В краеведческом музее будет интересно и детям, и взрослым
Откуда идут их следы — рассказала автор выставки «Встречали звери Новый год» Красноярского краеведческого музея Татьяна Волчкова.
Какой же Новый год без всякой разной живности? В сказках, фильмах, представлениях то белочка подарок принесёт, то зайчик… Мишка ёлку тащит, тройка лошадей везёт сани Деда Мороза. Но ведь в различных культурах присутствуют не только эти, но и другие, самые разные животные! Откуда идут их следы — рассказала автор выставки «Встречали звери Новый год» Красноярского краеведческого музея Татьяна Волчкова.
Ваши кони тихо ходят…
Восточный календарь появился во втором тысячелетии до нашей эры у китайцев. Существует легенда о 12 животных китайского гороскопа, которая объясняет, почему каждый год связан с одним из двенадцати знаков. По преданию, Нефритовый император решил создать способ измерения времени и пригласил всех животных принять участие в гонке. Звери должны были пересечь реку, и годы календаря должны были быть названы именами первых 12 животных, которые достигнут противоположного берега. Первой пришла крыса — она хитростью переплыла реку на спине быка, который занял второе место, а тигр, несмотря на свою силу, оказался третьим. Кролик, которому помогла утка, стал четвёртым. Дракон, который помогал людям, страдающим от засухи, был награждён пятым местом. Змея, напугав лошадь, пришла шестой, а лошадь — седьмой. Обезьяна, коза и петух добились восьмого, девятого и десятого мест благодаря совместным усилиям. Собака пришла одиннадцатой, а последней оказалась свинья, которая задержалась из-за еды и сна. Император был восхищён её оптимизмом и назвал в её честь двенадцатый знак.
«Кроме цикла из 12 животных, есть ещё цикл из десяти стихий. В китайской культуре их пять — земля, вода, воздух, металл и дерево. Но они также проявляются в мужской и женской энергии — инь и ян. Получается десятилетний цикл. И лошадь у нас как раз в 2026 году огненная. Такая ей выпала стихия. Цикл длится 60 лет, поэтому последний раз год Огненной Лошади был 60 лет назад. Лошадь — динамичная, быстрая, справедливая и честная. Поэтому, согласно китайскому календарю, год нас ожидает достаточно насыщенный».
Ослик, овцы и Рудольф
— Если мы обратимся к европейской культуре, то здесь был не так важен праздник Нового года, как праздник Рождества Христова. У нас представлен классический католический вертеп. Что это такое? Со старославянского — это пещера. В Европе это обычно называется презепе. Композиции бывают разные, но все повествуют о том, что произошло в ночь рождения Иисуса Христа. И в традиционных вертепах животные всегда присутствуют, — поделилась Татьяна Волчкова.
Автор выставки отметила, что здесь могут быть животные как описанные в Евангелии, например овцы, так и те, которые ни у Матфея, ни у Луки не упоминались.
«Ослика и вола изображают, потому что про них говорилось в Ветхом Завете. Также мы здесь видим верблюдов, и это связано с волхвами, дары приносящими», — отметила экскурсовод.
На экскурсии также можно узнать о Святом Николае и о том, кто его сопровождает в разных странах, а также откуда появилась история про оленей, в том числе и про Рудольфа. Интересно, что девятого, того самого красноносого северного оленя, который возглавляет повозку, придумал Роберт Льюис Мэй, копирайтер одной торговой сети в 30-е годы прошлого века.
— Ему пришёл заказ на рождественскую книжку для детей, — поделилась Татьяна. — Тот взял за основу историю про гадкого утёнка и творчески переработал. Причём сначала он хотел, чтобы у Рудольфа свет из глаз шёл, но решил, что это всё-таки на недостаток не очень похоже. Поэтому появился красный нос.
В Рождество 1939 года эта книжка продавалась бешеными тиражами. Так что Рудольфу меньше ста лет. А полнометражный мультфильм потом только популяризовал ещё сильнее этот образ — сейчас любой новогодний свитер чаще всего можно найти с изображением оленей.
В ногу со временем
Третья часть выставки посвящена современному отношению к животным в новогодние праздники и показывает, как мы совмещаем влияние тех традиций, которые появлялись сотни лет назад. Самый наглядный пример — ёлка, украшенная самыми разными фигурками.
— В прошлом году у нас тоже была новогодняя выставка, но про советский Новый год, и в исследованиях мы пришли к тому, что те традиции, которым мы следуем сейчас, сложились в советский период. Ведь после революции запретили Рождество, ёлку, Новый год не отмечался… И лишь в 1935 году вспомнили, что ёлка нужна детям пролетариев, поэтому эту традицию возродили, — рассказала Татьяна Волчкова.
На ёлке представлены советские игрушки — из ваты, стекла, картонажные в виде разных животных. «Они появлялись в разные периоды, и их можно чётко датировать. Игрушка в виде белого медведя могла стать популярной и в 1930-е годы, когда активно велись исследования Арктики, а пингвин вряд ли появился бы раньше 1960-х, потому что только в конце 1950-х советские учёные начали систематическое изучение Антарктики», — поделилась экскурсовод.
Представлены и ретрооткрытки. И здесь нужно обратить внимание на, казалось бы, привычный образ — Дед Мороз на санях, запряжённых тройкой лошадей.
— На нашей открытке Дед Мороз изображён в стиле палехской росписи. Художники из посёлка Палех Ивановской области знамениты своей лаковой миниатюрой и популяризовали на открытках образ волшебника, который передвигается с помощью тройки лошадей, — поделилась Татьяна. — Если мы посмотрим советские мультики пятидесятых годов, то там Дед Мороз летает на самолёте, ездит на автомобиле, выбирает максимально современные способы передвижения, а вот история с тройкой появилась позже, и лошади сначала были разных цветов, потом уже появился образ с тремя белыми конями.
Погрузиться в атмосферу открыток прошлого века поможет фотозона — репродукция знаменитого новогоднего сюжета авторства одного из самых известных и популярных мастеров поздравительной открытки советской эпохи Владимира Зарубина.
Нюанс
Выставка «Встречали звери Новый год» (0+) действует до 15 января. Прийти можно со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00, в четверг — с 10:00 до 21:00, кроме 8 января. Запись на экскурсии: 227-05-80, 227-92-04 и 234-05-06.



























