Новости Красноярска

«Надо подавить пулемёт»: Ефим Белинский повторил подвиг Александра Матросова

Мы рассказываем о подвигах наших земляков — Героев Советского Союза, в честь которых названы улицы, учреждения краевого центра.

«Надо подавить пулемёт»: Ефим Белинский повторил подвиг Александра Матросова
Ефим Семенович БелинскийДмитрий Попугин

Непосвящённые красноярцы и гости города часто ошибаются в ответе на вопрос: «Чьим именем названа улица Белинского?» Для многих станет откровением, но легендарный литературный критик Виссарион не имеет никакого отношения к нашей сибирской топонимике. Длинный спуск на Стрелке носит имя другого Белинского — Ефима. Красноармеец был одним из тех, кто героически сражался на фронтах Великой Отечественной войны и в 19 лет повторил подвиг великого Александра Матросова.

Любил Островского и Чапаева

Белинский родился на станции Заозёрной в большой еврейской семье. Ещё в детстве мальчик проявлял интерес к учёбе, очень любил спорт и всегда мог прийти на помощь. Существует легенда: однажды группа Ефима отправилась в лыжный поход, и один из подростков подвернул ногу. Белинский взял товарища на плечи и нёс вплоть до дома.

Его семья часто переезжала с места на место в поисках лучшей жизни. С 11 лет Ефим жил и учился в посёлке Северо-Енисейском. Усердного школяра ценили и отмечали — однажды мальчик даже был премирован путёвкой в Москву. Аттестат об окончании школы он получил практически со всеми пятёрками — лишь за рисование ему поставили «хорошо».

«Читать Фима любил, но преклонялся перед Островским. Его книга «Как закалялась сталь» была предметом какой-то особой любви, — рассказывала мама Елизавета Ефимовна. — Я помню, в восьмом или девятом классе было сочинение на свободную тему, и он писал о Корчагине. Сочинение было отличное. А второй любимый герой — Чапаев. Непобедимый, легендарный Чапаев».

Белинский мечтал о карьере педагога, но в планы вмешалась Великая Отечественная война. На фронт ушли его старшие братья, и не всем было суждено вернуться. Семья получила две похоронки на Григория и Леонида, а Илья пропал без вести. Тогда Ефим решил, что пойдёт бить врага и мстить за братьев.

Спас переправу с ранением

В 17 лет Белинский получил повестку в армию. Его направили в Киевское артиллерийское училище, которое временно дислоцировалось в Красноярске. Молодой человек окончил его с отличием. Затем некоторое время он находился в резерве, но это не устраивало Ефима.

«Последние письма от вас я получал ещё в Красноярске. Оттуда выехал 3 сентября 1943 года. Пробыл два с половиной месяца в резерве. Сейчас попал в другое место, но снова не туда, куда хотелось бы. Я вам писал, что основное моё желание — быть в действующей армии», — такие строки были в одном из писем, которое Белинский отправил родственникам.

В июне 1944 года настойчивый сибиряк добился своего — был зачислен в ряды 43-й армии, которая сражалась на 1-м Прибалтийском фронте. С первых же дней Ефим проявлял недюжинную храбрость и упорство. Будучи командиром разведывательного взвода, он внёс большой вклад в освобождение Литвы и Белоруссии от фашистских войск.

Спустя два месяца службы Белинский был отмечен орденом Отечественной войны II степени. В архивах сохранилось описание подвига, за который сибирскому разведчику досталась высокая награда: «При форсировании реки Проня вражеским снарядом был разбит штурмовой понтонный мостик. Не теряя ни минуты, под артобстрелом противника с одним разведчиком товарищ Белинский бросился в реку и быстро соединил разбитые мостки. Разорвавшимся снарядом был ранен, но не покинул поля боя до тех пор, пока мостик не был полностью восстановлен».Ещё один пример героизма Белинский продемонстрировал, когда заменил раненого командира батареи и успешно вёл огонь по вражеским позициям. За это его отметили орденом Красной Звезды.

Бросился на амбразуру

Свой главный подвиг Ефим Белинский совершил 16 декабря 1944 года. Командование поставило перед его взводом задачу взять «языка», чтобы узнать систему гитлеровской обороны в районе Мемеля (нынешняя Клайпеда). В четыре утра Белинский и три разведчика пробрались за передний край фронта.Обеспечивая координацию товарищей, командир остался наедине с группой фашистов. Понимая, что гибель неминуема, Белинский не убежал — напротив, он с ранением пополз через минное поле к немецкой огневой точке и бросил в неё гранату, заодно обстреляв позицию. Один пулемёт умолк, но рядом заработал второй. Чтобы сохранить жизнь разведчиков, Белинский закрыл амбразуру дзота своим телом — как знаменитый Александр Матросов.

В это время его солдаты бросились вперёд, желая отомстить за гибель командира. Злополучный пулемёт был уничтожен гранатами, а нужные «языки» попали в плен. Группа выполнила задание, но Ефим Белинский об этом, к сожалению, уже не узнал.

Фронтовая газета «На разгром врага» так описывала подвиг героя: «Когда группа захвата ворвалась в немецкую траншею, недалеко от места, где находилась группа лейтенанта Белинского, застрочил пулемёт. «Надо его подавить сейчас же. Он нам всё дело испортит. За мной!» — приказал Белинский своим товарищам и первый пополз к огневой точке. <...>. Увидев гибель своего командира, старший сержант Клочков бросил в амбразуру одну за другой несколько гранат. Они разорвались внутри блиндажа. Убедившись, что пулемёт разбит, а блиндаж разрушен, он взял тело своего командира и принёс в расположение части».

«Мы будем мстить фашистам»

В архивах сохранилось письмо, которое получила мама погибшего героя Елизавета Ефимовна. В нём комсорг части лейтенант Шелковников, перечисляя заслуги бойца, отдельно отметил: «Мне трудно писать это письмо. Ваш сын был моим товарищем, хорошим другом. Я не хотел огорчить Вас. Но лучше горькая правда, чем хорошая ложь. Ваш сын погиб. Это большое горе. Тяжело его переносить. Но война требует жертв. Многие из нас, может быть, тоже не вернутся домой. За честь нашей Родины, за свободу нашего народа мы будем мстить фашистам, отнявшим жизнь Вашего сына, за Ваше горе и слёзы...»

Белинский так и не вернулся домой — его похоронили в братской могиле в литовском посёлке Кайряй. В марте 1945 года сибиряк посмертно стал Героем Советского Союза с формулировкой «за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом отвагу и геройство». Но ещё до этого Красная армия освободила Литву от фашистов — в том числе благодаря подвигу Ефима Семёновича, который бросился под пули, чтобы спасти товарищей и выполнить задание.

Героизм разведчика чтят сразу в нескольких городах и районах Красноярского края. До недавнего времени улицы Белинского даже находились в литовских городах Клайпеда и Приекуле. Увы, сейчас они переименованы из-за русофобской политики в Прибалтике. Знал бы Ефим Семёнович, как отнесутся к его наследию в современной Литве...