Наука и образование

Как в Красноярске учатся на экскаваторщика

Преподаватель автотранспортного техникума рассказал, как обучает водителей спецтехники.

Как в Красноярске учатся на экскаваторщика

Образ рабочего — классика отечественного кинематографа. Многие помнят Николая Крючкова в картине “Трактористы”, демобилизованного танкиста, водителя спецтехники. На подобных фильмах воспитывалось не одно поколение, и трудовые профессии актуальны до сих пор. По свежим данным Центра занятости населения (ЦНЗ) Красноярска, квалифицированные рабочие входят в перечень наиболее востребованных специальностей. В рамках проекта “Наставники” журналист “Городских новостей” пообщался с мастером производственного обучения Андреем Киселёвым, который готовит к выпуску будущих машинистов.

Не игрушка

Занятия по управлению экскаватором МТЗ-82 — процесс поистине увлекательный. Внушительные габариты кузова, большая обзорная кабина, множество рычагов, современная приборная панель притягивают взгляд и манят за штурвал, чтобы скорее почувствовать себя повелителем многотонной махины. Взрослые студенты техникума, попав внутрь спецмашины, радуются как маленькие, словно оказались на захватывающем аттракционе. Однако расслабляться здесь нельзя ни в коем случае.

— Важно помнить, что экскаватор не игрушка, — отмечает Андрей Киселёв, преподаватель Красноярского автотранспортного техникума. — А курсанты не дети, а кандидаты в водители спецтехники.

Сначала в учебной аудитории студентам в теории объясняют, как устроены механизмы, и только потом парни попадают на практическую езду и копку, которые проходят на территории автодрома, а также специального полигона. На занятиях молодёжь учится управлять КамАЗом и экскаватором: работать отвалом, разрабатывать грунт, выкапывать траншеи, котлованы, управлять стрелой.

— Перед выгоном машины из стояночного бокса проводим предрейсовый осмотр, чтобы всё работало, всё моргало, ребята расписываются в журнале по технике безопасности, — поясняет преподаватель. — Конечно, больше всего студентам нравится кататься, в их глазах можно увидеть настоящий азарт. От желающих порулить нет отбоя. Студенты идут на урок с настроением. Когда парни оказываются на месте водителя, почти каждый из них в первый день упражнений пытается газовать, но на экскаваторе это не очень получается!

Педагог-наставник уверен: без работы его курсанты точно не останутся, специальность достойно оплачивается. Впоследствии приобретённые навыки очень пригодятся выпускникам в работе на крупных стройках, к примеру, по возведению газопроводов и нефтепроводов, трасс федерального значения, жилых и промышленных объектов. К тому же у техникума заключён договор с золотодобывающей компанией, после сдачи экзаменов в Ростехнадзоре и получения диплома многих приглашают в штат предприятия, где ребята уже прошли производственную практику.

Обучить даже хулигана

image description
image description

Управлять машинами Андрей Григорьевич мечтал с детства, а работать мастером ПО в техникуме начал в 1994 году, он и сам окончил это учебное заведение по той же специальности. По признанию нашего героя, ему очень нравится работать с учениками, общаться и делиться опытом.

— Конечно, студенты все разные, — говорит Андрей Киселёв. — Кто-то на лету всё схватывает, есть такие сообразительные, которые после двух-трёх занятий достигают хорошего результата. А кому-то сколько ни рассказывай, всё бесполезно — он в облаках витает. Всё от человека зависит. Но подход можно найти к любому. Сначала разговариваю, объясняю, как знания пригодятся в будущем. Я никогда не кричу на своих курсантов. Никогда! Если повышаешь голос, они теряются. А когда спокойно разговариваешь, молодёжь лучше воспринимает. Даже самый отпетый хулиган, когда с ним тихо, уважительно обращаешься, начинает относиться к тебе достойно.

За время преподавания в техникуме с какими только студентами не приходилось Андрею Григорьевичу поработать. Как отмечает мастер, сегодняшнее поколение отличается большой зависимостью от гаджетов, из-за чего ребятам бывает сложно сосредоточиться.

— Как только появляется свободная минутка, они уже все в телефоне сидят, по интернету лазят, — рассказывает Андрей Киселёв. — Приходится их ограничивать. Пользоваться смартфоном на занятии строго запрещаю, это отвлекает водителя. Даже если кто-то ученику звонит, брать трубку не разрешаю. Говорю: вот закончишь упражнение, потом наберёшь. Потому что важно не только научить ловко выполнять манёвры, но приучить будущего машиниста к дисциплине, чтобы предупредить опасные ситуации.

Тонкая работа

image description
image description

Виртуозно вырыть глубокий котлован, засыпать траншею… На первый взгляд может показаться, что работа на габаритной спецтехнике ограничивается сугубо масштабными действиями. Однако это не так. В этой рутине есть место и тонким задачам.

— На одном из конкурсов профмастерства будущие мастера выполняли популярный трюк: перед ними ставился открытый спичечный коробок, и они при помощи экскаватора должны были так его закрыть, чтобы он не повредился, — рассказывает Андрей Григорьевич. — Это ювелирная работа, и мои студенты с ней справились и заняли призовое место. Около месяца мы к состязанию готовились. Здесь главное — внимательность и навык.

В арсенале личных достижений у Андрея Киселёва организация и проведение профессиональных конкурсов, различных мастер-классов. Преподаватель стремится повышать свою планку, наращивает опыт, постоянно сам учится чему-то новому. К примеру, он занял второе место во всероссийской интернет-олимпиаде “Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе”, имеет несколько свидетельств о повышении квалификации. Сегодня он прекрасно владеет управлением КамАЗом, экскаватором и автомобилями. Но главное — наш герой уделяет много внимания своим подопечным. По мнению Андрея Григорьевича, внеклассные мероприятия — важная часть воспитания и профориентации.

— Вместе выезжаем на Столбы, на Удачный, — делится Андрей Киселёв. — Чтобы студенты могли познакомиться с новинками, посещаем выставки дорожной спецтехники, такие как “Мотор Экспо Шоу” в “Сибири”, а также чемпионаты, патриотические фестивали и праздники.

Неслучайно после окончания техникума выпускники часто заглядывают в гости к Андрею Григорьевичу. Здесь они могут рассчитывать на помощь и поддержку своего бывшего преподавателя.

В тему

Официально идея изобретения землеройной машины принадлежит Леонардо да Винчи. В начале XVI века он разработал схему прототипа современного экскаватора. Известен набросок чертежа грейфера для землечерпалки, созданный художником в 1500 году, позднее Леонардо принимал участие в прокладке каналов в Миланской долине при помощи своего изобретения.

Однако, возможно, экскаватор появился ещё раньше. Есть свидетельства, что в 1420 году в Венеции была издана книга “Кодекс Джованни Фонтана”. В ней рассказывалось о ковшедолбёжной землечерпалке, использовавшейся для углубления дна каналов, расширения морских гаваней.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА