Новости

Умывая руки

Умывая руки

Возможно, на Санкт-Петербургском экономическом форуме среди множества громких заявлений и программ прозвучало не что иное, как новая концепция участия государства Российского в отечественном крупном бизнесе. 8 июня первый заместитель председателя правительства страны Игорь Шувалов заявил о необходимости это участие значительно ограничить.

— В инновационном обществе избыток государства так же опасен, как и его недостаток. Государство должно сконцентрироваться на решении только тех задач, где мы можем быть эффективными, — говорил Шувалов. — Госинституты должны уметь сокращать свою роль там, где их задачи выполнены, и быстро наращивать там, где это действительно необходимо.

Как отметили некоторые федеральные СМИ, выступление первого вице-премьера не только шло сразу за речью президента страны Дмитрия Медведева — оно к тому же было Гарантом Конституции внимательно выслушано. Что, по аппаратно-бюрократическим понятиям, означает одобрение начальником действий подчиненного. Таким образом, можно полагать, что речь Игоря Шувалова скоро не забудется, и, следовательно, революция в отношениях власти и большого бизнеса все-таки случится. Большинство же экспертов уже пришли к единому мнению: сокращение вмешательства государства в экономику принесет заметный положительный эффект. И вполне разумно определили сферы приложения “державной” энергии.

— У государства есть вполне определенные функции, хотя споры о том, в чем именно они заключаются, не утихнут, видимо, никогда, — высказался на эту тему профессор Российской экономической школы Олег Замулин. — Согласно самой распространенной среди экономистов точки зрения, государство должно выполнять общественные функции. Например, предоставлять общественные блага, такие, как услуги армии, милиции, часть инфраструктуры. Оно должно регулировать рынок там, где рынок не справляется, и при этом предполагается, что гос­вмешательство может улучшить ситуацию (например, охрана окружающей среды). Оно, в конце концов, должно осуществлять перераспределение доходов, а также пытаться уравнять шансы людей на успех, предоставляя всем возможность получить образование и доступ к здравоохранению.

Впрочем вернемся к знаковому выступлению Игоря Шувалова, на форуме рассказавшего от имени российской власти, как она намерена развивать экономику страны и поддерживать инвестиции. Первый вице-премьер начал с обозначения пяти главных проблем, мешающих России развиваться: “Проблема первая — мы страдаем психологией догоняющего. Вторая — энергетическая западня. Третья — отстающие навыки. Четвертая — нездоровый образ жизни и пятая — это стремление государства к росту своего влияния и стремление многих заставить государство влиять”.

— В России не хватает экономической свободы. Государство все еще пытается влиять там, где оно уже не нужно, — поддержал Шувалова помощник президента Аркадий Дворкович.

И даже приоткрыл завесу тайны над грядущим сокращением госчиновников: как выяснилось, тотальной замены всех руководителей в течение ближайших месяцев государство предпринимать не собирается, новый руководящий состав будет заступать на службу постепенно: — Поначалу для всех корпораций будет выделена квота по два-три профессионала в правлении. В будущем она, возможно, будет расширяться.

Таким образом, Дворкович выдал все секреты. И самый главный тоже: он ведь, по сути, признал тот факт, что вывод госчиновников из госкорпораций — дело давно решенное и даже продуманное.

А Игорь Шувалов объяснил, что провалы госрегулирования оказываются для России гораздо более болезненными, чем провалы рынка, поскольку власть медленнее реагирует на вызовы сложившейся ситуации. Поэтому государство максимально снизит участие чиновников в советах директоров госкомпаний, заменив их профессионалами. Хотя это, конечно, и не отменит создания новых госкорпораций.

— Мы считаем, что они нужны как раз для регулирования там, где рыночные агенты самостоятельно действовать не могут. Мы создавали их и, наверное, по каким-то направлениям будем их создавать, но таким образом, чтобы они работали абсолютно открыто, по правилам корпоративного управления, — пояснил первый вице-премьер.

По словам Шувалова, государственное самоограничение может начаться уже в текущем месяце. Первыми “зачисткам” подвергнутся компании со стопроцентным участием государства — ОАО РЖД, “Транснефть”, ТВЭЛ, “Зарубежнефть”. “Газпром” и “Роснефть” останутся в стороне: представители государства в их советах директоров уже утверждены на общих собраниях.

К слову, согласно официальным данным, в настоящее время стратегических предприятий в России — более тысячи в 42 отраслях. Найдется ли в стране достаточное количество отраслевых управленцев нужного уровня? Или состав советов директоров госкорпораций не изменится — просто эти люди перестанут быть чиновниками? И значит ли это, что в кулуарах Санкт-Петербургского экономического форума не зря поговаривали о “новой волне приватизации”?

— Механизмы известны — приватизация госсобственности, упрощение бюрократических процедур, передача многих функций по лицензированию, сертификации негосударственным организациям и ассоциациям. И этот процесс будет вечным, — считает профессор Российской экономической школы Олег Замулин.

За рассуждениями о судьбах отечественных госкорпораций участники Санкт-Петербургского форума и освещавшие его работу СМИ оставили почти без внимания заявление вице-премьера Сергея Иванова, пообещавшего, что правительство вплотную займется сокращением полномочий федеральных органов власти на местах. Все вышло практически внезапно: один из участников форума заметил, что в стране повсеместно возникают трудности со сдачей готовых строительных объектов. Иванов тут же откликнулся: “Засилье бюрократии. Федеральных органов власти много — от Ростехнадзора до пожарных отделений, санэпидемстанций, и всем хочется внимательно поизучать документ, “подвигать” его, как мы говорим”.

Сергей Иванов, правда, сделал уточнение: по его словам, все проблемы, с которыми сталкивается бизнес в регионах, происходят не по вине центрального правительства, а исключительно из-за чиновников, сидящих в регионах.

— Сейчас перед нами стоит задача по сокращению полномочий федеральных органов власти именно на местах, — сказал вице-премьер. — Необходимо что-то делать со стандартами и техническими регламентами для борьбы с коррупцией, поскольку регламенты эти допотопные, остались советские СНиПы, а новых нет.

На территории Красноярского края сейчас представлено более 70 федеральных органов власти. О предмете деятельности значительной их части непосвященные имеют весьма туманное представление. На слуху, что называется, тот же Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Главное управление ЦБ РФ по краю, управление Федеральной налоговой службы, управление Роснедвижимости, управление Федеральной антимонопольной службы… Плюс еще, конечно, ГУВД по краю, краевая прокуратура, краевой суд… Пока заявление вице-премьера Иванова нигде не комментируют и обсуждать отказываются: никаких указаний сверху на то не поступало. Однако ведь, если все эти семьдесят с лишним федеральных ведомств в Красноярском крае есть, значит, процентов 80 из них кому-то действительно нужны. Хотя бы ради полноценного осуществления надзорных функций. И если правительство действительно возьмется сокращать полномочия — а следовательно, скорее всего, и штат федеральных органов власти в регионах, — страна получит тысячи безработных чиновников. И, наверное, не сможет обеспечить их всех доходным местом в госкорпорациях.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА