«Окажись я снова перед выбором, поехал бы на фронт не задумываясь»: Раненый боец из Красноярска больше суток штурмовал позицию противника

Участник специальной военной операции с позывным Баламут по натуре жизнерадостный и оптимистичный. На линии боевого соприкосновения это ему не раз помогало. “Самое плохое на фронте — это уныние, — утверждает наш земляк. — Надо держаться, несмотря ни на что, и товарищей подбадривать. Какой бы хорошей ни была физическая подготовка, её в экстремальных условиях всё равно недостаточно, если нет твёрдого внутреннего стержня или, как ещё говорят, боевого духа”.
Наш герой отправился служить в подразделение народной милиции ДНР рядовым, а после битвы за посёлок Нью-Йорк (другое название этого населённого пункта Новгородское) получил звание младшего лейтенанта. Награждён двумя медалями “За отвагу”, трижды был ранен, перенёс шесть операций. Сейчас проходит реабилитацию, но остаётся действующим военным. И не исключено, что снова встанет в строй.
Это наша земля
Герою спецоперации 50 лет, он родом из Норильска, четверть века проработал шахтёром, затем вышел на заслуженный отдых. На вопрос, что побудило его в 2023 году подписать контракт с Министерством обороны, наш собеседник ответил коротко и понятно: желание защищать свою Родину.
— Родина в моём понимании там, где живут твои братья, сёстры, друзья. Те, кто думает так же, как ты, говорит на одном с тобой языке. И неважно, где эти люди находятся: в Красноярске, на Урале или в Донбассе. Они раскиданы по всему бывшему Советскому Союзу, по регионам, где раньше разворачивались большие стройки, и молодёжь там обосновывалась, создавала семьи. Заявлять, что мы якобы вторглись на чужую территорию, могут только невежественные люди, которые не знают своей истории. Запорожье, например, когда-то осваивали мои предки-казаки, вкладывая туда много труда, сил. Это наша земля! Я лично убедился, что в Донецкой Народной Республике нас воспринимают как освободителей. Когда мы штурмовали Нью-Йорк, то спускались в подвалы хрущёвок. В каждом из них находилось примерно 50 человек мирных жителей, которых солдаты ВСУ держали в заложниках. Среди них были старики и совсем маленькие ребятишки. У нас с парнями слёзы на глаза наворачивались при виде детей. Их мы старались эвакуировать в первую очередь.
Боевое братство
Боец с необычным позывным признаётся: в семье его поначалу пытались отговорить от участия в СВО. Но он в итоге убедил жену и четверых своих детей, что кому-то нужно исполнять гражданский и воинский долг. Конечно, домочадцы переживали, когда узнали о ранении. Но в то же время они испытали гордость от того, что отец и муж поступил по-геройски.
— Первую медаль “За отвагу” я получил после штурма села Первомайское, — уточняет Баламут. — Я и мой товарищ с позывным Пуля, тоже, кстати, из Красноярского края, обнаружили боевую позицию ВСУ. Выждав подходящий момент, загнали целое подразделение противника в подвал — и вдвоём удерживали его там больше суток.
В какой-то момент из подвала вылетела вражеская граната, раздался взрыв — и Баламут упал. Попытался встать, но не получилось, потому что опереться можно было только на одну ногу: вторая была травмирована. Попробовал подняться ещё раз — и снова упал. В лежачем положении боец отстреливался от противника. Его друг Пуля тоже получил осколочное ранение. Но мужчины в эти мгновения о себе не думали, для них было главное, чтобы солдаты ВСУ не выбрались из подземелья.
— Ночью, когда взошла луна, я осмотрел свою ногу и понял, что она вывернута, — вспоминает наш герой. — Вправил сустав, как мог — и снова принялся выполнять с Пулей задачи, которые нам ставили по рации командиры.
Сражения за село Первомайское продолжались больше двух месяцев. За это время подразделение, где служил Баламут, пережило много лишений. Случалось, что мужчины делили на 17 человек банку тушёнки и пол-литра воды. Такую нехитрую провизию доставлял БПЛА: оператор подвешивал к “птице” полезный груз, поднимал её в небо и направлял к определённой точке на местности. Подвозить продукты питания в окружение противника обычным транспортом было слишком рискованно — кругом работала артиллерия ВСУ. Однако находившиеся в изоляции освободители выстояли сами и сумели спасти тяжелораненых соотечественников, которых забрали из окопов к себе. Российским бойцам посчастливилось обнаружить неподалёку от своей позиции колодец, и они стали носить воду оттуда. Это помогло решить многие проблемы.
— Мы сполна прочувствовали на себе, что такое боевое братство, — говорит офицер. — На фронте уже после первого взрыва воины начинают относиться к сослуживцам как к родным. Страх присутствует, от него никуда не денешься, и он позволяет выжить. Но когда ты видишь глаза товарища, чувствуешь его плечо и говоришь ему: “Штурмуем!”, а он отвечает: “Да, штурмуем!”, то появляется решимость. Главное, как я уже сказал, не допустить хандры и тоски.
Отголоски сражений
Вторую медаль “За отвагу” Баламут получил за особые личные заслуги при освобождении Нью-Йорка, где его тоже ранило. Несколько месяцев спустя, после третьего и самого серьёзного ранения, военнослужащего из Сибири без сознания увезли в госпиталь Ростова, а дальше ему пришлось очень долго лечиться. Впрочем, травмы и сейчас дают о себе знать, причём не только на физическом уровне. На героя СВО особым образом действует звук летящего квадрокоптера, даже запущенного в сугубо мирных целях.
— Где-то на подкорке мозга накрепко въелось, что это сигнал опасности, — поясняет он. — Сейчас ведь на фронте редко когда дело доходит до прямого столкновения с противником. В основном задействуются дроны. Нынешним летом, когда уже прошло прилично времени после моего возвращения, мы сидели с супругой на берегу Енисея, и кто-то из отдыхающих запустил “птицу”. Окружающие на неё не обращали внимания, а я сразу начал искать место, где можно спрятаться.
Как бы то ни было, сибиряк нисколько не жалеет, что принял решение подписать контракт с Минобороны и прошёл через тяжёлые испытания в зоне специальной военной операции. Если бы судьба его снова поставила перед выбором: ехать в Донбасс или нет, он бы поехал не задумываясь.
В тему
Вооружённые силы РФ освободили населённый пункт Новгородское (украинское название — Нью-Йорк) в конце августа 2024 года. В военных сводках Минобороны того периода времени подчёркивалось, что Новгородское являлось стратегически важным логистическим узлом противника.
Село Первомайское российская армия взяла под контроль в апреле 2024 года, и это тоже имело большое стратегическое значение.