Новости

Блин да блин кругом

Блин да блин кругом

Проводы зимы у нас всегда ассоциируются с МасленицейКак отмечали праздник наши предки

Проводы зимы у нас всегда ассоциируются с Масленицей. История этого праздника восходит ещё к языческой Руси. Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи, в этом году - с 28 февраля по 6 марта.

Праздновалась Масленица всегда широко и шумно. Даже сейчас, когда многие обычаи забыты и остались лишь их отголоски, Масленицу встречают блинами и весёлым гуляньем. А предки наши - сибирские казаки, жители Енисейской губернии XVIII, XIX веков, - встречали весенний праздник с такой широтой, что долго потом изумлённые заезжие путешественники качали головами, о чём и оставили воспоминания в своих книгах. Российский историограф немецкого происхождения Герхард Фридрих Миллер в 1722 году посетил Красноярск в составе научной экспедиции, и ему посчастливилось стать свидетелем праздника Масленицы. Позже он описал его в своих записках: «Всю неделю казаки ходят из гостей в гости, объедаясь и напиваясь чрезмерно, а если кто падает от вина, то его не бросают, а возят его бесчувственное тело за собой, пока он не очнётся и не сможет продолжать веселье».

Четверг - разгар Масленицы. Полным ходом идёт веселье.
Четверг - разгар Масленицы. Полным ходом идёт веселье.
Сибиряки гуляли, что называется, «до последней нитки». «Последний грош - и тот ребром», так говорили об этом празднике наши предки. Зато уж и столы в сибирских домах ломились от яств. Приготовляли громадное количество квасов, пива, вина, самогона, жарили рыбу, делали большие пироги с осетриной, стерлядью, варили уху и, конечно, пекли блины. Всё это готовилось для приезда бесчисленных гостей: кумовьёв, сватов, соседей. Молодожёны ездили к родителям жены, это называлось «ехать к тёще на блины».

Четверг - разгар Масленицы. Полным ходом идёт веселье. Все ходят из гостей в гости. Дома сидят только немощные старики. Гуляли компаниями, переезжая из дома в дом. Такого напряжённого разгула не выдерживали даже крепкие сибирские организмы. Пока доедет честная компания на другой конец села, кое-кому уже черти мерещатся, и все дружно отливают его водой и тем возвращают в коллектив.

Сибиряки гуляли, что называется, «до последней нитки».
Сибиряки гуляли, что называется, «до последней нитки».
Много проводилось на Масленицу игр и забав. Здесь и представления с ряжеными, и колядки, катание с ледяных горок-катушек, и кулачные бои. В Минусинском уезде в почёте были конские бега, поучаствовать в которых съезжались со всех окрестных сёл.

Последний день Масленицы - Прощёное воскресение - был особенным. В этот день все ходили в церковь, просили прощение у священника, он в свою очередь просил прощения у мирян. После обедни шли на кладбище, плакали над могилами близких. К вечеру разгул начинал стихать. Ездили и ходили к родным «прощаться». Узким семейным кругом собирались за последней масленичной трапезой и старались есть как можно больше, помня наступающий Великий пост. После ужина приводили дом в порядок. Перед сном молились всей семьей. Младшие просили прощения у старших, кланялись в ноги, целовались друг с другом и говорили: «дай Бог дождаться светлого праздника», «дай Бог о Христе радоваться».

В прощенный день совершалось ещё одно любопытное действо, которое сегодня возрождается в Сибири. Это старинная русская забава «Снежный городок». Сибиряки могут гордиться тем, что здесь, в Енисейской губернии, «городки» игрались вплоть до 30-х годов двадцатого века, в то время как в европейской части России игра была давно забыта. Василий Иванович Суриков запечатлел это весёлое игрище в своей картине, которая так и называется - «Взятие снежного городка».

Первое письменное свидетельство об этой игре мы находим у Иоганна-Георга Гмелина, немецкого путешественника, который в 30-х годах восемнадцатого века путешествовал по Сибири в составе научной экспедиции Миллера. Вот что он пишет: «В последний день Масленицы, 15 февраля, мы вместе с воеводой отправились в деревню Торгашино, расположенную в пяти верстах от города. Вечером служилые устроили праздничную борьбу. На поле построили две стены из снега. Это строение должно было представлять собою крепость, вокруг которой стояли служивые с очень длинными палками, а другие служивые верхом должны были эту крепость взять. Невозможно описать, в какой суматохе всё это происходило. Крепость никогда не атаковали более двух-трёх - всадников, а чаще всего один. Бешеным галопом мчался всадник к крепости, но его встречали ударами, сбивали с лошади и крепко отделывали. Всадники пришли в ярость от того, что не могли взять крепость, и хотели уже пустить в ход стрелы, но воевода вмешался и не позволил, и крепость осталась в руках её защитников».

Но чаще всего крепость всё-таки захватывали, ведь в этом и состояла суть игры, победителя качали, купали в проруби, угощали вином и довольные расходились по домам. «Широкая масленица» отгудела, отгремела. Всё. Впереди Великий пост.

Да, умели гулять наши прадеды - ото всей-то душеньки. Что и говорить, бывали дни весёлые! А нам, поколению века двадцать первого, гламурного, отбросив некоторые излишества и перегибы наших предков, неплохо бы вспомнить и возродить многие красивые обычаи, «преданья старины глубокой».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА