Новости

Каникулы 2012: Как и от школы отдохнуть, и на будущие успехи в учёбе настроиться?

Каникулы 2012: Как и от школы отдохнуть, и на будущие успехи в учёбе настроиться?

Последние дни марта особенные для школьников. Именно в это время после самой длинной четверти в году наступают долгожданные весенние каникулы.

Солнышко светит, бегут ручейки - само пробуждение природы настраивает на радостный лад. Но как провести каникулы 2012, чтобы потом не было мучительно больно за бездумно проведённое время? Как и от школы отдохнуть, и на будущие успехи в учёбе настроиться? На все эти вопросы мы попытались найти ответы в нашем «Добром совете».

И снова - уроки

На каникулы, как правило, задают уроки. И задача родителей - проследить, чтобы все задания выполнялись не в последний вечер перед первым учебным днём. Если ребёнок желает сделать все уроки в начале каникул, чтобы потом «спокойно отдыхать», то пусть так и будет. Но если он оттягивает момент, когда нужно будет сесть за стол, то вам придётся напомнить ему о заданиях.

  • Я обычно в самом начале каникул заглядываю в дневник - смотрю, что задано, а потом вместе с дочерью определяю, когда она займётся выполнением задания, - рассказывает мама двоих школьников Вера Иванова. - Если ребёнок понимает, что в день ему не потребуется более 20 минут, то вряд ли будет сильно сопротивляться.

Более того, равномерное распределение нагрузки позволяет поддерживать учебную активность и существенно облегчает переход к школьной жизни, считают педагоги.

Учиться, учиться и снова учиться

Несмотря на каникулы, жизнь в школе не затихает, учебные заведения продолжают работать. Причём сразу по нескольким направлениям. Во-первых, школьникам предлагается множество возможностей провести свободное от уроков время в спортивных секциях и кружках, которые работают при школах.

  • И многие дети пользуются этой возможностью, - рассказывает директор Красноярской гимназии № 13 Людмила Юдина. - Кроме того, перерыв в учёбе - это отличная возможность вместе с педагогами съездить на интересную экскурсию.

Вариантов здесь масса - есть экскурсии по городу, в другие регионы нашей страны, особо продвинутые педагоги организуют для школьников поездки за рубеж. Считается, что каникулы - самый благоприятный период для… обучения детей. Ведь путешествуя, они познают окружающий мир: знакомятся с культурой других стран, с носителями языка, вырабатывают коммуникативные навыки.

Кстати, как говорят педагоги, сами родители могут в непринужденной форме образовывать своих чад. Главное - делать это ненавязчиво, как бы случайно.

Например, если ребёнок не понимает ботанику или биологию, с малышом можно сходить в парк флоры и фауны, дендрарий или в парк бабочек. Прослушав экскурсовода и увидев воочию массу любопытных, красивоцветущих, полезных и ядовитых растений, он с большим любопытством отнесётся к урокам в школе, ведь будет знать уже больше, чем может рассказать учитель в рамках школьной программы. А гуляя по городу, ему можно задавать вопросы - узнает ли он растущие на газонах растения и деревья и какую пользу они приносят. Так можно изучить с ребёнком флору города.

Закрепить и увеличить знания на примерах можно на ипподроме и в «Роевом ручье». Наблюдать за животными очень увлекательно, а за дикими в особенности. Только в зоопарке можно воочию увидеть и понять, как заяц сезонно меняет мех и как спит медведь.

Закон Сеченова

Психологи и медики советуют в весенние каникулы детям как можно больше времени находиться на свежем воздухе. Люди, много времени бывающие на открытом воздухе, меньше болеют, дольше живут. Они выносливее тех, кто проводит большую часть времени в замкнутых пространствах квартир, кабинетов, школ. В закрытом помещении накапливаются всевозможные вредные вещества и газы, разрастаются микробы, вызывающие разные болезни, сквозь стены и окна не проникают ультрафиолетовые лучи. В то время как в воздухе открытых пространств, особенно за городом, значительно меньше пыли, различных вредных бактерий и газов.

«Походы на природу - идеальный вариант, - уверены психологи. - Но если родители не могут много своего времени уделить малышу, можно отправить его в деревню к бабушке».

А вот в лагерь, пусть даже и на неделю, стоит отправлять ребёнка уже в том возрасте, когда у него нет глубокой эмоциональной привязки к родителям, а именно в подростковом. Специалисты считают, что для тинейджеров выезд за город с группой сверстников может быть очень полезным не только в плане оздоровления. При этом лучше выбирать тематический лагерь: в них рационально распределены нагрузки и масса интересных занятий. Дети из таких школ возвращаются эмоционально и содержательно наполненные, с новыми ощущениями.

Кроме того, отдых должен быть активным. Немало детей и подростков, которые в силу особенностей своего характера, а иногда и просто лени предпочитают посидеть или полежать на диване с книгой вместо того, чтобы поиграть в мяч или покататься на велосипеде. Свободное время, проведённое в движении, особенно на свежем воздухе, хотя и приводит к сиюминутной усталости, в дальнейшем возвращает человеку бодрость и свежесть, восстанавливает силы лучше, чем пассивный отдых в кресле. Значение активного отдыха и восстановление сил во время активной работы открыл знаменитый русский учёный-физиолог Иван Михайлович Сеченов. Уже в преклонном возрасте он занимался изучением движений, причём опыты проводил на себе. Изучая записи движений, учёный обратил внимание на то, что силы восстанавливались быстрее, если во время отдыха одной руки работала другая. Правая рука лучше отдыхала во время работы левой, чем во время полного покоя обеих рук. Так был впервые открыт эффект активного отдыха. При умственной работе особенно полезен активный отдых, когда нагрузка падает главным образом на мышцы, а мозг при этом отдыхает. Поэтому во время каникул нужно побольше гулять, играть в мяч, кататься на велосипеде, плавать.

Специалисты считают, что лучше отдыхать помогает чередование разных по характеру занятий: прогулки с чтением, просмотр телепередач с подвижными играми, катание на велосипеде с игрой в шахматы.

Всем спать!

Специалисты советуют родителям не давать ребёнку послаблений даже в каникулы. Соблюдать режим дня следует, даже если завтра не нужно рано вставать. Ведь весенная передышка от школы не столь уж и длительна, и если за неделю режим собьётся, малышу сложно будет войти в привычный ритм.

Соблюдение режима дня облегчит вашему ребёнку переход от каникулярного времяпрепровождения к школьным будням. Конечно, идеально, если сохранится прежний распорядок дня - подъём в семь часов, ночной сон с 21.30. Но это вряд ли выполнимая рекомендация. Постарайтесь хотя бы в последние три дня каникул приблизить режим дня к школьному. Возможно, для этого придётся настоять на том, что фильм, который заканчивается в 23.30, ребёнок смотреть не будет. Пообещайте, что он сможет посмотреть его завтра, при дневном повторе. Вытерпите все эти «Ну, мама, пожалуйста! « и «Я на тебя обиделся «. Вы-то знаете, что так действительно будет лучше. Предложите интересную замену фильму, перед сном поиграйте в какую-нибудь спокойную игру. Например, такую: «Мне нравится,что ты…» Надо взять любую мягкую игрушку и передавать её друг другу со словами: «Мне нравится, что ты…» За один раз можно заканчивать фразу только одной мыслью, например: «Мне нравится, что ты хорошо рисуешь». Мама говорит, что ей нравится в малыше, а ребёнок - тем же отвечает маме.

Можете услышать много интересного про себя.

Болезнь или усталость?

Как говорит директор по развитию Красноярского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Профессиональная психотерапевтическая лига», кандидат психологических наук Марина Рычкова, здоровый ребёнок не должен уставать в процессе занятий в школе. Если такое происходит, то родители могут понять: либо учебная нагрузка распределяется неправильно, либо у маленького человечка свои нейропсихологические особенности.

  • Если ребёнок устаёт в школе, если ему учёба дается тяжело, и если хорошие отметки, которые другие ребятишки получают без особых усилий, требуют от малыша больших затрат эмоциональных, психических или физических сил - это первый звоночек, чтобы задуматься о здоровье, - считает Марина Рычкова. - Когда пропадает желание учиться, ребёнок постоянно вялый, а дела, которые раньше вызывали интерес, теперь отставлены в сторону, или малыш стал раздражительным - это первые признаки эмоционального истощения.

От сбалансированных уроков даже в самой длинной четверти в году никаких вредных последствий для здоровья малыша не наступит. Специалист считает, что описанное ею поведение ребёнка скорее болезненные симптомы. Если они проявились, необходимо идти к врачу.

  • Но в любом случае, даже если малыш очень хорошо учится и не испытывает от занятий какого-то дискомфорта, первое, что не нужно делать во время каникул - это догонять сверстников по учёбе, - считает кандидат психологических наук. - Каникулы на то и даны, чтобы у школьников была возможность переключиться. А ребёнку, которому сложно даётся учёба, требуется более длительный отдых для восстановления сил.

Вместе веселее

Очень часто школьные каникулы воспринимаются ребятишками как праздник. Теперь не нужно высиживать по полдня на занятиях и прилежно выписывать крючочки, а можно пообщаться с родными, близкими и друзьями.

Как считает психолог, это в первую очередь должны понимать родители, и в их силах спланировать своё время на период школьных каникул таким образом, чтобы как можно больше времени провести со своим чадом.

«Во время школьных будней ребёнок больше всего лишён общения с мамой и папой, - считают психологи. - Родители на работе, малыш в школе, встречаются они обычно вечером, и то только для того, чтобы проверить уроки. То есть ребёнку не хватает эмоционального взаимодействия с родными. А каникулы - то время, когда можно всё изменить, много интересного сделать вместе».

Конечно, взять отпуск на работе во время школьных каникул ребёнка - идея, скорее, утопическая, чем реальная. Но в семье заранее можно распределить каникулярное время между мамой, папой, бабушкой и дедушкой. Тогда ребёнок всё своё свободное время будет проводить в интересных совместных делах с родными людьми. При этом отношения должны быть наполнены интересными и содержательными занятиями. В этом случае ребёнок будет иметь возможность насытиться близостью с родными, вниманием и любовью.

Кстати, не забывайте и про ласку. Психологи говорят: если ребёнка не гладить каждый день по голове, то у него засыхает мозг. Конечно, это образное выражение. Но оно недалеко от истины. В ласке нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении. Приласкайте своего ребёнка, перед сном посидите с ним рядом несколько минут, почитайте книжку, скажите пару добрых слов, пожелайте спокойной ночи, и трудный завтрашний школьный день будет гораздо легче.

Внимание!

Как считают специалисты, во время каникул к минимуму нужно свести такие виды отдыха, как компьютерные игры и просмотр телевизора.

  • Это не отдых, а перегрузка зрительного анализатора, - поясняет Марина Рычкова. - Постоянное включение человека в деятельность на экране приводит к перегрузке мозга. В этом случае никакого переключения от одного вида деятельности к другому не происходит. Компьютерные игры позволяют просто потратить время. А каникулы лучше провести с пользой.

Вперёд, к искусству!

Ни для кого не секрет, что современные дети не любят читать. В свободное время они предпочитают играть на компьютере или гонять мяч во дворе. Специалисты считают, что весенние каникулы в школе - прекрасное время для приобщения детей к чтению. Как правило, в библиотеках организуются выставки, на которых представлены новые и интересные для ребят разных возрастов книги. Детей встречают персонажи сказок и рассказов, они проводят конкурсы, раздают призы. Ребёнок, побывавший на таком мероприятии, обязательно захочет прочитать одну из представленных на выставке книг.

Можно сходить в музей. Большинство детей считают, что музеи скучны. Стоит ли осуждать за это школьников, если и взрослые разделяют такое мнение? Весенние каникулы - самое время разрушить стереотипы. Музеи не должны становиться синонимом скуки. Ребёнок будет в восторге от посещения тематических выставок. Его ждут увлекательные экскурсии, которые не имеют ничего общего со школьными уроками. Как раз в эти дни сотрудники музеев проводят тематические праздники, которые не могут не понравиться школьникам.

Различные фестивали в кино и театрах также обычно приурочивают к школьным каникулам. Не стоит их пропускать. Они обязательно придутся по душе детям и откроют для них волшебный мир театра. Кино пользуется большей популярностью, чем театр, и родителям не придётся прилагать много сил, чтобы уговорить ребёнка посетить кинопоказ. Главное выбрать действительно интересный и полезный фильм.

Куда сходить на весенних каникулах в Красноярске?

Театр оперы и балета

23-го и 28 марта - «НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО», музыкальная сказка в 2-х действиях.

27 марта - «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ», музыкальная сказка в 2-х действиях.

29 марта - «ЗОЛУШКА», музыкальная сказка в 2-х действиях.

29-го и 30 марта - «КОТ В САПОГАХ», балет для детей в 2-х действиях.

Театр юного зрителя

24-го и 31 марта - «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА РИККИ-ТИККИ-ТАВИ».

25 марта - «ЖЕЛЕЗНОЕ СЕРДЦЕ».

28 марта - «АЛАДДИН И ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА».

29 марта - «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ».

Красноярский музыкальный театр

23 марта - «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИПОЛЛИНО».

25 марта - «СКАЗКА ДЛЯ РЕБЯТ ПРО ВОЛКА И КОЗЛЯТ».

Театр им. А. С. Пушкина

25 марта - «КОНЁК-ГОРБУНОК».

Театр кукол

23 марта - «БОГАТЫРЬ НЮРГУН И СВЕТЛОЛИКАЯ ТУЯРЫМА».

24 марта - «ТРИ ПОРОСЁНКА И СЕРЫЙ ВОЛК».

25 марта - «АЙ ДА МЫЦЫК!».

31 марта - «ЛЮБОПЫТНЫЙ СЛОНЁНОК».

Мим-театр «За двумя зайцами»

1 апреля - «Ё».

Дом кино

Конец марта - начало апреля - «Большой фестиваль мультфильмов».

Кинотеатры города

«ЛОРАКС» - мультфильм.

Цирк

«Парад звёзд».

Камерный зал

25 марта - «ВРЕМЕНА ГОДА».

1 апреля - «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛУПЛАНДИЮ».

Малый концертный зал

25 марта - сказки с оркестром: «ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ».

Краеведческий музей

Март - выставки «НА ВЫДУМКУ ПРИРОДА СТАРОВАТА», «НЕМЕЦКИЙ СЛЕД В ИСТОРИИ СИБИРИ», «Г. В. ЮДИН. БИБЛИОФИЛ. МЕЦЕНАТ».

22 марта - праздник, посвящённый Всемирному дню воды.

Художественный музей Сурикова:

До конца марта - в Красноярском музыкальном театре выставка «ДЕТСКИЕ ИГРЫ».

До конца марта - в фойе Краснояркой краевой филармонии выставка «КРАСКИ СИБИРСКОЙ ЗИМЫ».

Все дни, кроме понедельника - в здании музея - коллекция живописных и графических произведений В. И. Сурикова, собрание произведений русского авангарда, искусство Красноярского Севера, Хакасии, Тувы, Якутии и Чукотки.

Музей геологии Центральной Сибири (пр. Мира, 37)

Конец марта - апрель - выставка «ЗОЛОТО ЦЕНТРАЛЬНОЙ СИБИРИ».

Красноярский музейный центр

Интерактивные экскурсии для детей: школьники и взрослые смогут пройтись по грунтовой афганской дороге и услышать звуки Афганистана, а также увидеть живого Ленина при помощи новых видеотехнологий.

Свободная творческая мастерская «ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ».

Арт-путешествие по залам музея с настоящим поиском «места сокровищ».

Парк флоры и фауны «Роев ручей»

31 марта - ДЕНЬ ПИНГВИНА. Всем пришедшим в костюме пингвина - призы и подарки.

Каждое воскресенье в 13.00 - кормление рифовых акул.

Библиотеки

Библиотека им. К. Чуковского (пр. Металлургов, 20а)

21, 30-го и 31 марта в 11.00 - праздник «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВОЛШЕБНИКА».

26 марта в 12.00 и 14.00 - конкурсная программа «ПО ДОРОГЕ В КИНОГРАД».

27 марта в 12.00 и 14.00 - игра «В ГОСТЯХ У ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ».

28 марта в 12.00 и 14.00 - час поэзии «ПОДРУЖКИ-ВЕСНУШКИ».

29 марта в 12.00 - праздник «ВАС В СКАЗКУ ДОБРУЮ ЗОВЁМ».

Библиотека им. В. Катаева (бул. Солнечный, 7-148)

26 марта в 10.30 - День открытых дверей.

24 марта в 10.10 - обзор детских книг и журналов.

28-го и 29 марта в 10.10 и 13.00 - час музыки «ЧАРУЮЩИЕ ЗВУКИ МУЗЫКИ».

Библиотека им. Г. Щукина (ул. 60 лет Октября, 22)

26 марта в 14.00 - праздник «КНИЖКИНЫ ИМЕНИНЫ».

Библиотека им. А. Гайдара (ул. Маркса, 14)

26 марта в 11.00 - открытие недели «НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СТАРЫХ ДРУЗЕЙ».

Библиотека им.Пришвина (ул. Волжская, 29)

20-30 марта в 12.00 - цикл литературных путешествий «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ».

Библиотека «Лукоморье» (ул. Диктатуры, 40а)

27 марта в 12.00 - праздник «ЧИТАЕМ КНИЖКУ ВМЕСТЕ».

28-31 марта в 11.00 - утренники, беседы, викторины.

Библиотека им. В. Дубинина (ул. Юности, 22)

26 марта в 12.00 - день информации «К КНИГЕ И ЧТЕНИЮ - ЧЕРЕЗ ДОСУГ И ОБЩЕНИЕ».

27 марта в 12.00 - «ЦЕННЫЙ ПОДАРОК», спектакль кукольного театра».

30 марта в 11.00 - праздник «СКАЗКИ ДЕДУШКИ КОРНЕЯ».

Библиотека им. З. Космодемьянской (ул. Лебедевой, 149)

26-31 марта в 13.00 - викторина «ОТ ГЛИНЯНОЙ ТАБЛИЧКИ К ПЕЧАТНОЙ СТРАНИЧКЕ».

Библиотека им. В. Драгунского (пр. Красноярский рабочий, 115а)

27 марта в 13.00 - встреча с писателем «ОТКРЫВАЯ КНИГУ, ОТКРЫВАЕМ МИР!»;

24 марта в 13.00 - праздник «ЕСЛИ СМЕЮТСЯ ДЕТИ НА ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ».

Библиотека им С. Михалкова (ул. Щорса, 46)

28 марта в 10.00 - литературное лото «ФЕЙЕРВЕРК ДЕТСКИХ КНИГ»;

29 марта в 11.00 - праздник «ДЯДЯ СТЕПА МИХАЛКОВ».

Библиотека им. С. Маршака (пр. Комсомольский, 15)

24 марта в 12.00 - открытие недели «С КНИГОЙ ЧЕРЕЗ ВЕКА И СТРАНЫ».

26 марта в 12.00 - устный журнал «ИЗ КОЖИ, ГЛИНЫ И БУМАГИ».

30 марта в 11.00 - закрытие недели «ПРИХОДИТЕ В ГОСТИ К НАМ».

3 апреля в 10.00 - посвящение в читатели.

Библиотека им. Н. Островского (ул. Сурикова, 2)

26 марта в 12.00 - конкурс «КНИЖНОЕ БИСТРО».

27 марта в 12.00 - викторина-экскурсия «СКАЗОЧНЫЙ ГАРДЕРОБ».

28 марта в 12.00 - игровая программа «С ГЕРОЕМ СКАЗКИ БУДЕТ ИНТЕРЕСНЕЙ».

29 марта в 12.00 - мастер-класс «СКАЗКИ ПЛАСТИЛИНОВОЙ СТРАНЫ».

30 марта в 12.00 - литературная игра «КНИЖКИ - ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ».

Библиотека им. П. Бажова (ул. Павлова, 75)

24-30 марта в 11.00 и 16.00 - день информации «А МЫ ЭТО ТОЖЕ ЧИТАЛИ».

21 марта в 11.00 и 16.00 - день информации «РАЗНОЦВЕТНОЕ ДЕТСТВО».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА