Общество
«На пионерском расстоянии»: как проводились дискотеки в школах
Возобновить дискотеки в образовательных учреждениях для развития романтических отношений у школьников предложили недавно на состоявшемся в Москве круглом столе.
![«На пионерском расстоянии»: как проводились дискотеки в школах](/media/cache/f2/cb/f2cb690d1910dd9d3661bbbd8e4dfd02.webp)
Танцевальные вечера когда-то были очень популярны в школах, но в последние годы этот вид досуга учеников практически не используется. Возобновить дискотеки в образовательных учреждениях для развития романтических отношений у школьников предложили недавно на состоявшемся в Москве круглом столе.
Эту идею широко обсуждали в СМИ. А мы решили попросить красноярцев поделиться своим опытом, как проходили танцевальные вечера в их школах.
ПОД БАЯН И «С ПЕРЕВОДОМ»
В разные времена дискотеки были очень популярны в школах, в чём мы убедились, когда красноярцы поделились своим опытом: рассказали, как проходили танцевальные вечера в их школах. Пенсионерка Альвина Тимофеевна жила в Балахтинском районе Красноярского края, и танцы в самой школе проводились редко. Но — с огоньком.
— Не знаю, как у других было, но в тёплые месяцы года нам вечера устраивали в школьном дворе, — вспоминает красноярка. — Вынесут скамейки, расставят с двух сторон — мальчики слева, девочки справа. Пускали только старшеклассников, малышню гоняли — не по чину. Была традиция, которая наши танцы открывала: физрук с баяном делал наигрыш, ходил по кругу, а школьники устраивали частушечные соревнования, кто кого перепоёт — парни или девушки. Весело было. Правда, один раз одноклассника Митьку к директору вызвали — он ради победы мальчишек вспомнил куплет матерного содержания! А уже потом включали проигрыватель…
Школьные танцевальные вечера тех лет в принципе отличались «культурной программой». Большой популярностью среди подростков пользовались тематические дискотеки, которые устраивали в стиле какого-то определённого времени.
— Когда я учился в средних классах (это было в конце 1970-х), ввели правило: дискотека должна иметь образовательный эффект, поэтому в начале танцевального вечера была небольшая лекция про какие-нибудь музыкальные течения. — отметил Николай Маринин. — Например, ребята из старших классов готовили информацию об истории рока — со слайдами, отрывками из песен. Все мероприятия проводили активисты-комсомольцы. Отвечали и за содержание вечера, и за поведение школьников.
Красноярец вспомнил, что общешкольные и классные дискотеки проходили не реже одного раза в месяц.
— Ещё и с соседними школами планами обменивались — старались так подгадать, чтобы в учебных заведениях танцы были в разные дни, — добавил Николай. — Ходили друг другу в гости, общались. То есть дискотеки сближали. У нас было преимущество: в школе была своя рок-группа. Под живую музыку танцевать веселее! И к нам на дискотеки ребята из близлежащих школ очень любили ходить. В общем, «танцевального дефицита» мы с одноклассниками не испытывали.
СПЛОШНОЕ «АЙ ЛАВ Ю»!
Интересно, что такие мероприятия «облагались» определёнными правилами: например, за вызывающий внешний вид пионера и комсомольца могли и выгнать.
Александр Сергеев добавил, что контроль касался и перечня песен.
— Требовалось предварительно утверждать с администрацией список песен и композиций, с обязательным переводом хотя бы названия. В мои школьные годы в моде были «итальянцы», и если что такое «Феличита» мы знали, то «Фестру» перевели наугад как «Удача» (теперь-то я знаю, что это «окно»!). Хорошо, что интернета и словарей в школе не было — сошло за правду, — пояснил красноярец
.
В восьмидесятые школьники массово начали создавать разнообразные ВИА — не иначе как после просмотра фильма «Розыгрыш». Ирина Мередина рассказала, что и в их школе сколотили такой «бэнд».
— Мальчишки отчаянно косили под «Битлз», за что были регулярно руганы. Друг Семён пытался даже делать «каверы» — на музыку иностранной композиции писал текст с «правильным» содержанием, чтобы усыпить бдительность учителей. Какая у него была «лопата» (так называли гитары советского производства. — Прим. ред.)! Вся в наклейках, раскрашенная…Тогда же стали более доступны кассетные магнитофоны — у «диджеев» таких было два, чтобы, пока на одном играла песня, на другом искали нужную композицию. На цензуру уже тоже гораздо меньше обращали внимания — начиналась перестройка. Включали ABBA, Modern Talking, CC-Catch, Boney M, «Ласковый май», «Мираж»; к концу 1980-х — началу 1990-х — Газманова, «Браво», Depeche Mode, Pet Shop Boys, Erasure. В школах дискотеки проводили уже для всех классов — в младших и средних такие мероприятия обычно назывались классными чаепитиями, после которых включали музыку, чтобы дети могли потанцевать. Старшеклассников собирали в спортивном или актовом зале.
НАКРУТИТЬ «ВАВИЛОНЫ» И ЖДАТЬ «МЕДЛЯК»
Дискотечная программа обычно строилась по одной схеме: после пяти быстрых треков ставили «медляк», чтобы мальчики приглашали девочек. Были и белые танцы, когда инициатива должна была исходить от прекрасного пола. Украшали школьные залы светомузыкой — диско-шарами, моргающими гирляндами, иногда мигалками с пожарной машины, ультрафиолетовыми лучами.
— Мы с подружкой Ленкой готовились к каждой дискотеке, — поделилась Алёна Чевылова. — Бигуди сварим, «поплюйкой» (твёрдая тушь в брусочке. — Прим. ред.) и карандашом намажемся… Можно же было прийти не в школьной форме, а в комбинезоне и водолазке, кто-то даже на машинке специально шил модные «бананы»! Нужно было показать себя во всей красе, вдруг кто-то на «медляк» пригласит. Причём часто в начале вечера никто не танцевал — было неудобно выйти первым, поэтому мы девчонками собирались небольшой компанией и выходили кружком. Потом и остальные подтягивались.
Дмитрий Перепелов отметил, что школьные дискотеки в 1990-х мало напоминали те, которые показывают нам в современных фильмах или сериалах о том времени.
— Драк не было вообще, по крайней мере, у нас, — рассказал красноярец. — Всё проходило достаточно спокойно — были дежурные учителя, которые следили за нами. Парни приходили в обычной одежде — в спортивном костюме на уроки, а потом на танцы. Девчонки старались причипуриться, а у ребят была другая задача — попытаться пронести алкоголь в бутылках из-под газировки так, чтобы не «спалили». Мешали с «Зуко», перетягивали на верёвочке через форточки. Уж не знаю, насколько наши аферы были заметны для учителей, но мы себе казались просто гениями конспирации!
ОТ АВТОРА
Елена ЛЕЙМАН, обозреватель отдела социальных проблем газеты «Городские новости»:
— Мои школьные годы пришлись ровнёхонько на нулевые. Объявления о танцах старшеклассники рисовали от руки и вешали возле расписания уроков. Как мы ждали, когда вырастем до седьмого класса и тоже сможем ходить на дискотеки! Их за год было всего раз пять — на Хэллоуин, Новый год, День Святого Валентина и 23 Февраля с 8 Марта. А всё потому, что дискотеки проводились в столовой, совмещённой с актовым залом, — оттуда выносили все столы и стулья, и было место для танцев. Казалось, что мы будем готовы считать праздником даже День взятия Бастилии, если нам под это дело устроят вечер!
Готовились очень тщательно. Вспоминаю, что каждая девчонка напоминала маленький диско-шар — блёстки на тело, волосы, лицо… Маечки-футболки со стразиками обязательно! Особый шик, если под «выход» была новая «тряпочка». Естественно, мальчишки с девочками редко танцевали вместе, на «медляки» решались только «официальные» парочки.
Проводились вечера без темы, устраивались и с «культурной программой» — то конкурс красоты или битва диджеев, то «Новогодний бал-маскарад». Конечно, все ждали дискотек, ведь это был другой формат для общения с одноклассниками по сравнению с уроками и обычными прогулками.Не знаю, насколько формат школьных дискотек «зайдёт» современным подросткам, всё-таки они уже иные: технический прогресс их немного «испортил».