В Красноярске проходит выставка «Андрей Поздеев. Личное и творческое»
Уникальные фотопортреты художника Андрея Поздеева помогают понять его натуру.
О живописце Андрее Поздееве написано очень много. Общеизвестные факты: он родился в 1926 году в Нижнем Ингаше, попадал на полгода в заключение, воевал на Дальнем Востоке, тяжело болел туберкулёзом... Но сегодня мы хотим рассказать о том периоде его жизни, когда изобразительное искусство захватило его целиком.
“Худсоветы — семечки”
Выставка "Андрей Поздеев. Личное и творческое" (6+) которая сейчас проходит в "Арт-галерее 13А”, посвящена этому выдающемуся художнику, чьи произведения занимают особое место в современном искусстве. Экспозиция включает рисунки, эстампы, яркие эмоциональные выразительные полотна, личные вещи автора. Но главное — это большое собрание фотографий Владимира Ваганова, запечатлевшего художника в разные моменты жизни.
Здесь можно не только насладиться мастерством живописца, но и, без преувеличения, прикоснуться к его душе и увидеть мир его глазами. Экспонаты представлены музеем Андрея Поздеева, которые хранятся в школе № 69.
А экскурсоводы галереи своими рассказами помогают понять редкостную натуру художника. Даже те зрители, кто знаком с основными вехами его жизни и творчества, узнают для себя много нового.
Учился будущий мастер плохо, а вот рисовал с пяти лет. В 4-м классе получил приз на краевом конкурсе за рисунок, на котором был изображён Пушкин. В начале войны за то, что, затосковав по маме и бабушке, самовольно уехал к ним в Тюхтет с работы на комбайновом заводе, он попал на 6 месяцев в тюрьму по “сталинскому указу” как дезертир. Там оформлял стенгазеты и делал трафареты для татуировок.
Вот как об этом не самом лёгком периоде жизни вспоминал сам Андрей Геннадьевич: “...Я здорово основы для татуировок рисовал. У меня их целая коллекция была. Нарисуешь на теле химическим карандашом, а саму наколку уже другой спец делает. Мои татуировки пользовались успехом. Слава моя расползлась: воры в законе доверяли мне свои спины, животы, плечи. Но у них строго с качеством рисунка. Однажды мне даже что-то вроде худсовета устроили. Одобрили. После этого мне худсоветы наших паханов из Союза (художников) — семечки”.
В 17 лет Андрей Поздеев ушёл на фронт, служил связистом в артиллерии. Писал картины для офицеров, которые посылали их своим жёнам. Потом его комиссовали, и он отправился в Туру лечиться. В октябре 1947 года переехал в Минусинск, где трудился художником в Мартьяновском музее.
Он оформлял выставки, экспозиции. Занятие приносило неплохой доход по тем временам: деньги платили, как директору — 600 рублей. Кроме этого, Поздеев работал художником в местном ремесленном училище и вёл кружок рисования во Дворце пионеров.
Именно в Минусинске Андрей Поздеев, словно пытаясь наверстать упущенное время, старался постоянно развиваться, всегда носил с собой блокнот или этюдник. Много рисовал, часами писал маслом с натуры.
В Минусинске Поздеев за год создал более трёхсот живописных работ. В 1948 году он впервые принял участие в выставке художников — представил 22 картины и даже выпустил каталог.
Рисовальная школа
В 1950 году Андрей Поздеев, нагруженный холстами, отправился в Красноярск. Он был настроен стать членом Союза художников и первым делом хотел показать свои работы профессионалам.
Дмитрий Каратанов в то время считался самым авторитетным мастером, но к нему Андрей Поздеев обратиться не решился. Первым обратил внимание на него график Владимир Мешков. Именно он подсказал молодому автору обратиться в товарищество “Художник”, куда уже в октябре 1950 года Поздеев был принят. А там заручился поддержкой педагога Андрея Лекаренко и с его подачи стал учиться в художественной школе имени В. И. Сурикова.
Правда, посещал её всего один год, получил свидетельство с отличными оценками. Но спустя год снова пришёл к Лекаренко, и тот разрешил ему ходить в разные классы. Андрей Поздеев учился всему сразу: и с натуры рисовать, и с гипса. И так продолжалось около трёх лет.
Кроме детской рисовальной школы, Андрей Геннадьевич так ничего больше не окончил. С 1952 по 1956 год он трижды ездил поступать в художественные училища Ленинграда и Свердловска. Но каждый раз, спустя пару месяцев, бросал учёбу. Объяснял он это обострением болезней.
Встреча с “малышкой”
Одновременно с художественной школой Андрей Поздеев в 1952 году поступил в 7-й класс школы рабочей молодёжи № 10 (она располагалась на улице Ленина, 20), где практически все ученики были бывшими фронтовиками. Там осенью 1954 года он познакомился со своей будущей супругой. Валентина Крючкова преподавала русский и литературу в 10-м классе, а будущий именитый живописец учился в 9-м. Когда молодой учительнице поручили сделать стенгазету к празднику, кто-то посоветовал ей: “Сходите в 9-й класс, там есть Андрюша Поздеев, он сможет”. Она так и сделала.
В июле 1956 года Андрей Поздеев и Валентина Крючкова стали жить вместе в доме её родителей. Просто пришли и объявили, что теперь они муж и жена. Супруг называл Валю “моя малышка”. А фотографии этой удивительной пары — настоящее украшение выставки в “галерее 13А”.
С 1956 года Андрей Поздеев работал копиистом — перерисовывал картины Шишкина, Непринцева, Серова и других авторов. В Союз художников вступил в 1961 году.
В 1963-м в московском журнале была опубликована статья Тойво Ряннеля “Дыхание нового” с репродукцией картины красноярского автора “Дивногорск строится”. В следующем году открылась первая персональная выставка Андрея Поздеева, которая тоже собрала много положительных отзывов публики, искусствоведов и художников.
Всю жизнь он работал с российскими красками. Даже когда начали появляться зарубежные, говорил: “Я не знаю их свойств, не знаю, как они смешиваются”. А цвета создавал необычные. Даже чёрный был у него не плоским и однородным, а составным. И художники, которые сегодня пытаются копировать его работы, находя их не очень сложными по композиции, пребывают в растерянности. Его рисунки легко можно расчертить сеткой и перенести на холст. Но когда дело доходит до подбора цвета, картина распадается.
Андрей Поздеев — уникальный художник ещё и потому, что до конца жизни остался верен лишь своему искусству. Его невозможно было заставить писать, ему нельзя было заказать работу. Он не продавался никому и ни за какие деньги. Говорил: “Я хочу быть бедным, потому что я хочу быть свободным”. И многие художники, которые работали на заказ, очень ему завидовали. Хотя выстоять было сложно, времена были тяжёлые. Наверняка, если бы он жил ближе к Москве, его за это желание быть свободным могли просто уничтожить. Пытались это сделать и в Красноярске.
Многие годы не было не только персональных выставок автора — его картины вообще не выставлялись. Худсовет их отбирал, печатал каталоги выставок, где были и его работы, но на выставки они не попадали. Цинично отмечали: “Ты, Андрюша, выпадаешь, твою работу как повесишь, так непонятно, что рядом вешать, — всё блекнет”.
Другом, соратником, верным помощником и любимым человеком для художника была супруга. Каждый день ровно в два часа он спускался из мастерской на обед. Когда Андрей Геннадьевич был слаб после болезни, она, сама хрупкая, маленькая женщина, таскала его кассетницу, в которой находились картонные листы, бумаги и этюды. А по вечерам читала ему Пушкина и Кафку, которых он очень любил. Сегодня она и Валерия Гурьянова, президент фонда Андрея Поздеева, занимаются наследием художника. Валерия, ученица Валентины Михайловны, часто бывала у них в гостях, помогала, прибиралась в мастерской, мыла окна, просто была рядом. Когда в 1998 году живописца не стало, они с Валентиной Михайловной решили создать общественный фонд его имени, главная задача которого — сохранение творчества художника.
В тюбетейке и халате
Снимки Владимира Ваганова — это, по сути, исторические документы. И у каждого — своя история. Вот, к примеру, фотография “Улыбка Андрея”, 1970 год. Мастер был очень артистичным. Он сам не раз шутил: “Если бы не художником, то клоуном стал бы точно”. Супруга по-учительски одёргивала его: “Я не хочу, чтобы у меня муж вёл себя как шестиклассник”. А он был просто артист. И это помогало ему иной раз прикрыть себя от того, что ему было не нужно, а то и опасно. Он тонко чувствовал ситуацию и, несмотря на добренькое вроде поведение, мог дать довольно жёсткий отпор — словами, конечно. Когда Валентину Михайловну спросили, каким был художник в жизни, она ответила: “Андрей был разным”.
Есть на выставке фотографии, где мастер вообще без какой-то маски. Особенно в 1990-е годы, когда в нём проявились мудрость, усталость и непостижимая печаль. А на фото “Улыбка Андрея” он солнечно смеётся.
Вот снимок “В тюбетейке и халате”, 1986 год. На 60-летие художника его давняя натурщица прислала из Узбекистана национальный подарок. Собрав друзей за круглым столом, Поздеев с удовольствием продемонстрировал всем новый наряд, он ему нравился и был просто к лицу. Восторгу собравшихся не было предела, когда художник своим неповторимым фальцетом спел песню “Хазбулат удалой” и изобразил яркую пантомиму соответственно содержанию. Говорят, получилось просто уморительно.
Фотография “Работа с холстами”. “Он очень любил свою мастерскую, — рассказывает Валерия Гурьянова. — Однажды в разговоре с друзьями выяснилось, что эта мастерская — графическая. В ней прострельный свет: окна на восток и на запад, и она довольно тёмная. Возникли разговоры об известном немецком графике Альбрехте Дюрере и о том, что у него мастерская была вся чёрная, чтобы лучше были видны белые листы. Андрей Геннадьевич загорелся и начал красить мастерскую в чёрный. Покрасил пол, одну из стен и пришёл в ужас — получилось очень депрессивно. Стену тут же перекрасил в белый, а пол с тех пор так и остался черным”.
В экспозиции представлены удивительно светлые фотографии: “А сейчас чай пить будем”, “Хорошее настроение”, “На остановке по маршруту в заповедник”.
В 60-е годы автор много писал с натуры город, однако настоящей мастерской для него стала Кузьмичёва поляна. Её и долину реки Калтат Андрей Поздеев называл “божьим местом”. Любимые пейзажи запечатлены на сотнях полотен художника. Его слова: “Заповедник “Столбы”. Там изба, полуземлянка вся в цветах. Там животные ходят-бродят. Какое чудо, вот это чудо! Порхнуло что-то, понесло его на эти неведомые запахи... На миг какое-то определённое состояние, чтобы там дух этот и запахи эти были, и дуновение какое-то, что “Миг” называется. Это удивительная вещь — миг...”.
Домовёнок Варя
Фотография “В новой мастерской”, 1980 год.
Андрей Геннадьевич, большой фантазёр и человек с воображением художника, любил всё таинственное и верил в приметы. Переехав в новую мастерскую, он старался задобрить местного домового и оставлял на ступеньке лестницы угощение — маленькую пиалку с мёдом. Однажды, заметив, что мёд стал исчезать, хозяин принял этот факт с удивлением и радостью. То ли в шутку, то ли всерьёз он стал оставлять ещё и листы ватмана на полу в надежде увидеть утром следы домового. Своей идеей поделился с гостями. Но позже выяснилось, что мёд потихоньку, пока взрослые были заняты своими делами, ела дочка фотографа Владимира Ваганова Варвара. Девочке трудно было удержаться. Когда “преступление” раскрылось, Андрей Геннадьевич пятилетнюю малышку нисколько не ругал.
Фотография “За чашкой чая”, 1970 год. В жилище Поздеевых на Красрабе всё было очень просто. В 1960-е они переехали сюда из барака. Стол, стулья, две кровати, стеллажи с книгами от пола в две стены... Андрей Геннадьевич был невероятным аккуратистом, и супруга тщательно следила за чистотой их скромной квартирки на первом этаже. Вот он пьёт чай перед тем, как ехать в Дом художника. Настроение благодушное. Окружён подарками: расписными чашками, плошками, супница стоит на шкафчике, между стёкол — портрет самого Поздеева... Фотограф Ваганов шутил, что художник на нём похож на Эдуарда Хиля, особенно улыбкой. Сейчас Андрей Геннадьевич допьёт чай, соберётся, поедет на трамвае за три копейки на левый берег, потом пройдёт пешком до Дома художника, где будет работать в мастерской с полной отдачей...
Пожалуй, именно фотоснимки являются самой яркой частью экспозиции. Хотя, конечно, очень интересна и “материальная” сторона, где представлены знаменитый зонтик Поздеева (уже изрядно потрёпанный, выгоревший на солнце, с погнутыми спицами), его круглые очки, футляр от них, кружка-клееварка (приходилось склеивать куски холста). А ещё — подлинный мольберт художника, телефон с отпечатком пальца, измазанного в краске, рубашка, в которой мастер любил работать на пленэрах, фотоаппарат Владимира Ваганова, которым и было сделано большинство снимков.
Экспозиция на самом деле впечатляет. Потому что здесь можно как бы вживую пообщаться с выдающимся живописцем. Работать выставка будет до 25 августа по адресу: проспект Металлургов, 13а.