Новости Красноярска

За пределами цехов: как в Норильске развивают креативные индустрии

Опыт северного города Красноярского края представили на Российской креативной неделе – Сибирь.

За пределами цехов: как в Норильске развивают креативные индустрии
Фото: организаторы Российской креативной недели – Сибирь.

Как вдохнуть жизнь в небольшие промышленные города? Это вопрос стал основным на сессии «Малые города Сибири: от сырьевого донора к центрам креативной экономики» в рамках Российской креативной недели – Сибирь.

Хорошая зарплата сама по себе не удержит работников, уверена заместитель директора по инвестициям и развитию бизнес-среды АНО «Агентство развития Норильска» Юлия Грибанова. Люди хотят больше, чем просто заработок, — они ищут место, где удобно жить и растить детей, посещать интересные мероприятия, наслаждаться природой и культурой.

Эти задачи в Норильске решает АНО «Агентство развития Норильска», учрежденное компанией «Норникель» при поддержке администрации города. Свой опыт Агентство представило на сессии креативной недели в Красноярске.

Норильск – город горной добычи и металлургии, и большинство рабочих мест здесь так или иначе связано с промышленностью. Однако даже здесь творчество находит своё воплощение благодаря Креативному пространству АРН. Открытое в бывшем здании типографии, оно стало настоящим домом творчества и креатива. Его оборудовали в 2021 году, и сейчас там 12 резидентов, которые пользуются всей инфраструктурой.

– У нас есть и дизайн-лаборатория, и гончарная мастерская, и творческая мастерская, работает самый северный парфюмер. Мы проводим различные мастер-классы, фестивали, выставки. В Креативном пространстве 12 постоянно действующих резидентов и 35 временных, которые присоединяются к нам во время проведения мероприятий, – рассказывает Алёна Смирнова, заместитель директора по социокультурным и образовательным проектам АНО «Агентство развития Норильска».

Кроме того, особое внимание уделено поддержке молодых дизайнеров одежды. Коллекции, созданные в стенах пространства, вдохновлены уникальными традициями северных народов и символикой Арктики.

Но места для самовыражения — лишь часть общей картины. Ещё одним важным звеном стала реконструкция здания старой технической библиотеки, ставшего современным общественно-культурным центром «Башня». Теперь этот комплекс совмещает площадку для культурных событий и пространство для интеллектуальных сообществ.

Однако комфортные условия для горожан включают в себя не только культурные пространства. Значительное внимание уделяется семейному отдыху и качественному досугу. Для развития системы общественного питания сотрудники агентства повышают уровень квалификации поваров совместно с Институтом гастрономии СФУ. Проводятся кулинарные фестивали, развиваются местные кафе и рестораны.

Внимание уделяется и туризму. В Норильске действует туристско-рекреационный кластер «Арктический». Специалисты вместе с турагентствами составляют экскурсионные маршруты, дают рекомендации, что посмотреть, куда съездить и чем заняться на Севере. Так, например, программы предлагают и поездки к водопадам, и сплавы по рекам, и ски-туры, рыбалку, сап-сёрфинг и путешествия к местам, где можно полюбоваться Северным сиянием.

– Не секрет, что у крупных промышленных предприятий идёт конкуренция за кадры. Зарплаты у нас и наших коллег практически сравнялись, и на первый план выходит качество жизни. Сейчас у людей за счёт доступности интернета, за счёт поездок появляется насмотренность и более высокие ожидания от жизни: им уже хочется, чтобы в магазине было чисто, чтобы были красивые витрины. Рынок из 1990-х уже никого не устроит, — говорит Юлия Грибанова.

Несмотря на важность развития творческих инициатив, никто не ожидает скорого превращения промышленного Норильска в город сервиса. По расчётам Агентства, доля креативных отраслей в экономике города достигнет 4,2 % к концу текущего года и составит порядка 6 % к 2030-му. Но даже скромные, на первый взгляд, проценты вносят ощутимый вклад в улучшение повседневной жизни жителей индустриального Норильска.