Новости Красноярска

От мыши до кедра: династия Кнорре уже 60 лет занимается научными исследованиями флоры и фауны в нацпарке «Красноярские Столбы»

14 октября свой профессиональный праздник отмечали сотрудники национального парка «Красноярские Столбы» — День работников заповедного дела.

От мыши до кедра: династия Кнорре уже 60 лет занимается научными исследованиями флоры и фауны в нацпарке «Красноярские Столбы»
Все фото: архив нацпарка «Красноярские Столбы»

В год, когда исполнилось 100 лет с момента объявления Столбов особо охраняемой природной территорией, “Городские новости” решили сделать серию публикаций о людях, которые трудятся в этом любимом красноярцами месте. Их всего 60, но профессиональные компетенции и человеческие качества каждого уникальны. Они следят за сохранностью редких и исчезающих видов флоры и фауны, проводят научные исследования, а для широкой аудитории открывают дверь в загадочный мир древних скал и удивительной по красоте сибирской природы. Есть в коллективе и династии, наш цикл про людей заповедного дела мы хотим начать с рассказа об одной из них — семье Кнорре.

 

Следы на снегу

 

Династия Кнорре хоть и имеет немецкие корни, но её представители служат России уже не одно столетие. Основоположник этой фамилии астроном Карл Кнорре приехал в нашу страну в 1820 году, здесь обзавёлся семьёй и стал отцом 12 детей. Один из его сыновей — Павел Карлович — известен как учёный-лесовод, основатель Морозовского дендрария. А в Красноярск судьба привела Алексея Кнорре, прадед которого был родным братом Павла Карловича и тоже занимался лесным делом.

Алексей Викторович — человек в Красноярске известный, хоть и родился вдали от Сибири, в Поволжье, в селе Данилово Ярославской области. В 1965 году он окончил лесохозяйственный факультет Воронежского лесотехнического института. Но ещё учась в этом вузе, он попал на Столбы — на преддипломную практику. После выпуска из института более 10 лет трудился в заповеднике старшим научным сотрудником. Затем пытался сменить сферу деятельности — перешёл в организацию, которая исследовала природные ресурсы, рассчитывала, где и сколько можно добыть ягод, грибов, кедрового ореха, давала экономический прогноз. Однако в 1989 году он вновь вернулся на Столбы, сначала в должности заместителя директора по научно-исследовательской работе, а с 1992 по 2009 год был директором заповедника.

Жизнь Алексея Викторовича до сих пор связана и с Красноярском, и со Столбами. В свои 82 года он продолжает любимое дело — проводит учёт мелких млекопитающих и копытных, отслеживает активность клещей, отвечает за часть работы по зимнему ежегодному мониторингу численности птиц и животных по их следам на снегу.

 

Помирил два лагеря

 

Для обывателя не очевидно, почему специалист заповедного дела занимается учётом мелких млекопитающих, которые, кажется, совсем не исчезающие и не особо охраняемые животные. Дело в том, что именно с этих зверьков началась научная работа Алексея Викторовича на Столбах. В начале своего профессионального пути в заповеднике он отслеживал, как мышевидные грызуны влияют на посадки кедра. РЗатем, работая там научным сотрудником, Алексей Викторович занимался изучением соснового леса, но находил возможность и расширить горизонты. Например, он выезжал в экспедиции на Таймыр, где исследовал лиственницу Гмелина. Это самое северное дерево России, которое выживает за северным полярным кругом, на параллели 72 градуса 38 минут. Группа учёных, куда вместе с Алексеем Кнорре входили почвоведы, лесоводы, фенологи, метеорологи, заложила основу для создания в 1979 году Таймырского заповедника.

Как рассказывает Алексей Викторович, перерыв в работе на Столбах ему пришлось сделать из-за конфликта. Оказывается, не всем, кто трудился в заповеднике, нравилось движение столбистов. Вернее, то, что вольные скалолазы слишком вольготно вели себя на охраняемой территории. Доходило до реальных схваток между противоборствующими сторонами. Позже, став директором, Кнорре помирил свой коллектив со столбистами,. Удалось это сделать в основном благодаря тому, что он сам был из их числа — лазал по скалам, был бессменным членом компании “Абормоты” во главе с Еленой Крутовской и Джемсом Дулькейтом. [A1] Пожалуй, этим и объясняется то, что в последнее десятилетие нарушений режима на особо охраняемой территории стало меньше, и многие считают это одной из главных заслуг руководства Алексея Викторовича

Столбизм — это организованное движение, в котором действуют определённые порядки, правила и нормы поведения. А вот “дикари”, любители просочиться за пределы туристических зон в заповеднике, Алексею Викторовичу очень не нравятся. Особо охраняемая территория потому так и называется, что заходить на неё разрешено далеко не всем. Как иначе уберечь природу от разорения?! Зато охоту Алексей Викторович чрезвычайно уважает. “Настоящие охотники — всегда прекрасные натуралисты, любители природы, они нормальные люди в отличие от браконьеров”, — делился в одном из интервью бывший директор заповедника.

 

Дочь пришла на смену

 

Сейчас на Столбах дело Алексея Викторовича продолжает его дочь Анастасия Кнорре. Она окончила Красноярский государственный университет, потом много лет работала в Институте леса имени Сукачева, диплом, а затем и кандидатскую диссертацию готовила по дендрохронологии — научной дисциплине, изучающей годичные кольца деревьев для датировки событий, природных явлений, археологических находок и древних предметов. С комплексными полевыми научными экспедициями объездила весь Красноярский край, от Таймыра до Хакасии, получив бесценный опыт.

Пока отец был директором Столбов, дочери попасть к нему в качестве научного сотрудника было нереально — он был против семейственности в организации. Но детская мечта работать на Столбах осталась. В заповедник пришла Анастасия Алексеевна лишь после выхода отца на пенсию. . За 15 лет работы на Столбах в небольшом научном коллективе Анастасии Алексеевне пришлось освоить множество не свойственных ее её научным интересам направлений — метеорологию, зоологию, энтомологию –, ведь заповедные научники, — люди “многопрофильные”. Здесь же она защитила уже докторскую диссертацию по дендроэкологии. Сейчас она Анастасия Алексеевна работает в должности   заместителя директора по научной работе — руководителя научного отдела.

 

Говоря о династии, необходимо вспомнить и Анну Кнорре Анну Федоровну, флориста заповедника “Столбы”, жену Алексея Викторовича и мать Анастасии. Во многом, именно еёе стараниями воспитывалась любовь к Столбам у детей (Виктора и Насти) и терпеливое, мудрое отношение ко всем проблемам трудностям. Она была не только хранителем семейного очага, большой труженицей и соратницей, но и прекрасным учителем во всём, включая человеческие отношения.

 

Нюанс

 

Алексей Кнорре множество раз награждался за заслуги в деле охраны природы. Ему присвоено почётное звание “Заслуженный эколог Российской Федерации”, вручён нагрудный знак “За заслуги в заповедном деле”.

   

В тему

 

30 июня 2025 года исполнилось 100 лет национальному парку “Красноярские Столбы” — старейшей и одной из самых посещаемых особо охраняемых природных территории России. Инициатива создания заповедника принадлежит жителям Красноярска. Возмущённые охотой, варварской рубкой леса и заготовкой камня на территории, красноярцы — учёные, общественные деятели, любители природы — в 1919 году обратились к властям с просьбой сохранить леса вокруг самых популярных скал. В апреле 1920 года лесная местность была объявлена защитной, в октябре 1923-го создан проект организации природоохранного учреждения, а 30 июня 1925 года Енисейский губернский исполком вынес постановление об образовании заповедника “Столбы”. Первоначально площадь особо охраняемой территории составляла всего 3,9 гектара, сейчас нацпарк занимает уже свыше 47 тысяч гектаров.