Новости Красноярска

«Я люблю борьбу и не знаю, как может быть по-другому»: трёхкратная чемпионка Европы Ольга Хорошавцева — о победах и планах

Большой разговор с Дмитрием Пановым.

«Я люблю борьбу и не знаю, как может быть по-другому»: трёхкратная чемпионка Европы Ольга Хорошавцева — о победах и планах
Фото: Михаил Шуклин

Ольга Хорошавцева продолжает собирать победы на престижных соревнованиях. В апреле красноярка триумфально победила на чемпионате Европы, а в июне стала лучшей в России — уже в восьмой раз. Теперь её цель — золото на сентябрьском чемпионате мира.

Разговор с Хорошавцевой получился насыщенным и местами даже откровенным. Ольга рассказала о детских годах, первых соревнованиях, о победах, выступлениях с травмой, проблемах в краевой борьбе и многом другом.

Надо — значит, надо

— Со стороны показалось, что победа на чемпионате России далась вам с большим преимуществом. Так ли это?

— Весь чемпионат прошёл для меня спокойно, уверенно и без каких-либо сюрпризов. Это больше этап подготовки к более статусным соревнованиям, чем основной турнир. Особого волнения не было — я участвовала в десятом чемпионате России и в восьмой раз победила.

— Были ли поединки, в которых пришлось выложиться по полной программе?

— Сейчас не было. Вот на чемпионате Европы, который прошёл два месяца назад, пришлось преодолеть себя. Там я боролась с травмой плеча, но настраивала себя только на победу. На России же было попроще.

— В 2016 году вы выиграли первый чемпионат страны. Сейчас у вас уже восьмое золото. Есть ли разница между этими медалями?

— Раньше было мало опыта, и первая победа получилась очень трудной. Я её до сих пор помню — она подарила много эмоций. Плюс была большая конкуренция. Сейчас же победа воспринимается как должное: надо — значит, надо.

— В этом году чемпионат России получился достаточно раскрученным: поединки прошли на “ВТБ Арене” с большим вниманием медиа. Это как-то чувствовалось на коврах?

— К сожалению, нет. Нас обделили этим вниманием. В прошлом году мужские и женские финалы проводились совместно, и публика поддерживала всех одинаково. Сейчас мужчины боролись на “ВТБ Арене” и чувствовали ту атмосферу, о которой вы говорите. Нас же отправили в манеж ЦСКА, где не так много зрителей.

— Не было обидно?

— Обидно, конечно. Но организаторам виднее.


SHUK8771.JPG

Борьба за медали

— Вы отмечали, что чемпионат России — лишь этап подготовки к более серьёзным турнирам. А что тогда мотивирует побеждать? Просто медаль или, может, какие-то бонусы?

— Прежде всего мотивирует желание. Ты любишь своё дело и готова отдаваться ему без остатка. Поехать ради участия — это не про меня. Я хочу только побеждать.

А что касается бонусов, призовых... В этом плане, увы, есть проблемы. Нам не хватает внимания. За победу в других регионах награждают очень хорошо. Мы же как будто обделены поддержкой. Вот и боремся чисто за медали и внутреннюю мотивацию.

— Но она когда-нибудь закончится.

— Конечно. Всегда можно найти другую работу и получать там большие деньги. Но хочется остаться в спорте, побеждать и прославлять свой регион. Вот я, казалось бы, восьмикратная чемпионка России, три раза побеждала на Европе, сейчас отбираюсь на очередную Олимпиаду — и всё это с непогашенной ипотекой. До сих пор живу в съёмной квартире. При этом постоянно отдаю силы и здоровье ради родного края.

— Не было мыслей уйти в другой регион? Ксения Буракова, помнится, так сделала.

— Да, сейчас она выступает за Дагестан. Она ведь тоже выиграла чемпионат России. Ей за это регион выделил 500 тысяч рублей. А меня к вам на интервью позвали. (Смеётся.) Я понимаю, что в Дагестане или в Бурятии борьба очень популярна, и там готовы платить большие деньги. Но почему в нашем крае такого нет? При этом у нас богатая история — все знают, кто такие Иван Ярыгин или Бувайсар Сайтиев.

Если вернуться к вашему вопросу, то предложения из других регионов были. Меня Дагестан чуть ли не каждый год зовёт к себе! Но я не хочу уходить. Красноярский край — тот регион, где я родилась, выросла и стала известной спортсменкой. Просто хочется, чтобы для нас находили какие-то ресурсы — если не по государственной линии, то хотя бы от меценатов или бизнесменов. Тогда у парней и девчонок будет дополнительная мотивация.

— Не думал, что у наших чемпионов есть какие-то бытовые проблемы.

— Конечно, мы не бедствуем. Но ряд вопросов хотелось бы решить. Восьмикратная чемпионка России живёт в съёмной квартире — где это видано? Мне, честно говоря, было больше обидно не из-за того, что нас отправили бороться в манеж. Мы все видели, как руководитель дагестанской федерации награждал своих спортсменов призовыми. А нам дали грамоту и красивую медаль.

— Теперь понятно, почему у Дагестана девять побед.

— Мотивация у них на уровне, это да. А мы же боремся за престиж и грамоты. И ладно бы женская борьба — у наших девчонок четыре победы на чемпионате России. А вот мальчишки не выдерживают конкуренции. В этом году взяли всего две бронзовые медали. Парни уже возрастные, у них семьи, дети, — как им быть без материальной поддержки? Я не хочу винить кого-то конкретно. Но хотелось бы побольше внимания со стороны края. Мы отдаёмся без остатка ради того, чтобы прославлять Красноярск на всю Россию.

— Но при этом в женской борьбе есть четыре победы. Получается, дело не только в деньгах?

— Просто в Сибири уровень женской борьбы очень высок. На России побеждали и мы, и Хакасия, и Кемеровская область. Везде есть очень сильные девчонки. Пока нам удаётся выигрывать за счёт уровня. Но насколько его хватит — вопрос.

 хорошавцева ли.jpg

Максимум до 2028-го

— Смену спортивного гражданства не рассматривали?

— Был такой вариант в 2021 году. Я тогда ездила бороться во Францию. За три года до очередной Олимпиады могла поменять гражданство. Но не стала.

— Почему?

— Слишком сильно люблю свою семью, город и страну. Решила, что буду отбираться только от России. А там как получится. Конечно, обидно, что меня в итоге не пустили на Олимпиаду. Но менять паспорт я точно не собираюсь.

— Планы на Олимпиаду 2028 года есть?

— Конечно! Если бы их не было, то я завершила бы ещё в прошлом году.

— Если там не будет медали, то готовы бороться до 2032-го?

— Нет, это слишком тяжело. Мне уже не 20 лет, чтобы планировать так далеко. Скорее всего, завершу карьеру в 2028-м — даже если у меня не будет олимпийской медали.

— Думали о тренерстве?

— Сейчас я действующая спортсменка, и на тренерство времени нет. А вообще, это тоже непростая тема для меня. Чтобы хорошо зарабатывать, надо идти в частную секцию, где мамы-папы платят за ребёнка. Там ты заложишь базу, воспитаешь физические и личные качества. Но профессиональные спортсмены оттуда не выходят.

— Почему?

— Нет мотивации. Спортсмен должен быть голодным, если хочет добиться чего-то значимого. А как это сделать, когда родители за тебя платят? База будет заложена, вопросов нет. На выходе получится хороший человек, который, возможно, полюбит спорт. Но каких-то высоких результатов он точно не добьётся. А мне всё-таки хочется работать со спортсменами, которые нацелены на победу.

Чемпионство как подвиг

— Вопрос по чемпионату Европы. Вы поехали бороться с больным плечом и при этом победили. Опять же, где мотивация?

— Я просто очень люблю своё дело. Борьбой я занимаюсь не год, не два и не три, а всю жизнь. Моя задача — привозить домой золото. Да, иногда оно поощряется простой грамотой и словами благодарности. (Улыбается.) Но в любом случае я выхожу на ковёр только за победой.

— Некоторые СМИ назвали ваше выступление на чемпионате Европы подвигом. Согласны?

— Да. Тренеры и врачи вообще не понимали, как можно бороться с такой травмой! Мы несколько раз делали МРТ. Было понятно, что плечу, мягко говоря, не очень хорошо. Тренер сборной России предлагал мне сняться, говорил о замене. Но я сказала, что своё место не отдам. Пусть меня сначала с таким плечом выбьют, а потом замену предлагают!

— Там, помнится, вы форсировали своё восстановление?

— Да, я получила травму 22 марта, а соревнования начинались 7 апреля. За эти две недели надо было как-то восстановиться. Я крутила велосипед, тянула резину, проходила физиолечение. Больную руку привязывала, чтобы лишний раз не тревожить. Благодаря врачам, родным и близким удалось немного восстановиться к старту. А потом я вышла и сделала своё дело.

— Все эти усилия были не зря?

— Нет. Это мой жизненный путь. Он бывает сложным, тернистым, со слезами, эмоциями... Но потом я буду вспоминать его с удовольствием. Спасибо Богу и всему моему окружению, что мне довелось пройти этот путь.

— Даже несмотря на все препятствия?

— Они сделали из меня сильную личность. Я люблю борьбу. Мне она очень нравится. Я не знаю, как может быть по-другому.

— Сейчас с плечом, надеюсь, всё в порядке?

— Да, оно уже не так сильно болит.

 хорошавцева3.jpg

Цель — победить

— Как идёт подготовка к чемпионату мира?

— Я недавно вернулась из Москвы и сейчас втягиваюсь в свой режим. Смена часовых поясов даёт о себе знать. Какой-то интенсивной работы нет — больше восстановительная. Вот сейчас пообщаемся, и я пойду на лёгкую пробежку. Потом, конечно, наращу нагрузки.

— Со сборной планируете работать?

— Нет, я останусь в Красноярске. У нас есть все условия для тренировок, тут грех жаловаться. Команда поедет в Казань, а мне не хочется куда-то дёргаться. Я спокойно поработаю с личным тренером Иваном Васильевичем Елгиным. Мы прекрасно знаем, что нам надо.

— Какие-то промежуточные соревнования запланированы?

— Через три недели я поеду в Венгрию на рейтинговый турнир. Там же мы проведём сбор. Постепенно будем подводиться к чемпионату мира.

— Ваша цель, я так понимаю, не меняется?

— Да. Сейчас самое главное — выиграть чемпионат мира. Шесть лет назад я была третьей, и мне очень нужна победа.

— За это время насколько выросла конкуренция в международной женской борьбе?

— Очень сильно выросла география. Подтянулись африканские страны, есть хорошие спортсменки в Южной Америке. Но на первых местах всё равно остаются США и Япония. С этими странами пока тяжело конкурировать.

Честно говоря, я бы с удовольствием съездила на сборы в Японию. Там можно спарринговаться с двукратными и трёхкратными олимпийскими чемпионками, почувствовать атмосферу борьбы и получить новый опыт. Думаю, я бы добилась большего.

— Сейчас это вряд ли реально.

— Увы, такова политическая ситуация. Плюс многое зависит от видения главного тренера. Конечно, я бы поработала на сборе в Японии. Но ни в коем случае не обесцениваю то, что у меня есть.

Радиоприёмник за призовое место

— Вы занимаетесь борьбой с детства. Были варианты в других видах спорта?

— Я всегда была боевой девочкой. Чем только не занималась! Меня родители отдавали на биатлон, теннис, волейбол. Мне очень нравились игровые виды спорта. До 12 лет я серьёзно занималась волейболом. Но перспектив, к сожалению, не было. Тут нужен рост. А я ещё в детстве была метр с кепкой. (Улыбается.)

— Как в вашей жизни появилась борьба?

— Меня в секцию привёл папа. Честно говоря, мне очень не понравилось. Какая борьба? Я вообще-то девочка! У меня был дикий шок. Но деваться некуда. И тут оказалось, что у меня что-то получается.

— Помните свои первые соревнования?

— Я отзанималась всего две недели, и тренер повёз нас на турнир памяти Вепрева — он проходил в посёлке Степном Назаровского района. От Ачинска примерно 70 километров. Мы боролись в местном спорткомплексе и там же ночевали в спальных мешках. В этом есть своё удовольствие. Понятно, что о каком-то крутом комфорте речи не идёт, но воспоминания всё равно приятные.

Я заняла там второе место, и мне подарили грамоту и зелёный радиоприёмник. Он до сих пор у меня дома стоит! Тогда у меня появилось настоящее желание заниматься борьбой дальше.

— Помните соперницу, которой проиграли в финале?

— Честно говоря, не особо. Но, кажется, она была из Назарова. Там тоже хорошая школа борьбы.

— Я сам родом из Степного. Турнир Вепрева до сих пор проводится. И тот спорткомплекс недавно отремонтировали.

— Вот так и надо развивать спорт. Дай бог здоровья всем, кто этим занимается!

Родителям нужна поддержка

— Как родители отнеслись к тому, что вы стали профессионально заниматься борьбой?

— Их пугало, что у меня начались травмы. Это я к ним спокойно относилась — ну, пустяк, заживёт. А у родителей уже паника: “Всё, заканчиваем карьеру!” С ними даже пришлось разговаривать моему тренеру — он убедил дать мне шанс. Мы тогда за восемь месяцев подготовились к первенству России. Я приехала и разорвала всех! Тогда стало понятно, что профессиональный спорт — это моё будущее.

— Сейчас родители уже не так реагируют?

— Конечно, их мнение кардинально поменялось. “Да ты что! Да не было такого! Да мы всегда видели тебя только в борьбе!” (Смеётся.) Но я их понимаю и ни в коем случае не осуждаю.

Тем более они правы. Я ведь из простой семьи. Мама и папа всю жизнь отработали на заводе. О каких-то дорогих подарках или заграничных поездках мы в детстве могли только мечтать. А благодаря спорту я побывала во многих странах, посмотрела мир, расширила кругозор.

— Братья-сёстры есть?

— Да, младший брат. Он тоже неплохо занимался борьбой. Но у него не было поддержки. Мне повезло, что в детстве я показывала высокие результаты, и меня финансово стимулировали. У брата такой возможности не было. Он решил уйти из профессионального спорта и сейчас тренируется только для себя.

— Где храните свои медали?

— У родителей в Ачинске. Мне папа сделал комнату-галерею! Заходишь — на самом видном месте висит российский флаг. Вокруг него висят медали с грамотами и расставлены кубки. Всё очень красиво!

— Часто можно услышать истории, как спортсмены делают родителям или тренерам дорогие подарки. Есть ли у вас что-то подобное?

— Когда я несколько лет назад выиграла чемпионат Европы, то получила хорошую премию от сборной России. На эти деньги я купила маме путёвку в Сочи. Конечно, говорить о квартирах или дорогих машинах не приходится. Но в каких-то бытовых вещах я всегда помогаю родителям. Они уже на пенсии, им тоже нужна поддержка.

— Часто бываете в Ачинске?

— Стараюсь приезжать, когда у меня есть большие перерывы между сборами. Во время подготовки, к сожалению, сильно не накатаешься. У меня очень насыщенный график тренировок — с понедельника по субботу. Если раз в три месяца выбираюсь к родителям, то уже хорошо.

Преподаватели относились с пониманием

— Вы, насколько помню, учились в простой школе без спортивного уклона. Учителя обычно негативно относятся к пропускам. Столкнулись с этим?

— Да, было дело. Мне тоже говорили: “Какой спорт? Учись давай!” Но кто-то шёл навстречу. Например, учительница географии Валентина Стефановна разрешала мне поспать на её уроках. Я в шесть утра шла на зарядку, потом сразу в школу — понятно, что не высыпалась. Конечно, были и требовательные учителя. Но ничего, как-то окончила. (Улыбается.)

— В институте было легче?

— В какой-то степени да. Мне очень повезло с преподавателями. Особенно хотела бы отметить Наталию Николаевну Демидко. Потрясающая женщина! Она всегда относилась ко мне с пониманием. И ещё я очень благодарна Булату Борисовичу Гомбоеву.

Хотя в институте ко мне все относились по-доброму, с пониманием. Видели, что я не просто прогуливаю занятия, а постоянно езжу на сборы и соревнования. В итоге удалось окончить и бакалавриат, и магистратуру. Может, даже в аспирантуру пойду — кто знает?

— Есть планы?

— В ближайшие три года точно нет. Я уже говорила, что моя задача — достойно выступить на Олимпиаде. Но после завершения карьеры вполне возможно, что буду учиться дальше.

 Фото: Федерация спортивной борьбы России ВКонтакте

На родине оценили старания

— Недавно вам присвоили статус почётного гражданина Ачинска. Он накладывает на вас какие-то обязательства?

— Ну, глава города об этом ничего не говорил. (Смеётся.) Если потребуется какая-то помощь от меня в развитии спорта, то я, конечно, пойду навстречу. Мне приятно, что родной Ачинск оценил мои старания.

— Город как-то помогает вам?

— Если только выражает почёт и уважение. (Улыбается.) Но я думаю, что мне помогут в случае срочной необходимости. Пока до такого не доходило.

 SHUK8724.JPG

ДОСЬЕ

Ольга ХОРОШАВЦЕВА

Дата рождения: 24 августа 1994 года (Ачинск, Красноярский край).

Образование: Сибирский федеральный университет, институт физической культуры, спорта и туризма.

Достижения: бронзовый призёр чемпионата мира, трёхкратная чемпионка Европы, восьмикратная чемпионка России, чемпионка турнира Гран-при “Иван Ярыгин”.

Звания: заслуженный мастер спорта по вольной борьбе (2023), почётный гражданин Ачинска (2025).