Новости

Если пасмурно на душе

Если пасмурно на душе

А вы заботитесь о своем здоровье?

Осенняя хандра, плохое настроение — с приходом холодов многие ощущали неприятное чувство тоски и обреченности. Доктора напоминают: психическому состоянию здоровья нужно уделять не меньшее внимание, чем соматическому. И не доводить ситуацию до крайней точки.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире от депрессии страдают 26 процентов женщин и 12 процентов мужчин. В нашей стране число больных депрессий приближается к девяти миллионам человек. По прогнозу ВОЗ, к 2020 году это заболевание выйдет на первое место в мире, обогнав сегодняшних лидеров — сердечно-сосудистые и инфекционные болезни.

— Каждый человек, независимо от пола, возраста, социально-экономического положения, может страдать депрессией, — отмечет Наталья Терешкова, врач-психиатр филиала № 5 КГБУЗ ККПНД №1. — Депрессия — это больше, чем меланхолия, чем ежедневные колебания настроения. Как сахарный диабет или бронхиальная астма, она является заболеванием, требующим лечения.

К симптомам депрессии специалисты относят стойкое снижение настроения, чувство неуверенности в себе, неспособность сосредоточиться, нарушение сна и аппетита. Признаками заболевания также являются ощущения упадка сил, беспокойства, раздражительности, боли различной этиологии и частые мысли о смерти. Осень эти симптомы могут проявиться с особой силой.

Наиболее частые причины депрессии — психотравмирующие ситуации. Такие как проблемы на работе, потеря близких, коммерческие неудачи, конфликты в семье, соматические заболевания…

Специалисты отмечают: депрессия является одной из основных причин снижения работоспособности. Она становится фактором риска развития гипертонии, инфаркта миокарда, инсультов. Депрессия отражается не только на физическом и психическом самочувствии больного, но и затрагивает его близких. Так, в семьях, где хотя бы один супруг страдает депрессией, разводы происходят в десять раз чаще, чем в остальных. Поэтому лечить болезнь нужно обязательно.

— Зачастую люди не обладают нужной информацией и неправильно понимают природу своего состояния, — считает Рузанна Антонян, врач-психиатр первой категории филиала № 5 КГБУЗ ККПНД № 1. — Им кажется, что если их состояние связано с понятными жизненными трудностями, то это не депрессия, а нормальная человеческая реакция, которая пройдет самостоятельно. Нередко бывает и так, что физиологические проявления депрессии способствуют формированию убеждения о наличии серьезных соматических заболеваний.

Эксперты говорят: 80 процентов больных депрессией первоначально обращаются за помощью к врачам общей практики, при этом правильный диагноз устанавливается примерно в пяти процентах случаев. Адекватную терапию получает еще меньшее число пациентов.

— К сожалению, на обычном приеме в поликлинике не всегда можно разграничить физиологические проявления депрессии и наличие истинного соматического заболевания, что ведет к постановке неверного диагноза, — отмечает Рузанна Антонян. — Пациентам назначают симптоматическую терапию (лекарства “для сердца”, “для желудка”, “от головной боли”), но улучшение не наступает. Возникают мысли о тяжелом, нераспознанном соматическом заболевании, что по механизму порочного круга ведет к утяжелению депрессии. Пациенты тратят много времени на клинические и лабораторные обследования и, как правило, попадают к психиатру уже с тяжелыми хроническими проявлениями депрессии. Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам. Лечение будет более успешным, если вы начнете его на ранней стадии.

Помимо того, многие не спешат обращаться за профессиональной помощью, опасаясь, что их поставят на учет как душевнобольных людей. А значит, в будущем могут возникнуть проблемы при получении водительских прав, устройстве на работу…

— В психоневрологических диспансерах существует два вида учета — консультативный и амбулаторный, — объясняет Александр Бендера, главный врач филиала № 5 КГБКЗ ККПНД № 1, главный внештатный специалист-психиатр министерства здравоохранения Красноярского края.

При однократном обращении вас поставят на консультативный учет, никаких последствий в виде выдачи справок по запросам соответствующих организаций он не несет. Обычно именно на такой учет ставят пациентов с легкими расстройствами невротического уровня — нарушением сна, депрессией. Решение о постановке на амбулаторный учет, который подразумевает систематическое наблюдение, принимает специальная комиссия. И для этого у докторов должны быть веские основания.

— Не нужно думать, что мы развешиваем ярлыки: обратился за помощью — значит душевнобольной, — замечает Александр Бендера. — Мы помогаем людям поправить свое психическое здоровье, не выбивая их из колеи.

Александр Петрович добавляет: современные лекарства и реабилитационные программы дали возможность большинству людей даже с самыми сложными психическими расстройствами вести привычный образ жизни. Однако именно сейчас психиатрический диагноз для многих является проблемой, нередко более актуальной, чем само заболевание.

— Древнее клеймо превратилось в символ инакости и приобрело более скрытный, но масштабный характер воздействия, — говорит он. — Такие слова, как “психически больной”, “сумасшествие”, “шизофрения” люди применяют к тому человеку, контексту или ситуации, которые хотят отвергнуть. Заболевшие воспринимают начало психического расстройства как знак неведомого перерождения их сущности. Профессионалы западных стран достигли того, что психические болезни воспринимаются подавляющей частью общества как обыденное явление. Общение к психиатру или к психотерапевту рассматривается большинством из них как конструктивный путь решения определенных проблем. Таким образом, факт психического расстройства перестал выделяться из ряда разнообразных жизненных сложностей. Он не заслоняет собой личность больного в глазах окружающих и не препятствует его самореализации. Мы должны стремиться к тому, чтобы такое же отношение сложилось и в нашей стране.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА