Проспект культуры

Актриса Красноярского драматического театра Анастасия Медведева издала 14 книг

Книги она пишет с 2014 года.

Актриса Красноярского драматического театра Анастасия Медведева издала 14 книг
В спектакле “Горе от ума” Анастасия Медведева играет вместе с мужем Виталием Козыревым. Фото: Сергей Чивиков.

Анастасия Медведева — одна из самых ярких актрис драмтеатра. Однако лишь игрой на сцене девушка не ограничивается. С 2014 года она пишет книги. Жанры — самые разные: фэнтези, мистика, постапокалипсис, любовный роман, психологический триллер, магический детектив, попаданство. Из-под пера актрисы вышли дилогия «Академия Даркстоун», дилогия «Паучья вдова», произведения «Девятая дочь великого Риши», «Тайна каменного принца» и другие.

Пишет Анастасия и пьесы. По одной из них она поставила музыкальный спектакль «Пой. Танцуй. Люби».

Актриса признаётся, что писать пьесы ей гораздо сложнее, чем романы на несколько сотен страниц.

— Трудность в том, что в очень сжатой форме нужно передать максимальный смысловой объём, каждая реплика должна быть выверена до миллиметра, а в 30–60 страниц требуется уложить всю историю целиком. Я привыкла растягивать повествование на 300–500 страниц. Могу назвать себя марафонцем, так как большие объёмы мне даются гораздо легче, чем маленькие, — делится актриса.

Шаблоны — это скучно!

Анастасия рассказывает, что на уроках литературы ей порой было сложно — за сочинения получала одни четвёрки: «Нам не особо разрешалось выходить за рамки, высказывать свою точку зрения, если она не совпадает с позицией автора. Мне, например, не нравилась Наташа Ростова и то, как сложилась её судьба волей Льва Толстого. Но об этом же не напишешь! Поэтому я в основном получала «хорошо» и понятия не имела, что у меня есть способности к литературе».

Первые попытки стать писателем актриса сделала в 2014 году.

— Тогда начали в театр набирать молоденьких актрис, у меня появилось больше свободного времени. Стала читать много фэнтези, попробовала писать сама, зарегистрировалась на «Самиздате» — и пошло-поехало, — отмечает актриса. — При этом я недавно с удивлением вспомнила, что в подростковом возрасте у меня, оказывается, уже был написан роман! Я его отправила в издательство, но ответа, к счастью, не получила. Тогда зачитывалась Лукьяненко, Перумовым, Семёновой, Емцом и была так наполнена их историями, что назвать первый роман «своим» язык не повернётся.

Сильное влияние на творчество оказала литература в жанре Young-Adult, это произведения для молодых людей от 12 до 20 лет.

— Второй роман, который я выложила на «Самиздате», привлёк читателей, и я поняла, что у меня получается. Начала развиваться, прыгала с портала на портал, выбирала более удобные условия для себя как для автора. Подружка-автор посоветовала поучаствовать в конкурсе, я согласилась. И выиграла! Так вышли первые три книги в издательстве «АСТ». После были другие конкурсы и публикации. В какой-то момент мои творения стали пользоваться популярностью и на меня вышел редактор издательства «Эксмо» — она как раз искала истории про магические академии. Решили сотрудничать, — делится Анастасия.

Без комплексов

Неуверенности в собственных силах у девушки нет. Она отмечает, что это качество ей напрочь отбили ещё в институте, ведь актриса не может быть скованной и сомневаться в себе.

— На самом деле я интроверт. Пришлось переучиваться, — признаётся Анастасия Медведева. — Профессия вынудила меня расшатать внутреннюю психофизику: я должна уметь быстро включаться в процесс, пропускать через себя эмоции, менять свой ритм жизни. Положение обязывает, тем более что у меня в семье все актёры, приходится соответствовать. Мама — заслуженная артистка России, сейчас директор театра кукол в Кирове, отец тоже был артистом, сестра — актриса в Екатеринбургском ТЮЗе. В общем, у нас маленький театральный клан.

Одна из сложностей начинающих авторов — понять, получается ли у тебя писать интересные истории.

— Выяснить это помогают читатели, — отмечает писательница. — Если нет внутреннего критика, то обязательно нужно выкладываться, чтобы с текстами ознакомилось как можно больше незаинтересованных людей. Нельзя объективно воспринимать свои способности, если тебя читала только мама и друзья — «Ну как я скажу, что мне не понравилось, ты же мой родной человек!». Семья меня поддерживает, читают все мои романы. Единственное, я не давала свои книги бабушке — переживаю, что из-за некоторых пикантных сцен произведения могут не понравиться в плане нравственности.

Писательница говорит, что всегда ведёт повествование в настоящем времени, а не в прошедшем, как это принято: «Не «посмотрела», а «смотрю». Не «пошла», а «иду». Для меня, как для актрисы, это важно — таким образом легче погрузиться в персонажа, соотносить себя с ним. Редакторам такое не нравилось, но это право я отвоевала, да и читатели писали, что это хороший ход — будто смотрят кино».

В своих историях Анастасия старается не зацикливаться на популярных типажах персонажей (сильный мужчина, дама в беде), а уходит в психологию: показывает характер героев, прописывает их мотивацию, страхи и так далее.

— Когда я пришла на сайт «Литнет», то нужно было набрать аудиторию, чтобы начать продавать свои романы, — вспоминает писательница. — Я посмотрела, что было модно, и постаралась попасть в тренд, но по-своему, чтобы удивить и зацепить читателя. Став топовым автором, начала гнуть свою линию и писать не то, что сейчас модно, а про что хочется самой рассказать. Да, меня стало читать меньше людей, но мне было неинтересно следовать устоявшемуся шаблону. В итоге со мной остались те, кто понял мою логику и оригинальность. Я не хочу подстраиваться! Когда автор начинает писать «на потребу», то это сковывает. Творчество превращается в рутину, персонажи становятся сборником штампов… Зачем?

Восток — дело тонкое

В какой-то момент Анастасия увлеклась азиатской культурой, в частности санься и уся. Это фэнтези, основанное на китайском фольклоре и боевых искусствах.

— В 2019–2020 годах в этом жанре на российском рынке не писал никто, было немодно и читали такие истории неохотно. Недавно за один из моих романов в этом жанре боролись сразу три издательства, но тогда они были никому не нужны — читатели просто боялись заходить. А сейчас, читая, с удивлением узнают, что книга написана несколько лет назад.По мнению автора, в настоящее время пользуются популярностью отечественные романы на восточную тематику из-за того, что писатели невольно награждают своих персонажей русским менталитетом.

Один из последних романов «Паучья вдова. Том 2».
Один из последних романов «Паучья вдова. Том 2».

— Человек, не знакомый с азиатской культурой, просто не поймёт кармические законы, почему боги могут совершать глупые поступки. «Как же?! Боги, которые столько лет живут, должны быть умнее всех умных, вместе взятых!» Нет же. Когда живешь целую вечность, то никуда не торопишься. Те, кто смотрел дорамы, читал мангу и так далее, уже немного понимают философию происходящего, по каким законам все работает. Кто не обладает этим опытом, будет сильно ругаться, — смеётся писательница.

На данный момент Анастасия Медведева написала 36 книг, из которых издано 14, при этом в следующем году в продажу выйдет ещё пять романов.

— Нельзя автору выпускать много книг в год, пусть даже и в разных сериях. Есть риск, что не все книги раскупят. Но последнее время у меня и сам темп написания замедлился. Раньше я могла закончить историю за два месяца: так в 2014–2015 годах у меня выходило по пять-шесть книг ежегодно. Я просто тогда меньше внимания уделяла мужу (артист театр Пушкина Виталий Козырев. — Прим. ред.) и полностью погрузилась в творчество. Хорошо, что все пришло в норму, я нашла баланс писательства, работы и семьи, — делится автор.

Актриса рассказала, что совмещать театр и написание книг достаточно просто, ведь у артистов нередко ненормированный рабочий день: «Я писала в свободное время, когда в распоряжении было несколько часов. Если садишься за ноутбук, то ты минимум два часа потерян для окружающих. В принципе, если я сосредоточена на процессе, то могу писать в любое время суток, ранее многое зависело от вдохновения и внутреннего зуда. В театре всегда всё по-разному — можем днями здесь пропадать, а можем появиться максимум десять раз за месяц. Все свободное время я отдаю своим книгам».

Написать по 50–70 листов в день для Анастасии не проблема — есть свои способы результативности.

— Каждый раз, когда мне надо дописать роман, я на неделю беру паузу: смотрю кино, читаю книги, наполняюсь впечатлениями, а после за день заканчиваю весь сюжет. Это могут быть огромные объёмы, по несколько авторских листов, — делится актриса.

Она считает, что для писателя главное — чтобы ему самому были интересны его сюжеты.

— Девчонки-коллеги надо мной посмеиваются, ведь я могу периодически сидеть и хихикать, глядя в телефон. «Настя, что ты делаешь?» — «Себя читаю!» Просматриваю ранее написанное и забавляюсь, как забавно выходило. Наизусть тексты особо не запоминаю: написание истории для меня — медитативный процесс, я не загадываю, что будет дальше, поэтому повороты всегда очень неожиданные. Оно само как-то пишется, я не контролирую этот процесс, да и не хочу, — смеётся актриса.

Девушка говорит, что у неё часто спрашивают, к чему она стремится, есть ли конечная цель. А она к писательству относится скорее как к процессу, а не результату: «Мне нравится здесь и сейчас. Есть авторы, мечтающие написать книгу, которую полюбит весь мир. Но и через это надо пройти, осознать, что это утопия. Большая удача, когда твоя история понравилась даже двум-трём тысячам человек!»

Анастасия издаёт романы под собственным именем.

— Я не стыжусь того, что написано. Так что мне скрываться не от кого, — говорит она.

Две жизни в одной

Представить себя без театра или без написания книг уже не получается.

— Раньше я чётко разграничивала эти две сферы. В настоящее время понимаю, что они сильно взаимосвязаны, не столько формами и сюжетами, сколько проблемами, — признаётся Анастасия Медведева. — Театр разбирает психологию героев. Участвуя в спектаклях, продолжаю слушать и впитывать, пытаюсь разобраться в разных вопросах — например, почему мы не можем выйти из замкнутого круга, почему по-разному реагируем на внешние раздражители. На данный момент в книгах мне интересен путь персонажа, его развитие. Я давно не писала про злодеев, сейчас потираю лапки — хочется что-то новенького. Себя я прописала давно. Во всех героях есть я. Но теперь возникла потребность пойти дальше и попробовать создать совершенно иную личность в романе. Хотя, вполне возможно, это тоже буду я, просто под другим углом. Ведь в любом творчестве — будь то спектакли или книги — я исследую саму себя в первую очередь. А человек — тот ещё тёмный омут...Иногда у Анастасии случается, по её словам, «невостребованность большими потоками читателей».— Порой я думаю: ну почему я не могу написать просто любовную сказку? Когда эти мысли начинают надоедать, то смотрю тренды, что сейчас наиболее популярно, и пишу пародию, где высмеиваю и шучу над клишированными сюжетами и персонажами. Становится легче, — смеётся писательница. — Это мой способ бороться со стрессом.

При этом существуют сюжеты, которые Анастасия никогда не решится писать: «Сейчас много публикуют книг про измену, это одна из самых читаемых тематик. Я уверена на все сто процентов, что писать об этом не стала бы никогда — мне брезгливо. Зачем это романтизировать? Я за здоровые отношения, другие ценности. Если ты берёшься за конкретную тему, то пропускаешь её через себя, и она непременно оставит внутри тебя след. Оно мне надо? Книга должна чему-то учить, заставлять задуматься, выдать какую-то мораль — пусть и не «в лоб». Мне в принципе не нравится «наставничество» авторов, когда они снисходительно несут мудрость своим читателям. Тоньше надо работать».

На данный момент в интернете есть множество самых разнообразных курсов, марафонов и мастер-классов по писательскому мастерству, в том числе и от известных издательств.

— На мой взгляд, профильное литературное образование не гарант таланта и хороших книг. Там ведь учат, как «правильно». Как здесь экспериментировать, если тебе годами в голову вбивали шаблон? — считает Анастасия. — Те, кто никогда ничего не писал и хочет начать развиваться на новом поприще, вполне могут попробовать чему-то научиться на мастер-классах. Это в любом случае будет полезно — набраться каких-то основ по тому же оформлению текста. Я никогда не училась писательству и не хочу. Повезло, что моя основная профессия идёт рука об руку с литературой, а также есть стремление разбираться в межличностных взаимоотношениях. Это очень помогает. Для писателя важна интересная живая история, а не правила построения сюжета или подробные описания дуба либо заката.

Писательница со смехом вспоминает, что раньше не различала дефис и тире, пока один из редакторов не сделал ей по этому поводу замечание. Теперь одна из целей молодого автора — набить руку, чтобы отсылать редакторам уже идеально выверенный текст, даже по оформлению.

— Я стала перфекционисткой, — делится актриса. — Не могу оценить, какой была несколько лет назад, но хочется выполнять работу максимально хорошо. Отследить перемены в себе можно по героиням моих книг — кто-то из старых историй был готов взвалить на себя великую миссию и чем-то ради этого пожертвовать. Когда перечитывала такой роман, поняла, что это была проекция моего собственного поведения, после чего стала сознательно в жизни с такой позицией бороться. Сейчас мои женские персонажи непременно заявили бы, что по спасению мира есть специально обученные люди, а я в это не полезу. Могу переложить часть ответственности и функционала на мужа — сама я всё не вытяну. И оказалось, что это очень помогает в семейной жизни!

Справка

Анастасия Медведева служит в Красноярском драматическом театре с 2010 года. Она приехала в наш город после окончания факультета актёрского мастерства Екатеринбургского государственного театрального института.

Задействована в спектаклях «Пой.Танцуй.Люби», «Бесприданница», «О мышах и людях», «Он, она, окно и тело», «Лив Штайн», «Опасные связи» и других.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА