Новости

Российская анимация: диагноз неясен

Российская анимация: диагноз неясен

Мы смотрим километры американских, японских мультфильмов… Наши дети сидят на них, как на наркотиках. То, что большая часть продукции зарубежного конвейера фабрики грёз для наших детей небезвредна, знают многие. Но, несмотря на это, миллионы родителей позволяют своим отпрыскам смотреть анимационные ленты неизвестных им авторов, то, что не видели сами. Даже не задумываясь о том, что именно сказка формирует в детском сознании модель окружающего мира - образы друга и врага, добра и зла... Всего того, на что он будет ориентироваться всю жизнь, как на духовные компасы.

Лесной минимал-техно на коне

Нет, конечно, можно категорически запретить смотреть зарубежные «шедевры», купить старые добрые советские мульты на диске и крутить их ребёнку. Но время давно поменялось, наши дети уже требуют иных героев и сюжетов. Однако даже если русские аниматоры и снимают сегодня какие-то ленты, увидеть их трудно. Ниша для отечественной анимации исчезла. Для телевидения небольшие мультфильмы, не образующие сериалы, оказались неудобны. Их трудно рекламировать, на их показ не найдёшь спонсоров, а фильмы нестандартной длины непросто уложить в сетку передач. И наша анимация, и аниматоры оказались не готовы к жизни в новых условиях. Чуть ли не единственная возможность познакомиться с творчеством наших современных мультипликаторов - это фестивали.

И надо сказать, что интерес к подобным мероприятиям огромен. В прошедшие выходные в Красноярске завершился Большой фестиваль мультфильмов - 2011, который проводился уже в четвёртый раз - кинотеатром «.DOC» при поддержке Фонда Михаила Прохорова. Он шёл на двух площадках краевого центра: в Доме кино и ДК имени 1 Мая. По данным оргкомитета фестиваля, его посетили более двадцати тысяч человек. Особый интерес зрителей вызвали мультфильм «Тайна Келлс», программы лучшей российской анимации для детей «Две принцессы» и «Следы невиданных зверей», программа социальной анимации «Рай», программа «Победители».

Главным событием фестиваля стал новый образовательный проект для детей и взрослых - «Фабрика мультфильмов». В течение двух дней на «Арт-чердаке» Дома кино режиссёры и художники из Москвы и Красноярска учили детей и взрослых делать мультфильмы из пластилина, с помощью компьютерных программ и в технике перекладки.

В рамках фестиваля был учреждён специальный приз кинокритиков БФМ - он достался мультфильмам «Про бобра» и «Зима» Алексея Алексеева. Мультфильмы этого автора - длящаяся всего минуту часть большого сериала, который носит английское название Log Jam. Его главные герои - музыкальное трио, состоящее из медведя, зайца и волка. В каждом новом мультфильме они пытаются репетировать своё выступление, но каждый раз им мешают различные обстоятельства: то дождь, то снег, то луна…

Алексей Алексеев - ученик Александра Татарского, начинал в легендарной студии «Пилот». Сегодня он живёт в Венгрии, там и снял свой Log Jam. Это тринадцать историй о лесных музыкантах, которые репетируют несмотря ни на что, потому что шоу должно продолжаться. Режиссёр говорит, что для него это трагическая история о том, как бесталанные животные пытаются сделать что-то, но у них ничего не получается: «Это трагедия творческая, ничего смешного в этом не вижу». Сейчас у «лесного минимал-техно» миллионы поклонников по всему миру. Говорят, что Алексей Алексеев планирует продолжение своего сериала.

В рамках фестиваля проводились мастер-классы известных российских режиссёров-аниматоров Елены Черновой и Нины Бисяриной. Бисярина - екатеринбургский мультипликатор. В качестве автора она выступила пока в двух картинах: «Воробьи - дети голубей» и «Поездка к морю». Но работала на других проектах - в качестве мультипликатора, художника-постановщика, прорисовщика. Её фильм «Поездка к морю» был отмечен на международном фестивале КРОК и Суздальском фестивале анимационных фильмов, а на XVIII фестивале «Окно в Европу» в Выборге получил главный приз. Нина Бисярина признаётся, что мультипликация для неё - самый адекватный способ донести свои ощущения и мысли. Говорит, что у неё получается создавать более взрослые мультики. Как правило, дети не смотрят такое. Интересно, может быть, тем, кто ещё не привык к сегодняшнему репертуару на телевидении. Дети постарше уже свыклись с яркими красками, бурно развивающимся сюжетом - хотя за такой привлекательной картинкой на самом деле ничего не стоит.

__Елена Чернова - человек в анимации именитый и опытный.

Она закончила детскую художественную школу в Свердловске, в 1987-м - Московский технологический институт лёгкой промышленности по специальности «Модельер-технолог изделий из кожи», в 1990-м - Курсы аниматоров при студии «Пилот», в 2002-м - Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Хитрука и Назарова). Работала на Московской анимационной студии «Пилот»: сначала фазовщиком, прорисовщиком, потом аниматором, а с 2002-го - режиссёром. В 1994-2000-м - художник и аниматор в рекламном агентстве «Медиа Артс», дизайнер полиграфии в «Престиж арт паблишер», арт-директор «Эрики».

Елена Чернова говорит, что особого оптимизма по поводу возрождения российской анимации у неё нет. В январе 2010 года в Интернете появилось «Открытое письмо Д. А. Медведеву и В. В. Путину», где говорилось о том, что аниматорам «как классу грозит вымирание», шанс быть услышанными есть только, если голоса представителей цеха объединятся. Инициатором воззвания стала Елена Чернова, которая считает: анимация нужна, чтобы дети становились гражданами и нормальными личностями. «Сейчас, -говорит мультипликатор, - у нас не существует анимации как отрасли. Она была во времена расцвета «Союзмультфильма», когда государство полностью брало на себя расходы по содержанию этого искусства. На данный момент предполагается, что будет какое-то совместное финансирование, что продюсеры и менеджеры будут искать какие-то пути и средства сами. Российская школа анимации - одна из самых интересных, поскольку по соотношению вложений к результату она совершенно уникальна. Продюсеры исходят из экономической точки зрения, они смотрят, считают, сколько денег куда вкладывается, и каков эффект. Но всё хорошее нуждается в защите, а у нас её нет».

В прошлом году вступили в силу новые правила распределения государственных средств для отечественного кинематографа. Для финансирования «большого», то есть игрового кино был создан специальный Фонд поддержки кинематографии, а всё остальное, включая анимацию, осталось в ведении Министерства культуры. В 2010 году отрасль получила в полтора раза меньше денег, что, конечно, для такой бюджетно-зависимой структуры стало ощутимым ударом. Теперь наша мультипликация в поисках частных инвесторов. Удастся ли это - неизвестно. Но пока российская анимация, несмотря ни на что по-прежнему является гордостью в кинематографическом мире. Мультипликационные фильмы гораздо чаще, чем игровые, представляют Россию на «Оскаре» и на многочисленных международных фестивалях, а имена таких режиссёров, как Норштейн, Назаров, Хржановский, Бардин, Бронзит, являются международным брендами.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА