас в активной фазе, планируем завершить к концу декабря. Общая продолжительность музыки — около двух часов, и это большой объём, поэтому работа идёт плотная и интенсивная.
— Трудно ли писать о реальном человеке, а не вымышленном персонаже?
— Пушкин — невероятно интересный и одновременно сложный герой. Чтобы отразить масштаб и глубину его личности, важно находить точные музыкальные решения, которые будут понятны и близки современному зрителю.
— Дописываете или переделываете ли своё произведение в процессе создания балета?
— Процесс работы над музыкой у нас устроен следующим образом: сначала я создаю эскиз будущего номера. Если он устраивает, то мы переходим к следующему. Если нужны иные решения — делаю новый эскиз.
Когда все эскизы готовы, начинается этап финализации: где-то требуются чисто технические правки по оркестровке, где-то — музыкальные уточнения: акценты, паузы, дополнительные линии. После завершения всех номеров подготавливаются партии для оркестра.
Надеюсь, что мы создадим балет, который будет звучать ярко, образно и захватывающе!


















