Новости Красноярска

Оранжевый дозор чистоты: 22-летний Вадим Мареев каждый день делает улицы Красноярска чище

Мы продолжаем наш проект, в котором рассказываем о людях, чья работа часто остаётся за кадром.

Оранжевый дозор чистоты: 22-летний Вадим Мареев каждый день делает улицы Красноярска чище
Фото: Михаил Шуклин

Огромная оранжевая машина зовётся просто — “Фанта”. По сути, это гигантский городской пылесос, способный вместить до 6,5 кубометра отходов. Для сравнения — обычный бытовой прибор для уборки вмещает всего от одного до четырёх литров грязи. То есть “Фанта” равна примерно пяти тысячам таких маленьких помощников. И собирает она не только пыль или песок, но и крупный мусор — пластиковые бутылки, а также камни…

Машина-гигант и молодой водитель

Мы продолжаем наш проект, в котором рассказываем о людях, чья работа часто остаётся за кадром. Однако если такой специалист не выйдет на смену, то это ощутят многие. Потому что именно от них зависят наши безопасность и повседневный комфорт.

Очередной герой нашей рубрики — совсем молодой парень, Вадим Мареев. Ему всего 22 года, но водительский стаж уже серьёзный: три года, полтора из которых он управляет “Фантой”.

— Сначала я работал на “совке”, возили снег и щебень, — вспоминает Вадим. — А потом дядя позвал в напарники на “Фанту”. Так и вышло, что с тех пор эта машина стала моей основной.

К такой профессии он пришёл ещё в армии: служил водителем в Московской области, часто выезжал на междугородние маршруты. Поэтому, когда впервые сел за руль “Фанты”, страха не было — опыт вождения большегрузов уже имелся.

“Фанта” убирает улицы по тому же принципу, что и обычный пылесос: вращающиеся щётки собирают мусор и пыль, вода сбивает грязь, а вся поднятая с дороги смесь уходит в бункер.

— Обычно к обеду он уже наполняется, приходится сливать воду, снова заправляться и продолжать, — объясняет водитель. — За смену машина проходит около 30 километров.

Сложность в том, что нужно постоянно быть предельно внимательным. Щётка не должна задевать бордюры или уходить слишком далеко от края дороги.

— Бывает, что по одной улице проезжаешь не один раз. Если грязи много — два, три, а то и пять кругов. После дождя, например, у бордюров активно скапливается грунт, листва и другой мусор, — говорит Вадим.



РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Рабочее утро водителя начинается с медицинского осмотра и проверки техники у механиков. Только убедившись, что машина в порядке, Вадим выезжает в линию.

— Вечером мы сдаём технику, заправляем водой, чтобы следующий водитель мог сразу выйти в рейс, — уточняет молодой человек.

Смена длится от восьми до двенадцати часов. Чаще всего парень работает днём, но иногда приходится выходить и на ночные уборки.

— Это не скучно, — уверяет Вадим. — Я всю смену в движении, за рулём. Наверное, это пошло ещё с детства: когда сидишь с пацанами во дворе, крутишь деревянный руль и представляешь, что ведёшь большую машину. Теперь та мечта стала моей реальностью.

Работа водителя уборочной техники требует предельного внимания. Нужно следить сразу за зеркалами, дорогой, щёткой, вовремя поднимать оборудование на неровностях.

— Если где-то будет яма, можно повредить технику. А это ответственность — и за машину, и за чистоту города, — говорит Вадим.

Иногда приходится и вручную убирать крупный мусор — кирпичи или большие ветки. Но, несмотря на все сложности, водитель признаётся: ему нравится видеть результат своего труда.

— Когда после проезда улица чистая, приятно смотреть. Даже если еду потом на своей машине — уже замечаю, как убрано. Раньше на это не обращал внимания, а теперь глаз цепляется.

ЛЮДИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Горожане не всегда замечают работу “Фанты”. Иногда в социальных сетях пишут, что “машин на улицах не видно”.

— Обидно бывает, когда стараешься, а кто-то говорит, что нас нет, — признаётся Вадим. — Люди просто не представляют, что будет, если техника вообще не выйдет. Два-три дня без уборки — и город утонет в грязи, камнях и щебне.

Иногда случаются и конфликты с водителями, которым мешает техника. Но Вадим избегает ссор: “Мы знаем своё дело и нарушать не имеем права”.

В профессию Вадим пришёл неслучайно: отец и дядя много лет работали в САТП. Именно они рассказали о плюсах места и подсказали, что есть свободные вакансии. Услышав это, молодой человек решил попробовать себя за рулём коммунальной техники.

— Никакого специального образования не требуется, главное — водительская категория, — поясняет парень. — Но дальше хочу развиваться: планирую сдать на тракторные права, работать зимой на погрузчиках.

Вадим — универсальный специалист, в дождь он пересаживается на “бочку” или илосос, помогает по другим направлениям.

Такая взаимозаменяемость важна для коммунальных служб: техника работает круглогодично, зимой нужны одни машины, а летом — другие. Поэтому молодые водители стараются получить как можно больше категорий, чтобы быть востребованными.

НЮАНС

Ежедневно на улицы Красноярска выходят десятки единиц коммунальной техники, и каждая смена “Фанты” — это километры дорог, освобождённых от пыли и мусора.