Новости

На каждого красноярца в год приходится 277 килограммов выбросов

На каждого красноярца в год приходится 277 килограммов выбросов

Анекдот вам в лёгкие

Старый несмешной анекдот гласил: только для горожан выхлопные газы - это воздух. Красноярцы могут особо похвастать таким «анекдотичным» положением дел, потому что на каждого красноярца в год приходится 277 кг выбросов. Всё это оседает в наших лёгких и выступает серым налётом на лицах.

Не зря классик советской поэзии упоминал о запахах профессий. В Красноярске каждый район города пахнет по-своему. Например, рядом с дрожжевым заводом очень легко впасть в состояние легкого опьянения от бражных запахов, витающих в воздухе, на правом берегу явно отдаёт машиностроением и лекарствами, а центр - рай для токсикоманов, которые и минуты прожить не могут вдали от выхлопной трубы автомобиля. Всё это, конечно, шутка, но, как показывают статистика и мониторинг, не такая далёкая от правды.

По данным территориального центра по мониторингу загрязнения окружающей среды Среднесибирского УГМС, в 2010 году средний уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе характеризовался как «очень высокий», концентрация взвешенных веществ за двенадцать месяцев превысила гигиенические нормативы в 1,24 раза, бензопирена в пять раз, диоксида азота в 1,12 раза, формальдегида в 4,7 раза. Как показали исследования, наиболее грязный воздух в Центральном районе Красноярска. Здесь комплексный индекс загрязнения за четыре года вырос больше чем в два раза (в 2006 году - 15,71, в 2010 - 34,02).

Трамвай против выхлопов

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха - выбросы производств и строек, а также выхлопы автотранспорта. При этом с каждым годом вклад автотранспорта в загазованность краевого центра постепенно уравнивается с промышленностью. По данным Енисейского управления Ростехнадзора, общее количество вредных выбросов в атмосферу Красноярска в 2009 году составляло 271,413 тысячи тонн. В том числе стационарные источники произвели за год 149 тысяч тонн грязи, а автотранспорт - более 122 тысяч тонн. Как отмечают специалисты, такое положение дел усугубляется тем, что город находится в зоне высокого потенциала загрязнения атмосферы. Неблагоприятные с позиции рассеивания выбросов метеорологические условия наблюдаются ежегодно. Так, в 2010 году таких неблагоприятных дней у нас выпало более 40, в 2009-м - более 50.

- Основополагающий подход для оздоровления воздушного бассейна - выделение основных источников загрязнения атмосферы, - считает руководитель управления по охране окружающей среды администрации Красноярска Кирилл Гупалов. - А затем - внедрение инновационных технологий, модернизация производственных процессов и газоочистных установок. У нас действует Программа экологической безопасности Красноярска на 2009-2011 годы. Этим документом предусмотрено решение актуальных вопросов на 30 промышленных предприятиях, мероприятия администрации города, имеющие экологическую значимость, а также отдельные направления краевой ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды в Красноярском крае на 2009-2011 годы», реализуемые в Красноярске.

Как говорят в управлении охраны окружающей среды, промышленные предприятия, конечно, стараются уменьшить количество выбросов. Но по данным Красноярскстата, эффект пока получается обратный. Статистика утверждает, что за последний год выбросы увеличились практически во всех отраслях экономики. Например, организации, занимающиеся добычей полезных ископаемых, произвели в 2,8 раза больше загрязнения, предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - на 11,4 процента, организации транспорта и связи - на 61,7 процента.

Кстати, ситуация такая сложилась не только в нашем городе и регионе, весь мир страдает от удушливых газов, которые, собираясь в тучи, грозят нам парниковым эффектом. Учёные считают эту угрозу вполне реальной, а потому предпринимают немало мер противодействия техногенному засорению атмосферы. Сегодня большинство цивилизованных стран придерживается Киотского соглашения, которое ограничило количество вредных выбросов. Но это лишь первый шаг на пути к чистому воздуху. Нынче Европа делает ставки на экологически чистый транспорт.

Буквально на днях еврокомиссия выступила с весьма амбициозным планом сократить выбросы к 2050 году на 60 процентов. Для достижения этой цели в Брюсселе хотят запретить личный автотранспорт на бензине и дизельном топливе и пересадить жителей европейских городов на электрокары и велосипеды. Проект «Единой европейской транспортной зоны» предполагает также развитие железнодорожного транспорта, который должен стать доминирующим на средних расстояниях между городами. Конечно, автомобили не запретят полностью, их только выгонят из центров городов. Процесс будет идти постепенно. Например, к 2030 году число машин на традиционных видах топлива должно сократиться наполовину, а полностью они исчезнут к середине столетия.

На фоне Европы общероссийская борьба с чадящими пробками в центрах мегаполисов - буря в стакане воды. И всё же. Многие крупные города нашей страны ждут воплощения в жизнь планов по борьбе с выхлопными газами. В столице, например, уже одобрена программа развития транспортного комплекса до 2020 года. Здесь ставку делают на пригородные электрички. И в Красноярске развитие транспортной инфраструктуры к 2020 году базируется на увеличении доли электротранспорта и, в частности, трамваев.

- В этой программе большое внимание уделяется приобретению нового подвижного состава, - рассказывает депутат городского Совета Красноярска, начальник службы пути МП «Горэлектротранс» Нина Михалёва. - Первые машины появятся в 2014-2015 годах. В город придёт до 150 трамваев, парк которых сегодня полностью амортизирован.

Концепция развития электрического транспорта, разработанная учёными СФУ, предполагает строительство новой трамвайной схемы. Например, на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий» планируется пустить скоростной трамвай, при этом пути будут перекладываться по новым технологиям. Ещё один маршрут пройдёт от Энергетиков через шинный мост до Красноярского рабочего. В планах по развитию Красноярска и восстановление трамвайных путей на Октябрьском мосту и продление их аж до Ветлужанки. А также от Предмостной площади до Роева ручья и Бобрового лога.

- Трамвай движется на обособленном полотне и минует все пробки, к тому же это самый экологически чистый транспорт, - считает Нина Михалёва. - Со временем он может заменить автобусы в городе. Если рассчитывать на перспективу, то автобусы должны остаться только на окраинах Красноярска с выходом в агломерацию. А в пределах краевого центра должен ходить только трамвай.

Депутат считает, что организация движения такого экологичного и демократичного общественного транспорта - вполне реальная перспектива на ближайшие 50 лет. За это время, глядишь, и частники пересядут с коптящих «примусов» на электрокары. Не зря же один из российских олигархов Михаил Прохоров бьётся над созданием и усовершенствованием своего Ё-мобиля, который будет работать на газе и электроэнергии. Кстати, недавно на российском чуде довелось прокатиться одному из первых лиц государства Владимиру Путину. Говорят, премьер-министр остался доволен экологически чистой техникой.

Читайте также:

За год в Красноярске значительно увеличились вредные выбросы в атмосферу

Мы продолжаем обсуждение экологических вопросов в рубрике «Вопрос месяца». В следующем выпуске мы будем говорить о проблеме мусора в Красноярске, о том, что могут сделать власть и общество для того, чтобы город стал чище. Подведёт итоги обсуждения глава города Пётр Иванович Пимашков.

Если у вас есть желание высказаться, пишите нам. Наш почтовый адрес: 660021, Красноярск, ул. Робеспьера, 7, 10-й этаж. Электронный адрес: priem@gornovosti.ru, сайт: ГородскиеНовости.РФ

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА