Новости

Полицейский для солдата

Полицейский для солдата

Поможет ли новая структура укрепить наши границы

Реформа Российской армии продолжается. Регулярно страна узнает о новациях в вооруженных силах. Так, на прошлой неделе в прессу просочилась сведения о том, что к 2012 году в России будет создана военная полиция. Но официально подтверждать информацию в Минобороны пока не торопятся.

— Идея создания собственного дисциплинарно-правоохранительного органа в Российской армии не нова, — говорит депутат Законодательного собрания края Юрий Швыткин. — Это вопрос обсуждается уже давно.

Действительно, разговоры о создании в Вооруженных силах РФ подразделений военной полиции ведутся почти 20 лет. О ней вспоминали каждый раз после крупного ЧП в вооруженных силах, но забывали, когда острота ситуации спадала. Сначала в качестве эксперимента планировалось создать подразделения военной полиции в двух военных округах и на Северном флоте. В 2006 году во время дела рядового Сычева (солдат пострадал от казарменных дедов и остался инвалидом) о необходимости введения военной полиции заговорил занимавший тогда пост Президента РФ Владимир Путин. Но впоследствии сама идея была признана бесперспективной и предана забвению. Теперь вновь реанимирована.

Сегодня работа по созданию нового корпуса находится на завершающем этапе, заявляет пресс-служба Минобороны. В ближайшее время планируется подготовить предложения по внесению соответствующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях. Напомним, что появление военной полиции в Министерстве обороны планировали еще весной 2010 года, но этот процесс был тогда временно приостановлен.

По словам начальника Главного управления боевой подготовки Минобороны генерала Валерия Евневича, все документы, касающиеся появления в ВС РФ новой структуры, были полностью готовы еще в декабре 2009 года. Теперь полное комплектование корпуса армейской полиции планируется завершить в течение 2011-го.

Появление военной полиции должно освободить остальных военнослужащих от побочных обязанностей, не связанных с основной работой. Это, например, патрулирование, охрана объектов Минобороны и расследование армейских правонарушений. Всем этим сегодня занимаются офицеры воинских частей, они должны и выступать в случае ЧП в качестве дознавателей, и искать пропавших солдат, и так далее. Предполагается, что новой структуре также передадут функции гарнизонных комендатур — регулировку движения военного транспорта и содержание военнослужащих на гауптвахте. Полиция также будет призвана осуществлять контроль за исполнением общевоинских уставов, распоряжений командования. Тем самым от выполнения этих функция высвобождается значительный отряд военных, что позволит им сосредоточиться непосредственно на своих прямых обязанностях — боевой подготовке.

Ориентировочная численность полицейского корпуса по одной информации составит пять тысяч человек, по другой — двадцать тысяч. Говорят, что полицейские структуры появятся по всей армейской вертикали — от бригады до военного округа. А служить там будут военнослужащие, уволенные в ходе реформирования вооруженных сил.

— У нас есть опыт создания специальных милицейских подразделений в закрытых городках и гарнизонах, которые в какой-то мере выполняли функции военной полиции, — рассказывает Юрий Швыткин. — На мой взгляд, подобная структура, имеющая все полномочия по регулированию порядка в войсках, очень нужна. Я не могу сказать, как она должна быть организована и до каких пределов должны простираться ее полномочия, но ясно одно: она должна быть совершенно самостоятельна и не зависеть от армейских командиров, она должна подчиняться только напрямую министру обороны. Военная полиция могла бы взять на себя не только оперативно-розыскные и следственные функции, несение патрульно-постовой службы, конвоирование задержанных, охрану и досмотр военных грузов, но и вопросы, связанные с расхищением военного имущества, незаконной торговлей оружием и боеприпасами.

Высказался на счет формирования новой структуры и главный военный прокурор России Сергей Фридинский. Он опасается, что за год невозможно будет принять множества законодательных актов, регламентирующих деятельность военной полиции. Кроме того, придется разграничить сферу полномочий и выстроить схему взаимодействия между военной прокуратурой и полицией.

— Собственная полиция армии необходима, — считает офицер запаса Павел Бирюков. — Но ее работа будет эффективной только в том случае, если новая структура будет строиться не по гарнизонно-окружной, а по территориальной схеме. Она не должна находиться в подчинении ни у военного командования, ни у министра обороны. Финансировать полицию нужно по отдельной статье бюджета, а не от Минобороны. Не следует входить ей и в состав Главной военной прокуратуры. Военная полиция должна быть самостоятельной в своих действиях. Что касается разговоров о том, что полиция поможет нам справиться с дедовщиной, это полная ерунда. Скорее всего полицейские будут работать после того, как случилось ЧП, — невозможно к каждой части приставить по дежурному правоохранительному отряду. Профилактикой же неуставных отношений обязана заниматься не полиция, а офицеры-воспитатели, психологи, военные капелланы.

Информация о том, что в полицию станут принимать военнослужащих, уволенных в ходе реформирования вооруженных сил, вызывает у бывшего военного недоумение.

— Получается, что полицейские структуры хотят наполнить гражданскими людьми, — говорит офицер запаса. — Если речь идет о создании органов с функциями первичного дознания, то это приемлемый вариант. Бывшие армейские следователи, прокуроры и судьи хорошо подошли бы на такую роль. Справятся с ней и большинство отставных командиров, которым в войсках приходилось работать дознавателями. На все остальные должности вряд ли бывшие военные сгодятся. Нужно отдельно обучать специалистов, иначе это будет не полиция, а какая-то самодеятельность. Но в том, что за год удастся подготовить для новой структуры квалифицированные кадры, я сомневаюсь.

Появление военной полиции не единственная армейская новость последних дней. К осенней призывной кампании в Министерстве обороны подготовили несколько нововведений. В частности, многие призывники смогут отдавать воинский долг Родине неподалеку от своего дома. Начиная с этой осени, солдат-срочников будут отправлять в воинские части, дислоцирующиеся в непосредственной близости от города или района, из которого они были призваны. В первую очередь это касается призывников, имеющих детей и которые в связи с переходом к одногодичному сроку военной службы по призыву утратили право на отсрочку. Это же положение будет распространяться на женатых призывников, а также имеющих больных или пенсионного возраста родителей. А еще родителям официально разрешили провожать призывников до места службы. Генштаб уже разослал указание по военным округам. “Семейные” проводы пока называют экспериментом. Если практика приживется и не возникнут какие-либо проблемы, то папы и мамы будут провожать своих сыновей повсеместно. Правда, великого родительского нашествия в гарнизонах в этом году не ждут. Во-первых, потому, что не у всех взрослых найдется время на поездку. Во-вторых, финансовые возможности. Дело в том, что бесплатное место родителям предоставляется только в том случае, если в арендованном для новобранцев вагоне найдется свободная полка. Если таковой нет, то билеты провожающим придется покупать за свой счет в соседнем вагоне. Дорога домой — проблема мам и пап, эти расходы армия точно не намерена брать на себя. А вот легально откупиться от армии в обозримом будущем никому не удастся. Даже за миллион рублей. Госдума отклонила инициативу депутатов от ЛДПР освобождать от защиты Родины тех, кто внес в государственную казну крупный взнос.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА