Новости Красноярска

Первым встречает, последним провожает: жизнь агента по наземному обслуживанию проходит в ритме аэропорта

Мы начинаем новый проект, посвящая его людям, без которых привычный мир просто не работает.

Первым встречает, последним провожает: жизнь агента по наземному обслуживанию проходит в ритме аэропорта
Фото: Михаил Шуклин

Невысокий мужчина с седыми усами кажется совсем маленьким на фоне огромных лайнеров. Но именно он — тот, без кого эти машины не поднимутся в небо. Владимир Шмелёв работает агентом по наземному обслуживанию воздушных судов с 2009 года. А в целом в авиации он уже 40 лет. Его голос спокоен, движения быстрые и точные. Десятилетия опыта в каждой детали.

— Я в своё время хотел летать, но в пилоты не взяли по зрению, — вспоминает Владимир Валерьевич. — Тогда пошёл учиться на техническое обслуживание воздушных судов, получил высшее образование. Поработал инженером и понял: интереснее быть здесь, на земле. И ни о чём не жалею.

Служба наземного обслуживания стала его судьбой. И, как признается сам герой, представить себя на другом месте он не может.

 SHUK6516.JPG

Обычный день среди самолётов

 

Рабочий день начинается с обязательного медицинского контроля. Быстрая проверка здоровья, переодевание, радиостанция, служебный телефон — и вперёд, на перрон. Здесь жизнь идёт в собственном ритме: самолёт за самолётом, каждый требует внимания.

— Мы первые встречаем воздушное судно и последние его провожаем. Между этим подключаем электропитание, заправляем топливом, водой, кислородом, азотом, проверяем багаж, осматриваем корпус на повреждения, — объясняет Владимир Шмелев. — Всё фиксируется через служебные гаджеты, чтобы авиакомпания видела, какие работы были выполнены.

Хотя вокруг самолёта во время стоянки работает целая команда специалистов, ключевую ответственность несёт именно агент по наземному обслуживанию. Порой один самолёт могут обслуживать сразу несколько агентов одновременно.

Ответственность — ключевое слово в работе этих специалистов. Ошибка здесь может стоить слишком дорого. Коллеги знают: Владимир Валерьевич внимателен и требователен, но именно это и делает его незаменимым.

Каждый сезон приносит свои испытания. Летом жара и десятки рейсов в день, зимой — снег и пронизывающий ветер. Но погода погодой, а работу никто не отменял, приходится приспосабливаться ко всему.

— Бывает за смену нахаживаешь больше 15 тысяч шагов. Когда жарко, за пару часов футболка становится насквозь мокрой, кидаешь в грязное, надеваешь новую и так по кругу. В конце дня обязательно душ, иначе никак, — улыбается наш герой.

Работа агента и физически, и психологически непростая. Опасность рядом: мощные двигатели, тяжёлое оборудование, движение техники. Достаточно секундной невнимательности, чтобы случилась беда.

 

Романтика и коллектив

Профессия дала ему не только опыт и закалку, но и возможность увидеть мир.

— Когда работал в KrasAir (крупная российская авиакомпания, созданная в 1991 году и ликвидированная в 2009-м. — Ред.), летали в командировки — по три месяца в Турции, Иране. Был в Дамаске, Мавритании, на берегу Сахары и Атлантического океана. Это было невероятно, — делится Владимир Валерьевич.

Теперь работа связана только с аэропортом, но романтика не исчезла. Каждый вылет — это маленькое событие, каждое общение с экипажем — отдельная история.

— Прилетает экипаж, выходят, говорим друг другу спасибо, желаем удачи, — говорит агент. — Вроде мелочь, но от таких моментов настроение на весь день.

Несмотря на строгость, Владимир Валерьевич остаётся наставником для молодых сотрудников, всегда старается помочь, поддержать.

— Если ребята просят, всегда объясню, покажу, — отмечает он. — У нас принято поддерживать друг друга. Коллектив крепкий, гордимся этим.

Владимир ценит всех своих коллег, вне зависимости от возраста и опыта. Они дружески называют его Валеричем. Иногда шутят, шумят, но для героя это не проблема.

— Я от них заряжаюсь, молодёжь даёт энергию, — улыбается наш герой.

Гордость за дело

 

Работа агентов незаметна пассажирам. Но именно они гарантируют, что самолёт улетит безопасно и вовремя.

— Мы первые смотрим самолёт и последние проверяем перед вылетом. В авиации не принято говорить слово “последний”, но это именно так, — подчёркивает Владимир Шмелев. — От нашей внимательности зависит очень многое.

Он гордится своей профессией, хотя благодарностей почти не слышит.

— Мы их и не ждём, это же работа, а не подвиг, — делится агент. — Но важно делать всё на совесть. Врач, полицейский, уборщица — каждый должен выполнять свою работу качественно. Это и есть настоящая ответственность.

Владимиру Валерьевичу 62 года. У него есть жена, дочь и маленький внук.

— Он ещё совсем малыш, говорить не умеет. Но, конечно, хотелось бы, чтобы кто-то пошёл по моим стопам, — признается мужчина.

В другой профессии Владимир Валерьевич себя не видит — он на своём месте.

— Я пробовал работать инженером на заводе. Сидел в кабинете, писал бумажки. Зарплата та же, а радости никакой. Вернулся в аэропорт и понял — это моё место.

Нюанс

По данным Росавиации, через аэропорты России ежегодно проходит более 200 миллионов пассажиров. Каждый рейс требует наземного обслуживания — подключения электроэнергии, заправки топливом и водой, проверки техники. Без работы агентов самолёт просто не сможет взлететь.