Наука и образование
Как в Красноярске учатся на экскаваторщика
Преподаватель автотранспортного техникума рассказал, как обучает водителей спецтехники.
Образ рабочего — классика отечественного кинематографа. Многие помнят Николая Крючкова в картине “Трактористы”, демобилизованного танкиста, водителя спецтехники. На подобных фильмах воспитывалось не одно поколение, и трудовые профессии актуальны до сих пор. По свежим данным Центра занятости населения (ЦНЗ) Красноярска, квалифицированные рабочие входят в перечень наиболее востребованных специальностей. В рамках проекта “Наставники” журналист “Городских новостей” пообщался с мастером производственного обучения Андреем Киселёвым, который готовит к выпуску будущих машинистов.
Не игрушка
Занятия по управлению экскаватором МТЗ-82 — процесс поистине увлекательный. Внушительные габариты кузова, большая обзорная кабина, множество рычагов, современная приборная панель притягивают взгляд и манят за штурвал, чтобы скорее почувствовать себя повелителем многотонной махины. Взрослые студенты техникума, попав внутрь спецмашины, радуются как маленькие, словно оказались на захватывающем аттракционе. Однако расслабляться здесь нельзя ни в коем случае.
— Важно помнить, что экскаватор не игрушка, — отмечает Андрей Киселёв, преподаватель Красноярского автотранспортного техникума. — А курсанты не дети, а кандидаты в водители спецтехники.
Сначала в учебной аудитории студентам в теории объясняют, как устроены механизмы, и только потом парни попадают на практическую езду и копку, которые проходят на территории автодрома, а также специального полигона. На занятиях молодёжь учится управлять КамАЗом и экскаватором: работать отвалом, разрабатывать грунт, выкапывать траншеи, котлованы, управлять стрелой.
— Перед выгоном машины из стояночного бокса проводим предрейсовый осмотр, чтобы всё работало, всё моргало, ребята расписываются в журнале по технике безопасности, — поясняет преподаватель. — Конечно, больше всего студентам нравится кататься, в их глазах можно увидеть настоящий азарт. От желающих порулить нет отбоя. Студенты идут на урок с настроением. Когда парни оказываются на месте водителя, почти каждый из них в первый день упражнений пытается газовать, но на экскаваторе это не очень получается!
Педагог-наставник уверен: без работы его курсанты точно не останутся, специальность достойно оплачивается. Впоследствии приобретённые навыки очень пригодятся выпускникам в работе на крупных стройках, к примеру, по возведению газопроводов и нефтепроводов, трасс федерального значения, жилых и промышленных объектов. К тому же у техникума заключён договор с золотодобывающей компанией, после сдачи экзаменов в Ростехнадзоре и получения диплома многих приглашают в штат предприятия, где ребята уже прошли производственную практику.
Обучить даже хулигана
Управлять машинами Андрей Григорьевич мечтал с детства, а работать мастером ПО в техникуме начал в 1994 году, он и сам окончил это учебное заведение по той же специальности. По признанию нашего героя, ему очень нравится работать с учениками, общаться и делиться опытом.
— Конечно, студенты все разные, — говорит Андрей Киселёв. — Кто-то на лету всё схватывает, есть такие сообразительные, которые после двух-трёх занятий достигают хорошего результата. А кому-то сколько ни рассказывай, всё бесполезно — он в облаках витает. Всё от человека зависит. Но подход можно найти к любому. Сначала разговариваю, объясняю, как знания пригодятся в будущем. Я никогда не кричу на своих курсантов. Никогда! Если повышаешь голос, они теряются. А когда спокойно разговариваешь, молодёжь лучше воспринимает. Даже самый отпетый хулиган, когда с ним тихо, уважительно обращаешься, начинает относиться к тебе достойно.
За время преподавания в техникуме с какими только студентами не приходилось Андрею Григорьевичу поработать. Как отмечает мастер, сегодняшнее поколение отличается большой зависимостью от гаджетов, из-за чего ребятам бывает сложно сосредоточиться.
— Как только появляется свободная минутка, они уже все в телефоне сидят, по интернету лазят, — рассказывает Андрей Киселёв. — Приходится их ограничивать. Пользоваться смартфоном на занятии строго запрещаю, это отвлекает водителя. Даже если кто-то ученику звонит, брать трубку не разрешаю. Говорю: вот закончишь упражнение, потом наберёшь. Потому что важно не только научить ловко выполнять манёвры, но приучить будущего машиниста к дисциплине, чтобы предупредить опасные ситуации.
Тонкая работа
Виртуозно вырыть глубокий котлован, засыпать траншею… На первый взгляд может показаться, что работа на габаритной спецтехнике ограничивается сугубо масштабными действиями. Однако это не так. В этой рутине есть место и тонким задачам.
— На одном из конкурсов профмастерства будущие мастера выполняли популярный трюк: перед ними ставился открытый спичечный коробок, и они при помощи экскаватора должны были так его закрыть, чтобы он не повредился, — рассказывает Андрей Григорьевич. — Это ювелирная работа, и мои студенты с ней справились и заняли призовое место. Около месяца мы к состязанию готовились. Здесь главное — внимательность и навык.
В арсенале личных достижений у Андрея Киселёва организация и проведение профессиональных конкурсов, различных мастер-классов. Преподаватель стремится повышать свою планку, наращивает опыт, постоянно сам учится чему-то новому. К примеру, он занял второе место во всероссийской интернет-олимпиаде “Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе”, имеет несколько свидетельств о повышении квалификации. Сегодня он прекрасно владеет управлением КамАЗом, экскаватором и автомобилями. Но главное — наш герой уделяет много внимания своим подопечным. По мнению Андрея Григорьевича, внеклассные мероприятия — важная часть воспитания и профориентации.
— Вместе выезжаем на Столбы, на Удачный, — делится Андрей Киселёв. — Чтобы студенты могли познакомиться с новинками, посещаем выставки дорожной спецтехники, такие как “Мотор Экспо Шоу” в “Сибири”, а также чемпионаты, патриотические фестивали и праздники.
Неслучайно после окончания техникума выпускники часто заглядывают в гости к Андрею Григорьевичу. Здесь они могут рассчитывать на помощь и поддержку своего бывшего преподавателя.
В тему
Официально идея изобретения землеройной машины принадлежит Леонардо да Винчи. В начале XVI века он разработал схему прототипа современного экскаватора. Известен набросок чертежа грейфера для землечерпалки, созданный художником в 1500 году, позднее Леонардо принимал участие в прокладке каналов в Миланской долине при помощи своего изобретения.
Однако, возможно, экскаватор появился ещё раньше. Есть свидетельства, что в 1420 году в Венеции была издана книга “Кодекс Джованни Фонтана”. В ней рассказывалось о ковшедолбёжной землечерпалке, использовавшейся для углубления дна каналов, расширения морских гаваней.