Новости Красноярска

Путь длиною в мечту: от дальнобойщика до управления электропоездом

Сергей Пиго с детства мечтал носить форму машиниста.

Путь длиною в мечту: от дальнобойщика до управления электропоездом
Фото: Михаил Шуклин

В кабине электропоезда Сергей Пиго действует как продолжение сложного механизма. Его движения выверены, поза собрана, а взгляд постоянно перемещается от путей к приборам. Правая рука лежит на контроллере управления тягой, левая — всегда наготове — на рукоятке тормозного крана, чтобы в мгновение ока отреагировать на малейшую опасность.

 

Непрерывный контроль


Его рабочий день — это непрерывный контроль. Десятки приборов, манометров, экранов требуют постоянного внимания.

— Пикание — это система контроля скорости. Когда фактическая скорость приближается к допустимой, система предупреждает, — объясняет Сергей. — Если превысить — сработает свисток ЭПК. Это не просто звук — это сигнал к немедленному действию.

Все параметры движения фиксируются с ювелирной точностью.

— На кассете регистрируется, как я пользовался тормозами, тягой, какие сигналы горели в каждый момент. Это как чёрный ящик в самолёте — всё записывается для последующего анализа, — поясняет машинист.

Особое внимание — тормозной системе. Перед рейсом проводится обязательная проверка. Помощник выходит на перрон, всё визуально контролирует, подаёт сигналы.

— У нас три вида торможения: электропневматическое, пневматическое и рекуперативное, — увлечённо рассказывает Сергей. — При рекуперативном — двигатели становятся генераторами и возвращают энергию в сеть. Это не только эффективно, но и экономически выгодно для железной дороги.

Состав с характером

Путь к профессии машиниста занял у Сергея более двадцати лет. Выросший в Зеленогорске в семье дальнобойщика, он с детства полюбил дорогу. Сначала реализовал себя в профессии отца — сев за руль, исколесил всю страну.

— Исполнил одну мечту, но другая, детская, всё равно теплилась внутри. Сначала были грузовики, но поезда всегда манили сильнее, — признаётся наш герой.

Поездки к бабушке в деревню, гипнотизирующий стук колёс, мощные локомотивы — всё это оставило след в его душе. Решающий шаг он сделал в 32 года, оставив руль фуры для обучения на помощника машиниста.

— Был момент, когда с супругой подумали — пора, — делится Сергей. — Ряд бытовых факторов сложился так, что надо было действовать.

Его увлечение железной дорогой выходит за рамки профессиональной деятельности. Сергей собрал дома полнофункциональный тренажёр-симулятор.

— Увлекаюсь 3D-печатью, электроникой, — перечисляет машинист. — Да и специфика работы интересна — хотелось создать что-то своими руками, что поможет лучше понять механику управления составом.

Для него поезд — не бездушный механизм. Каждый состав имеет свой характер.

— Внешне они все одинаковые, но по сути разные. Торможение, разгон — всегда есть нюансы. Садишься в кабину и сразу чувствуешь характер состава. К каждому нужен свой подход, как к живому существу.

Будни и ответственность

 

Рабочий день машиниста начинается в депо. Первым делом — получение документации, распечатка служебного расписания, которое тщательно сверяется в специальной программе. Любая ошибка в документах может привести к серьёзным последствиям. Затем медосмотр, а потом снова в депо — на подробный инструктаж.

— Подходим к терминалу, вставляем карточку. Загружается предрейсовый инструктаж с данными о погоде, изменениями в документах. Это обязательный ритуал, без которого нельзя выйти в рейс, — описывает Сергей утренний порядок действий.

График работы строгий — не более 12 часов в смену. Стоянки короткие, обычно не больше получаса. Этого времени хватает на внешний осмотр состава и короткую передышку.

— Передохнул маленько, перекусил по возможности — и поехал. Главное — не выбиваться из графика, но и не торопиться сверх меры, — делится железнодорожник особенностями рабочего ритма.

За стеклом кабины проносится не просто пейзаж, а вереница человеческих судеб. Машинист видит всех: спешащих пассажиров, детей, балующихся неподалёку от путей, людей, уткнувшихся в телефоны. Гудок локомотива в таких ситуациях — не приветствие, а необходимое предупреждение, попытка достучаться до сознания: внимание, приближается поезд!

Правило жизни

Профессия машиниста связана с постоянной готовностью к экстренным ситуациям. Справиться с психологической нагрузкой помогает строгое разделение работы и личной жизни.

— Железная дорога не прощает слабости. Какие неурядицы ни происходили бы, их надо уметь сразу выбросить из головы. Ты везёшь людей — безопасность прежде всего, — убеждён Сергей.

Этот принцип он формулирует чётко и недвусмысленно:

— Ты на работе — забыл про дом. Ты дома — забыл про работу. Это правило, которое нельзя нарушать, ведь от твоего психологического состояния зависят человеческие жизни.

Несмотря на все трудности, в работе машиниста есть место и светлым моментам. Самое большое удовольствие Сергей получает от благодарности пассажиров.

— Выходят на платформу, говорят: “Спасибо, ребята, удачи вам, хорошей дороги”. Реально, такие пассажиры существуют. Это важно, когда чувствуешь, что твой труд ценят, — делится машинист.

Он с пониманием относится к опоздавшим — “все мы люди”, и тщательно следит за безопасностью при закрытии дверей.

— Двери закрываются не мгновенно, я всегда держу палец на тумблере. Если кто-то решит в последний момент выскочить или запрыгнуть — можно сразу отщёлкнуть. Безопасность — это наш главный приоритет.

Двойной контроль с помощником обеспечивает дополнительную безопасность — система, отлаженная годами железнодорожной практики.

Взгляд в будущее

Сейчас Сергей — машинист третьего класса, но останавливаться он не собирается.

— Нельзя сидеть на месте, надо развиваться. В планах — повышение класса, — с уверенностью говорит железнодорожник о своих профессиональных перспективах.

Он уверен в будущем профессии, несмотря на развитие технологий.

— Роботы не заменят машинистов, — считает наш герой. — Человек должен контролировать процесс. Техника может подвести, а опыт и интуиция специалиста — нет.

Тем, кто только мечтает о профессии машиниста, Сергей советует просто и ясно:

— Действовать. Если есть желание — стремиться. Сомневаешься? Значит, не стоит и начинать. Эта профессия требует полной самоотдачи.

Его собственная история доказывает: даже самая давняя мечта может стать реальностью, если приложить усилия и не бояться перемен.

Для Сергея Пиго железная дорога — не просто работа. Это воплощённая мечта, ставшая призванием. В электропоезде он чувствует себя на своём месте, уверенно ведя состав и пассажиров к их целям, как когда-то сам пришёл к своей.