Жительница Красноярского края ушла служить в зону СВО
Баяна быстро научилась управлять беспилотниками.

Елизавете Цыбиной с позывным Баяна — 23 года. Ещё недавно она занималась патриотическим воспитанием молодёжи, а в 2024 году решила, что её место — рядом с теми, кто защищает Родину.
Путь на передовую для девушки оказался непростым. Военкоматы принимали на службу в основном медиков-женщин, а нужного образования у Елизаветы не было. Но она нашла выход — отправилась на курсы операторов БПЛА в Дивногорске.— Все мои знакомые — военные, курсанты. С начала войны многие отправились на передовую, кто-то не вернулся. Мой молодой человек подписал контракт в июне прошлого года, а в августе пришло известие, что его не стало... Я решила — хочу принять участие в специальной военной операции, — рассказывает Елизавета.
Обучение длилось полтора месяца, и уже вскоре после них Елизавета оказалась на передовой в составе отдельного отряда БПЛА “Феникс”. Её задачей были корректировка артиллерийского огня, дальняя и ближняя разведка.— Я боялась даже в руки брать “птицу”, — вспоминает Баяна. — Это большие деньги в воздухе, за которые я несу огромную ответственность. Но инструктор помог мне перебороть страх. После курсов я уже легко управляла беспилотником.
Первым направлением для Баяны стал Соледар.
— Наша позиция была в пятиэтажке, прямо в городе, — вспоминает она. — Условия, как в городской квартире, но опасно. Несмотря на то, что Соледар был взят, постоянно прилетала “Баба-яга” (тяжёлый ударный беспилотник), и вражеский танк отрабатывал по дому.
Позже, под Новый год, отряд перебросили в район Часова Яра. Этот день девушка вряд ли когда-то забудет: им пришлось переезжать, тащить на себе всё оборудование с одного направления на другое. О празднике речи и не шло.
Основная задача оператора БПЛА — поддержка пехоты. Здесь и сопровождение штурмовых групп, и доклады об обстановке впереди, чтобы командир мог принять решение, куда двигаться дальше.
Среди множества событий, произошедших за время службы, особенно запомнилось Елизавете обучение на позиции, работа с дроном новой модификации.
Полгода, проведённые в зоне СВО, стали для Баяны настоящей школой жизни. Контракт закончился, и девушка вернулась домой. Сейчас она адаптируется к мирной жизни, продолжает заниматься патриотическим воспитанием молодёжи.— Никто из других подразделений на этой “птице” не летал, а мне её дали первой, — вспоминает она. — Я чувствовала огромную ответственность.
— Но меня тянет обратно. Там остались мои товарищи, моя вторая семья, с которыми мы прошли огонь и воду, — признаётся Елизавета.
У войны не женское лицо
Елизавета была одной из немногих девушек на передовой.
Поначалу сослуживцы, большинство из которых — старше 30–40 лет относились к ней с осторожностью, по-отечески оберегая. Первое время даже не давали ей участвовать в разгрузке гуманитарной помощи. Но Елизавета доказала, что может выполнять ту же работу, что и мужчины.— В моём первом подразделении я была единственной женщиной. Меня даже брать не хотели, потому что это проблемы и дополнительная ответственность. Мне пришлось доказывать, что я приехала не супруга искать и не тусоваться в мужском коллективе, а работать наравне со всеми, — рассказывает Баяна.
— Я старалась сделать всё, чтобы они видели: я не просто сюда “полетать” приехала, как некоторые говорят, — делится она.
Баяна приобрела на передовой бесценный опыт.
Уроки мужества
После возвращения к мирной жизни Баяна вступила в сообщество ветеранов локальных войн, которое, по её словам, оказало ей огромную поддержку. Сейчас она активно участвует в патриотическом воспитании молодёжи, проводит уроки мужества, рассказывает о своём опыте, показывает дроны и обучает ребят управлению ими.
Баяна подчёркивает важность объединения ветеранов разных поколений и локальных конфликтов, отмечая роль боевого братства “Ветераны Отечества” под руководством Азада Багирова и Натальи Мышкиной.
Она особенно подчёркивает их работу по патриотическому воспитанию молодёжи.— Я благодарна им за то, что они приняли меня в свой коллектив и помогают не только мне в адаптации, но и всем ветеранам в разных вопросах, — говорит Баяна.
Когда молодёжь на встречах спрашивает об опыте на СВО, Баяна старается рассказывать правду, не приукрашивая и не преуменьшая действительность. Она знает, что дети очень впечатлительны, и важно, чтобы они понимали, что такое война, и ценили мир. Но и расшатывать пока неустойчивую психику не нужно, считает Баяна.— Работа с детьми меня поддерживает, — признаётся Елизавета. — С ними легко и спокойно работать.
Не имея педагогического образования, она планирует получить второе высшее, чтобы профессионально заниматься этой деятельностью.
Баяна считает, что патриотическое воспитание важно, потому что оно помогает детям воспитывать любовь к своей Родине, ответственность за её благополучие и безопасность.— Пока что в перспективных планах — заниматься с детьми и развиваться в этом направлении. А в середине июля я планирую пройти обучение, чтобы повысить квалификацию и стать инструктором по управлению БПЛА, — рассказала Елизавета. Она уверена, что справится со всем, ведь за её плечами — опыт войны и поддержка товарищей.
Нюанс
Позывной Баяны — не производное от всем известного музыкального инструмента. Как рассказывает участница СВО, так звали девушку, с которой она познакомилась во время отдыха на Алтае. Ей оно настолько понравилось, что позже наша героиня решила сделать его своим позывным. “А боевые товарищи называли меня Бая”, — делится она.