«Я до сих пор в душе остаюсь спортсменкой»: Легендарная биатлонистка Ольга Медведцева о работе и семье
В интервью «Городским новостям» Медведцева рассказала о работе, предстоящих соревнованиях, перспективных воспитанниках, семье и многом другом.
Ольга Медведцева известна прежде всего как великая биатлонистка, дважды побеждавшая на Олимпийских играх. У неё также был опыт работы на телевидении, о котором она до сих пор вспоминает с удовольствием. Сейчас же Ольга Валерьевна — менеджер: она руководит спортивной школой олимпийского резерва “Академия биатлона” и отвечает за краевую профильную федерацию. В интервью “Городским новостям” Медведцева рассказала о работе, предстоящих соревнованиях, перспективных воспитанниках, семье и многом другом.
Про Красноярск никто не забывает
— Когда в крае стартует биатлонный сезон?
— Формально он начался ещё 15 августа. Сейчас готовимся к межрегиональным соревнованиям памяти нашего чемпиона мира Александра Гризмана. Они проводятся уже давно и собирают хорошую географию участников. Ребята сейчас пристреливаются — можете сами посмотреть. (Показывает на стрельбище.)
В конце августа пройдёт чемпионат России в категории “Мастерс”. К нам приедут ветераны из разных регионов. Насколько знаю, участие в соревнованиях планирует принять президент Союза биатлонистов России Виктор Майгуров.
Ну и, конечно, готовимся к первенству страны среди юниоров. Оно пройдёт у нас в сентябре. Все талантливые и перспективные биатлонисты будут бороться за медали в Красноярске.
— В этом году у нас не будет крупных соревнований для элиты. Этапы Кубка Содружества и Кубка России пройдут в других городах. С чем это связано?
— Такое решение принято в СБР. Мы регулярно подаём заявки на соревнования и, конечно, хотим видеть у себя и Кубок Содружества, и Кубок России. Тем более все условия для хорошей организации в Красноярске есть. Но у СБР свои планы и взгляды на происходящее.
В новом сезоне, например, летний этап Кубка Содружества решено провести в горах — для этого прекрасно подходит Сочи. Соревнования в Тюмени, Увате и Ханты-Мансийске — биатлонная традиция и в большей степени доступность для всех территорий. Плюс есть новые регионы, которые нужно задействовать. Взвесив все факторы, СБР принимает свои решения. Это не значит, что мы плохо проводим соревнования. Вы же были в прошлом году на нашем этапе Кубка Содружества?
— Да, конечно.
— Организацию соревнований тогда назвали чуть ли не самой лучшей в России! У нас были большие гости, много олимпийских чемпионов, лидеры сборной страны — и все остались в восторге. Здесь хочется поблагодарить краевой центр спортивной подготовки, который сделал всё по высшему разряду. Нас точно запомнили на федеральном уровне. Поэтому я бы не стала делать трагедию из-за отсутствия соревнований.
— Может, всё дело в географической отдалённости?
— Она тоже играет свою роль, и никто этого не скрывает. В Сибирь надо ехать на две недели и проводить сразу несколько крупных соревнований. Дёргать спортсменов на три-четыре дня сюда никто не станет. Плюс свои определённые трудности есть у “Матч ТВ”, который является основным вещателем. Всю аппаратуру телевизионщики везут из Москвы. Но в любом случае про Красноярск никто не забывает — нам всегда уделяется повышенное внимание.
— Есть надежда на следующий сезон?
— Мы, повторюсь, подаём заявки и на общих основаниях ждём решение. Если нам отдадут этап Кубка Содружества или чемпионат России, то, конечно, будет здорово. В конце концов, нам доверили юниорское первенство страны — это, поверьте, тоже дорогого стоит.
Спортсмену нужно профильное образование
— Если говорить в целом о биатлоне в крае, то как он развивается?
— Действующие стрельбища есть в Красноярске, Бородине, Канске и на базе “Саланга”. В Енисейском районе сейчас идёт оформление лицензии. У нас очень многое зависит от оружия, а после ужесточения законодательства возникло много нюансов. Но мы их стараемся решать.
— Стало сложнее работать?
— В какой-то степени да. Чтобы оформить лицензию, нужно оборудовать комнаты для хранения оружия, получить много справок и потом ещё всё согласовать с Росгвардией. Причём это касается не только спортсменов и тренеров. Даже я, руководитель спортшколы, должна иметь соответствующий допуск к оружию, хотя сама уже не стреляю. Весь комплекс мероприятий стоит, мягко говоря, недёшево. Но без него никак не наладить работу.
— С самим оружием проблем нет?
— Мы используем винтовки от Ижевского механического завода. Стараемся поддерживать отечественного производителя. Нареканий к ним нет, и они дешевле в разы немецких винтовок. С патронами сложнее, но тоже пытаемся решить ситуацию.
Тут нужно понимать, что первичные навыки стрельбы дети получают на пневматическом оружии. Это и дешевле, и, что самое главное, безопаснее. Некоторые соревнования также проводятся на пневматике.
— В районах есть перспективные спортсмены?
— Да, мы их ведём и подтягиваем к сборной края. Они имеют возможность заниматься в Академии биатлона и стрелять из профессионального оружия. Здесь с ними работают на перспективу. Но есть одна немаловажная проблема.
— Какая?
— Когда дети заканчивают школу, встаёт вопрос — что делать дальше? Если ребёнок почувствовал вкус побед, то он захочет двигаться в спорте. У него будет цель попасть в сборную России. Но нужно ведь получать образование — без него сейчас никуда. А как совмещать университет и профессиональный спорт? Поэтому многие выбирают образование вместо биатлона.
— И что делать в таком случае?
— Я всегда говорю: “Если хотите остаться в спорте — получайте профильное образование”. Можно пойти в институт физической культуры, выучиться на тренера или менеджера и при этом выступать на высоком уровне. В своё время я так и сделала: сначала окончила училище олимпийского резерва, а потом университет по спортивному направлению. Это не значит, что другие специальности не так важны. Просто, например, на условном нефтегазе или матфаке будет тяжело совмещать спорт с учёбой.
— Кого бы отметили из перспективных биатлонистов?
— У нас в школе занимается Дима Угловский, который в прошлом сезоне занял второе место на первенстве России. Очень талантливый мальчишка. Сейчас он работает на сборах национальной команды. Также хорошо себя показывает Саша Тюбаев. Чемпионом в своей категории является Виктор Вальтер. Детей много, и на каждого мы надеемся.
Мир спорта тесен
— Сколько человек занимаются в спортшколе?
— Около трёхсот. Это не только на отделении биатлона. У нас ещё есть лыжные гонки и пулевая стрельба. С 1 сентября планируем открыть отделение спортивного ориентирования. Сейчас решаем этот вопрос с министерством спорта.
— Основной поток занимающихся, я так понимаю, идёт в биатлон?
— Да, и ещё на стрельбу. Понятно, что она привлекает детей. Мы стараемся брать всех. Очень радует, когда приходят в лыжные гонки. Это, как по мне, самый доступный вид спорта. Можно купить простые лыжи и погулять в лесу. С 1 сентября мы берём в штат ещё одного тренера по лыжным гонкам, поэтому надеюсь, что число занимающихся будет больше.
Также в нашей школе есть уникальный специалист, который преподаёт плавание. Ещё до моего прихода был запущен проект по созданию дополнительной активности для детей — его автором стала Светлана Черноусова. На базе спорткомплекса “Радуга” ребята занимаются плаванием под руководством мастера спорта по плаванию Ирины Поляковой. Это, между прочим, первый тренер нашего прославленного Алексея Ковригина!
— Как, оказывается, тесен мир красноярского спорта.
— Да, не без этого. Я своих детей отдала Алексею на плавание. Он своего ребёнка привёл к нам на биатлон. В плане спорта мы очень хорошо дружим.
— Вопрос о пулевой стрельбе. В 2021 году Юлия Зыкова стала второй на Олимпиаде в Токио. Есть мнение, что один олимпийский призёр приводит тысячу детей в школы. У вас был приток занимающихся после успеха Юлии?
— Я бы не сказала, что дети массово пошли к нам. Тут дело в специфике спорта. На пулевую стрельбу мы берём детей с 12–13 лет, когда организм более-менее сформировался. Там очень большие нагрузки. Спортсмены и стоя стреляют, и лёжа, и им нужно долго держать концентрацию. Такое под силу немногим.
Но, конечно, фактор имени сыграл свою роль. Юля вообще уникальный человек, и я ею очень сильно горжусь. Она до сих пор крайне ответственно подходит к тренировкам и соревнованиям. Даже с маленьким ребёнком на руках смогла выиграть несколько чемпионатов! И при этом Юля остаётся открытой, позитивной и очень приятной девчонкой.
Без наших неинтересно
— Вернёмся к биатлону. За кем из красноярцев стоит следить в новом сезоне? На кого делаете ставку?
— Я, если честно, до сих пор в душе остаюсь спортсменкой, поэтому боюсь делать какие-то прогнозы. А то вдруг чего лишнего наговорю? (Улыбается.) Но, конечно, у нас в строю остаётся Юлия Шеллер — в этом году она будет выступать под фамилией Коваленко. Евгений Сидоров по-прежнему является лидером краевой мужской сборной. Ну и про молодёжь не стоит забывать. Виктор Вальтер, Александр Тюбаев — в этом сезоне мы вправе ждать от них прорыва.
— Трансферов в другие сборные нет? Я в прошлом году удивился, когда увидел Михаила Айкинского в команде из Санкт-Петербурга.
— Миша к нам не вернулся. Остался в Питере, поступил в университет имени Лесгафта. Могу пожелать ему только удачи.
А что касается других переходов, то на взрослом уровне их нет, но есть переводы из спортшколы. Например, в Москву уехала Аделина Насибуллина. Теперь она будет заниматься у нашей знаменитой Ольги Зайцевой, которая работает в школе. Оля, кстати, мне звонила и интересовалась Аделинкой: “Что за девочка? Почему переехала?” Насколько знаю, родители этой девочки решили перебраться в Москву. Так что последите за Насибуллиной — это наша воспитанница, красноярская!
— Скоро стартует международный сезон. Будете следить?
— Нет. Я не смотрю Кубок мира. Мне неинтересно, потому что там нет наших. Без разницы, кто выиграет — Тарьей Бё или его брат. Вот уже три года не смотрю. Жду, когда Россию вернут — тогда и будет интерес.
Я недавно с удовольствием посмотрела чемпионат мира по плаванию. Там было за кого поболеть. Очень радовалась, когда ребята из России побеждали! А в мировом биатлоне наших нет — зачем его смотреть?
Удача любит терпеливых
— Сейчас многие отмечают, что у современных детей отсутствует мотивация побеждать. Мол, им делают все условия, а они в телефонах сидят. Ваше же поколение, которое блистало 20–30 лет назад, росло чуть ли не в спартанских условиях. Так ли это?
— Мне кажется, так говорит только моё поколение. (Смеётся.) Я люблю напоминать своим детям, в каких сложных условиях мы занимались. У меня не было кроссовок, поэтому ноги постоянно болели от мозолей. Нормальных костюмов не найти — их только в сборной выдавали. Мы всю экипировку очень сильно берегли.
Но у нас было огромное желание заниматься. Для моего поколения спорт — не только тренировки и соревнования, но и много друзей. Я до сих пор общаюсь с ребятами, которые со мной бегали на соревнованиях в шестом классе. Это очень ценные знакомства.
Современным детям проще. У них всё есть. Общения в жизни хватает. Можно заниматься чем угодно. Зачем мёрзнуть зимой на улице, когда есть куча вариантов в помещении?
— Получается, сейчас детей разбаловали?
— Ну, я бы не стала так говорить. Есть и те, кто готов пахать. Таких детей на самом деле много.
На мой взгляд, всё зависит от тренера. Если человек сумеет расположить детей к себе, то они потянутся за ним и будут расти. Знаю примеры, когда ребятишки так обожают лыжные гонки, что готовы выходить на улицу в двадцать градусов мороза! К тому же грамотный тренер всегда найдёт, как разнообразить свои занятия. Можно просто погулять в “Гремячей гриве” — вот тебе и тренировка. А если с собой взять бутербродов и термос с чаем... Красота же!
— Но не всем детям такое по душе. Зачем где-то гулять, когда можно посидеть в тепле с телефоном?
— Кому-то, может, и не понравится бегать по морозу. Но, повторюсь, всё зависит от тренера и того, как он организует работу.
Мне в этом плане повезло. Я горжусь тренерами, которые работают в нашей школе. Дети едут заниматься даже из отдалённых районов Красноярска. Их родители очень активно помогают нам: принимают участие в наших мероприятиях и акциях, всячески идут навстречу. Вся эта работа приводит к тому, что дети добиваются успеха.
Конечно, по щелчку пальцев ничего не происходит. Я люблю говорить, что удача любит терпеливых. Надо упорно пахать каждый день. Кто выдерживает, тот становится успешным.
“Я люблю свою работу”
— Вы были олимпийской чемпионкой, потом журналисткой...
— Ну, давайте без этого. Я не была журналисткой, не сочиняйте!
— Но на телевидении всё-таки работали. Как это не были журналисткой?
— Разве что телеведущей. За это спасибо Юрию Дуднику, который предложил мне поработать на телевидении. До сих пор благодарна ему за этот опыт. Попала в сферу журналистики, посмотрела на неё другими глазами. Мы работали в одном кабинете с нынешним министром спорта Денисом Петровским — тогда он был молодым корреспондентом “Вестей с крыш”, а я сидела и не понимала, что происходит. (Смеётся.) На телевидении был опыт, да. Но журналисткой я бы себя не назвала.
— Хорошо. Сейчас вы работаете спортивным менеджером. Насколько сложно было переключиться на управленческую рутину?
— Точно могу сказать, что было непросто. Спасибо Павлу Ростовцеву, который в 2019 году доверил мне эту должность. Я никогда не скрывала, что у меня нет управленческого опыта. Многое приходилось познавать с нуля. Более того, я до сих пор стараюсь изучать что-то новое, чтобы применять в работе.
— Но она хотя бы вам нравится?
— Очень! Я люблю свою работу. У нас в школе обучаются очень открытые дети. Бывает, едешь на машине, а они узнают тебя и радостно приветствуют. Потом ты следишь за ними на соревнованиях и радуешься победам. Разве это не здорово?
Да, в работе руководителя есть свои сложности. Та же документация, например. Нужно много времени, чтобы в ней разобраться. Но у нас прекрасный коллектив, который всегда готов помочь и подсказать. Мы хорошо сдружились — даже можем спокойно собраться и куда-нибудь пойти на выходные. Я ценю каждого сотрудника в нашей школе.
Есть же выражение: “Идеальная работа — это когда ты утром с удовольствием идёшь на работу, а вечером с удовольствием возвращаешься домой”. Вот оно мне прекрасно подходит. Такое не у каждого есть, поверьте!
— Семья как относится к тому, что вы даже на выходных готовы встретиться с коллективом?
— Уже прошёл тот период, когда мать всегда должна быть рядом. Старшая дочь замужем, сын окончил школу — это взрослые люди, которые могут сами себе помочь. Младшие девчонки у нас школьницы, и для них, конечно, время найдётся всегда. Но сейчас у дочерей такой период в жизни, когда маме и папе лучше просто находиться рядом. Тем более они постоянно чем-то увлечены — им, наверное, даже лучше, если я лишний раз не буду лезть. Хотя все прекрасно понимают, что за непослушание я всегда могу отобрать телефон. (Смеётся.)
ДОСЬЕ
Ольга МЕДВЕДЦЕВА
Дата рождения: 7 июля 1975 года, Красноярск.
Образование: Дивногорское училище олимпийского резерва (1998), Сибирский федеральный университет (2013, 2025).
Карьера: воспитывалась в ДЮСШ города Бородино у Гарри Эллера и Владимира Корабельникова. Начинала как лыжница, в 1998 году перешла в биатлон. В сборных России тренировалась с 1992 по 2010 год с перерывами.
Достижения в лыжных гонках: бронзовый призёр чемпионата России (1996), победитель и призёр первенства мира.
Достижения в биатлоне: двукратная олимпийская чемпионка (2002, 2010), шестикратная чемпионка мира, многократный победитель и призёр этапов Кубка мира. Медведцева (тогда ещё Пылёва) — первая чемпионка зимней Олимпиады в истории красноярского спорта.
Звания: мастер спорта международного класса по лыжным гонкам (1994), заслуженный мастер спорта по биатлону (2000), заслуженный работник физической культуры и спорта Красноярского края (2004).
Награды: орден “За заслуги перед Отечеством” IV степени (2003), орден Дружбы (2010).
Семья: замужем за олимпийским чемпионом Валерием Медведцевым. Дочери Дарья, Ольга и Юлия, сын Арсений.
С 2021 года работает директором краевой спортивной школы олимпийского резерва “Академия биатлона”.