Новости

Не все рождаются в рубашках

Не все рождаются в рубашках

Не все рождаются в рубашкахСборы в дальнюю дорогу — суета и волнения. Купить билеты, упаковать чемоданы и сумки, добраться с тяжелым багажом до вокзала… Наконец занять свое место, откинуться на спинку кресла и расслабиться. Но, к сожалению, организация пассажирских перевозок в нашей стране расслабиться не дает. Уходящий год запомнится небывалым количеством крупных аварий, участниками которых стали рейсовые автобусы.

Этой осенью только на дорогах края произошло несколько крупных дорожно-транспортных происшествий. В октябре на трассе Красноярск — Енисейск водитель пассажирского автобуса на спуске превысил скорость и не справился с управлением. Автобус съехал в кювет и перевернулся. В аварии погибло четыре человека, еще семеро получили серьезные травмы.

Через месяц водитель рейсового автобуса, перевозившего пассажиров из Шарыпово, пытался объехать стоящую на обочине неисправную машину “Урал”, зацепил ее и опрокинулся. В результате столкновения четыре человека погибло, пятнадцать ранены. Как оказалось, виновник трагедии устроился на предприятие совсем недавно, был стажером. В ходе проверки выяснилось, что был нарушен порядок стажировки. Владелец предприятия не имел права допускать работника к перевозке пассажиров, так как его непрерывный водительский стаж составлял менее трех лет. Кроме того, установлено, что водитель автобуса за два года 21 раз привлекался к административной ответственности за различные нарушения правил дорожного движения. Но почему-то владелец предприятия закрыл на данный факт глаза и принял такого “профессионала” на работу. После этих трагедий сотрудники ГИБДД заявили о проведении повторной проверки всех автотранспортных предприятий края.

— По сути, деятельность таких компаний в вопросах безопасности сегодня контролируют две структуры — госавтоинспекция и краевая транспортная инспекция, — рассказывает Галина Холетина, старший инспектор в отделении пропаганды УГИБДД по Красноярскому краю. — По приказу МВД России наши сотрудники должны проводить плановые проверки автопредприятий один раз в два года. Но в соответствии с краевым приказом мы осуществляем их ежегодно. Проверяем техническое состояние автопарка, законность допуска водителей к управлению — их стаж должен составлять не менее трех лет, обязательно прохождение стажировки. Помимо того, раз в квартал владельцы обязаны предоставить транспортные средства на технический осмотр. Если произошло ДТП, организуются внеплановые проверки. Сегодня требования к предприятиям, осуществляющим пассажирские перевозки, ужесточены. Начались внеплановые ревизии.

При выявлении недостатков на автопредприятии сотрудники ГИБДД выписывают предписание об их устранении. Если оно не исполняется в срок, составляется протокол о соответствующем нарушении требований техники безопасности или допуска транспорта на линию. Дело передают в суд, кроме того, информацию о недостатках направляют в курирующее ведомство — Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю. Именно здесь принимается окончательное решение о лишении предприятия лицензии за систематические нарушения.

По закону владелец предприятия должен обеспечить ежедневный осмотр автобусов, выходящих на линию, а также медицинский осмотр водителей. Но отследить, работает ли эта система во всех организациях, невозможно. Приходится надеяться на совесть предпринимателей.

— Вчера мы ехали на работу в аэропорт по трассе Красноярск — Емельяново на пассажирском автобусе. Салон был полон, в нем было более сорока человек. Во время движения, а скорость была немаленькой, у автобуса отвалились два задних колеса, — с возмущением рассказывает Галина Михайловна. — Нас понесло по дороге, бросало из стороны в сторону, я подумала, что живой не останусь. К счастью, водитель смог остановить автобус. Но ведь могла произойти трагедия! Мы вышли на трассу, долго ждали другого автобуса. Когда он приехал, никто из представителей автопредприятия не извинился, напротив, кондуктор, проверяющая билеты, еще и грубила каждому. Как же давно автобус не проходил осмотр, если у него отвалились колеса! Видимо, мы — его пассажиры — в рубашках родились.

“Очевидно, что не только в междугородних перевозках, но и в любом ответственном деле должна быть система, срабатывающая от первого до последнего звена, — говорит Олег Исянов, председатель федерации профсоюзов Красноярского края. — В пассажирских междугородних перевозках когда-то была жесткая схема и подбора кадров, и обучения. В советское время никогда бы не посадили за руль рейсового автобуса водителя, не имеющего соответствующего опыта и стажа работы. Сегодня эти вопросы брошены на самотек, отданы на откуп бизнесу. А у частников вопросы безопасности, к сожалению, стоят на десятом месте. Абсолютно очевидно: задача любого бизнеса — получение прибыли любой ценой. И сейчас мы это ощущаем в полной мере. Последний случай, когда выясняется, что за рулем разбившегося автобуса сидел стажер, подтверждает это. Система разрушена до основания”.

Олег Исянов считает, что контроль со стороны сотрудников ГИБДД — это последнее звено, последний заградительный рубеж. Но они не могут отследить все. Ситуацию нужно менять в корне — создавать новую систему, опираясь на прежний опыт.

— Некоторые говорят: власть не должна вмешиваться в дела бизнеса, — объясняет Олег Халильевич. — Но я убежден: прежде чем разрешить перевозки, деятельность частного предприятия, его ресурсы должны тщательно изучить представители власти. В целом, боюсь, у этой проблемы нет быстрого решения, требуется серьезная и продолжительная работа.

О том, что ситуацию на дорогах нужно менять, заговорили этим летом, когда произошла целая череда крупных аварий. В августе президент страны Дмитрий Медведев заявил, что с 1 января 2010 года все автобусы, осуществляющие междугородние пассажирские перевозки, должны быть оснащены ремнями безопасности. Кроме того, в автобусах дальнего следования и фурах необходимо установить автомобильные “черные ящики”, контролирующие соблюдение водителями режимов движения, труда и отдыха. Тогда некоторые эксперты заявили: ремни безопасности — не панацея. Чтобы снизить аварийность, нужна программа капитальной модернизации автобусного парка страны. Они считают основными причинами аварий “изношенность подвижного состава” и нежелание индивидуальных предпринимателей вкладывать деньги в техобслуживание транспорта.

Предлагая оснастить автобусы ремнями безопасности, чиновники кивают на зарубежный опыт. Так, в странах ЕС все пассажиры автобусов обязаны пристегиваться. Но транспортные средства в Европе совсем другого уровня. Поэтому возникает вопрос: как оснастить наши устаревшие автобусы ремнями безопасности?

В середине ноября в Москве прошла первая международная конференция по безопасности дорожного движения. На ней были озвучены страшные цифры: в 2009 году на российских дорогах произошло 168 тысяч ДТП, в которых погибли более 20 тысяч человек.

Выступая с докладом, Дмитрий Медведев заявил: наша страна поддерживает инициативу ООН объявить следующее десятилетие — с 2011-го по 2020 год — десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения. И дал поручение — к 1 марта следующего года подготовить технологический регламент по безопасности автомобильных дорог, которого ранее в России не существовало.

Президент пообещал радужное будущее: кардинально изменится система подготовки водителей, будут созданы межведомственные регламенты для тех, кто осуществляет перевозки и пассажиров, и грузов. Но пока пассажирам, покупающим билет на рейсовый автобус, остается надеяться на совесть предпринимателей.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА