Новости

Платье из парашюта

Платье из парашюта

Платье из парашютаКружевной воротничок, рукава фонариком, кудри, старательно уложенные щипцами, — фото военных лет подтверждают, что и тогда женщины старались оставаться женщинами. Конечно, было не до моды, но суровые испытания не отбили желания быть ухоженными и красивыми. Что и как носили в сороковых, вспоминают сами участники Великой Отечественной войны и рассказывают историки.

Маленький Париж

До войны после присоединения к Советскому Союзу Латвии модной столицей стала Рига. Этот город называли “маленьким Парижем”. Здесь работали многочисленные ателье, магазины одежды, ориентировавшиеся на западноевропейскую моду. На фото тех лет молодые рижанки выглядят потрясающе — мех, изящная обувь, идеальные прически. Привезенные из Прибалтики вещи считались большой удачей.

В СССР законодателями моды были артисты, жены работников партийного аппарата. Им были доступны иностранные журналы, лучшие портнихи, дорогие ткани и аксессуары, косметика. Конечно, основная масса людей в стране одевалась просто, хотя модницы пытались копировать стиль звезд.

— В 1939 году начинается Вторая мировая война, милитаризация общества влияет и на моду, — рассказывает Елена Ярыгина, научный сотрудник отдела фондов краеведческого музея. — Юбки становятся короче, линии плеч шире и жестче. Обшлага с кантом, накладные карманы — все это элементы военного костюма. Из головных уборов остромодными считаются шляпки, похожие на тюрбаны.

Особый шик

С началом Великой Отечественной все производство переориентировалось на военные нужды. Одеть в форму нужно было миллионы людей, фабрики и ателье работали круглосуточно. Но и в этих условиях женщинам удавалось обзавестись обновкой.

— В нашей коллекции есть интересный экземпляр — блузка, сшитая из парашютного шелка, — рассказывает Елена Васильевна. — Передали ее родственники бывшей учительницы Марии Говорцовой, в молодости проживавшей в Белоруссии. Во время войны над деревней сбили немецкий самолет, летчик выпрыгнул из горящей машины с парашютом. Парашютного шелка хватило на наряды для всей деревни. Мария сшила себе блузку, в которой и ходила на уроки.

Эта вещь и сейчас в хорошем состоянии, ткань соткана на совесть. Модель блузки проста, тем не менее, видно, как старалась ее обладательница сделать себе симпатичную вещь. Рядом — незамысловатое батистовое платье, подсиненное вручную. Вещь принадлежала двум сестрам, которые носили ее по очереди.

— В те годы часто шили сами, — рассказывает Елена Ярыгина. — Машинки были во многих семьях, и городских, и деревенских. Одежду берегли, старательно перешивали старые вещи.

А вот особым шиком были фильдеперсовые чулки. Хлопчатобумажная пряжа высшего сорта, шелковистая на ощупь и с блеском ценилась очень высоко, и позволить такую роскошь могли далеко не все. Существовали даже специальные мастерские по починке таких чулок. Само слово “фильдеперсовый” вошло в жаргон блатных, означало оно нечто выдающееся.

Образцом для подражания в тылу стали артисты из эвакуированных театров. Звезды кинематографа Любовь Орлова, Людмила Целиковская, Валентина Серова и до, и во время, и после войны являются символом красоты и женственности.

К концу войны в СССР стала появляться трофейная одежда, которую слали или привозили бойцы. Купить ее можно было на блошиных рынках, в комиссионках. Девчонки, чьи отцы дошли до Европы, щеголяли на танцевальных вечерах в немецких платьях и туфлях.

В пеньюаре на танцы

Участница войны Лариса Гавриловна Сошинская и сейчас остается красивой, ухоженной, искрящейся обаянием женщиной. “Просто я очень люблю жизнь”, — раскрывает она свой секрет. На фронт Лариса Сошинская попала пятнадцатилетней девчонкой — сама исправила в документе 1926 год рождения на 23-й. Мечтала попасть в разведку и лично убить Гитлера. Когда обман с возрастом раскрылся, и командир попытался отправить девчонку домой, та наотрез отказалась уезжать. Что ж поделать — пришлось учить на связиста. Так и прошагала по фронтовым дорогам Лариса четыре года, ни разу не пожалев о своем решении прибавить себе годы.

— Меня прозвали Воробьем, о том, как я выгляжу, насколько привлекательна, тогда совсем не думала, — рассказывает Лариса Гавриловна. — Не до того было. Стригли нас очень коротко, свои первые кудри завила только после войны, когда отросли волосы. Сменной одежды не было. Когда шли в баню, стирали, а потом сразу надевали на себя. На обратном пути одежда колом застывала на теле. Из обуви — зимой и летом сапоги, которые изнашивали до дыр. В теплое время года женщинам выдавались гимнастерки, юбки, на зиму — штаны-ватники.

Ситуация, ставшая уже анекдотом, случилась в свое время и с Ларисой Гавриловной. Конец войны, Рига, девушки собрались на танцы в местный Дворец культуры, поразивший их своим великолепием, обилием роскошных зеркал. Впервые за несколько лет захотелось принарядиться. Неискушенные в моде советские девушки зашли в магазин и увидели невероятно красивые “сарафаны” — из нежной ткани, с кружевами. Денег было немного, но на такие наряды не пожалели последнего. Оделись, припудрились зубным порошком и в таком виде отправились на танцы. Не успели осмотреться, как их попросили покинуть помещение. Оказалось, что девчонки скупили пеньюары.

На фронт в крепжоржете

Хорошо сидящая новая форма, которую часто демонстрируют герои современного кино о войне, — во многом преувеличение. Так на фронт летом сорок первого Полина Ивановна Борисова выпорхнула из дома в крепжоржетовом платье, легкой кофточке и туфлях на каблуках. Девушка была уверена, что через пару месяцев враг будет побежден, и она вернется домой. Осенью медсестра эвакогоспиталя поняла, как она ошибалась. Пришлось идти с просьбой дать обмундирование к командиру, а он мог предложить только одежду погибших бойцов. Девушка нашла шинель не по размеру, шапку-буденовку, ботинки 44-го размера на свой 35-й. Валенки, теплый платок и варежки купила уже в тылу. Чуть позже выдали обмундирование — полушубок, шапку-ушанку, гимнастерку, брюки.

Те, кто был в самом пекле войны в самый ее разгар, о новой форме и думать не могли. Завшивленные, в выцветших, промокших под всеми дождями гимнастерках, в окопах и атаках они уже и не мечтали выжить. Ветераны-мужчины удивляются: уж если для них это было так мучительно, то как в таких условиях держались фронтовички-женщины.

Главной одеждой мужчин в годы войны стала форма. Многие так сроднились с гимнастерками, что даже, вернувшись домой, шили похожие на них рубахи. Зато у партийных работников в подражание Сталину вошли в моду френчи.

После войны, уже к концу сороковых, в СССР начинают работу дома моды, элите становятся вновь доступны журналы и спецсекции в магазинах. А в 1949 году впервые с печатных страниц прозвучит слово “стиляги”.

 

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА