Проспект культуры
Путешествие в будущее: фильм «Сто лет тому вперёд» побил рекорды кинопроката
За первые три недели он собрал 1,193 млрд рублей, однако владельцы кинотеатров ожидали вдвое больше.
Фильм «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко, вышедший на большие экраны 18 апреля, поставил рекорд российского проката. За первые три недели он собрал 1,193 млрд рублей. Помимо того, он вошел в список популярных кинокартин на «Кинопоиске». Большому интересу зрителей способствовала и хорошая промо-компания еще до старта показов.
Впрочем, сборы фильма «Сто лет тому вперёд» пока не оправдали ожидания владельцев кинотеатров. По словам председателя Ассоциации владельцев кинотеатров Алексея Воронкова, предполагаемые сборы от проката фильма «Сто лет тому вперед» прогнозировали на уровне 2,5−3 млрд рублей.
Обозреватель Gornovosti Екатерина Крупина попыталась разобраться, с чем связан феномен фильма, основанного на одноимённом романе Кира Булычёва.
Расскажем немного о сюжете. Один из главных героев «Сто лет тому вперед» — Коля Герасимов. Это обычный одиннадцатиклассник. Он живёт в 2024 году и сталкивается с типичными подростковыми проблемами: влюблённость, ревность, непонимание мамы. Алиса Селезнёва из 2124, в общем, тоже: отказывает однокласснику в свидании, дерзит учителю, а ещё не теряет надежду найти маму. Их встреча казалось невозможной, но у жизни, как мы знаем, на всё свои планы. Вместо миелофона, который был в повести «Сто лет тому вперёд», и сериале «Гостья из будущего», теперь космион. Если миелофон читал мысли, то космион помогает своему хранителю перемещаться во времени на сто лет вперед и назад.
Адаптировать наследие советского прошлого – это непростая задача. У сериала, как и у книги Булычёва, была идеология. Современным детям не понять, почему «Гостья из будущего» 1984 года так нравилась тогдашним ребятам, кто такие пионеры и почему будущее за коммунизмом. Поэтому важно тонко балансировать между сохранением ценностей и принципов прошлого и уметь адаптировать их к новым вызовам и требованиям современности.
— Любая адаптация книги, фильма — большая ответственность, зритель всегда в штыки воспринимает переосмысление вещей, вызывавших ностальгию. С другой стороны, молодые люди, на мой взгляд, к советскому кинематографу не могут настолько тепло относиться. У них другой темп жизни, иная скорость принятия информации, поэтому я уверен, что томительность событийного ряда в советских фильмах для них — однозначный барьер, — поделился с Gornovosti режиссёр второй съёмочной группы Юрий Хмельницкий. — Мне кажется, что режиссеру Александру Андрющенко удалось найти этот баланс, в котором удовлетворен будет и зритель, смотревший в юности «Гостью из будущего», и зритель 10-х годов нашего века. Здесь есть достаточно отсылок к первоисточнику, но и, конечно, аттракцион для молодых зрителей, герои для молодых зрителей, точнейшая актерская игра молодых звезд.
В фильме сыграли как начинающие звёзды российского кино, так и те, кто давно знаком зрителю. Это Константин Хабенский в образе Профессора. Он вжился в роль очень четко, не хватает, пожалуй, только очков. Не менее известный Фёдор Бондарчук подарил роботу Вертеру свой голос. Нашумевшая звезда Александр Петров уже успел дважды сработаться с красноярским режиссёром Юрием Хмельницким: сначала в «Лёд 3», а теперь и в «Сто лет тому вперёд». И там, и там артист не оставляет зрителя равнодушным — либо любовь, либо ненависть к персонажу.
Журналисты называют Марка Эйдельштейна, сыгравшего Колю Герасимова, российским Тимоти Шаламе. Схожесть действительно есть. В фильме «Сто лет тому вперёд» сложилось ощущение, что он играл самого себя в подростковом возрасте. Из биографии Марка известно, что ему удалось окончить школу экстерном (а значит, умный, как Коля Герасимов!). Помимо этого, в одном из своих интервью Марк делится, что в школьные годы «клеил» девчонок стихами. Чем не сцена дома у Коли, где он читает Алисе фристайл-рэп?
— Я ждал, что наконец-то экранизируют «Гостью из будущего» и продолжат дальше: «Приключения Электроника» и так далее. Старые, добрые сказки. Больше всего ждал экранизации произведения Булычёва. Но вышло совсем не то. Игра актёров замечательная, но, как по мне, Коля Герасимов — совсем не Коля Герасимов, — поделился своим мнением красноярский режиссёр Джеф Агаев.
О Дарье Верещагиной, которая исполнила роль Алисы Селезнёвой, говорить пока рано. В последнем сезоне «Трудных подростков» она сыграла роль лудоманки и тоже Дашу. Там актрисе совсем не дали раскрыться. Но так можно сказать обо всех персонажах того сезона, нить повествования зачастую была нелогичной. Можно сказать, что Алиса Селезнёва — первая серьёзная работа актрисы.
Не стоить забывать о саунд-дизайне. Игорь Вдовин выложился по полной программе. Отображение мира сопровождается величественными нарастающими нотами, тогда как любая сцена с пиратами — тревожным, беспокойным настроением. На Яндекс.Музыке есть альбом, состоящий из мелодий фильма, каждая из которых отсылает нас к конкретному моменту в ленте.
Получилось ли у авторов создать нечто, что будут пересматривать, как когда-то «Гостью из будущего»? Кажется, что да. Но с первого просмотра может не сразу получится понять все хитросплетения в перемещении во времени. Люди в кинозале то и дело перешёптывались и спрашивали: «Ты понял, что сейчас произошло?»