Новости Красноярска

Ангела рекомендуют закодировать

Ангела рекомендуют закодировать

Две женщины скромно сидят на стульях в коридоре. Мужчины толпятся на улице. Некоторые из них стоят молча, некоторые что-то громко обсуждают между собой. “Сегодня осуждённые должны прийти на отметку, поэтому тут столько народу”, — поясняет Ольга Мезина, майор внутренней службы, старший инспектор красноярского филиала по Советскому району ФКУ УИИ ГУФСИН. И тут же громко объявляет: “Иванов, заходите!”

В кабинет медленно входит высокий, немного сутулый мужчина и робко присаживается на стул напротив инспектора.

— Ну как дела? Работаете? Не пьёте?— интересуется Ольга Мезина.

Мужчина едва слышно отвечает ей: всё, мол, нормально.

— Смотрите, чтобы всё хорошо было, — наставляет его Ольга Эдуардовна.

Так она наставляет и расспрашивает каждого, кто к ней заходит.

В уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН Ольга Мезина служит больше десяти лет. За это время ей довелось поработать с сотнями нарушителей закона: грабителями, наркоманами, хулиганами. Причём с некоторыми из них Ольга Эдуардовна встречается регулярно, поскольку время от времени они повторяют свои подвиги.

— У нас на учёте состоят условно осуждённые граждане, а также те, кому назначены исправительные и обязательные работы, те, кому приговором запрещено занимать некоторые должности и заниматься определенной деятельностью, те, кому назначено ограничение свободы или домашний арест, а также те, у кого наказание отсрочено, например, потому что у него есть маленькие дети, — поясняет Ольга Мезина. — Так доин-два раза в месяц они приходят к нам отмечаться, также мы сами регулярно проверяем осуждённых. К одним приезжаем домой раз в неделю, к другим — раз в месяц. Всё зависит от того, за что и какой раз по счёту человек привлекается к ответственности.

По словам Ольги Эдуардовны, в последнее время чаще всего к ним поступают граждане, совершившие кражу или угнавшие автомобиль. Много приходит несовершеннолетних, которые покупают и перепродают через Интернет наркотики. Недавно на учёт в уголовно-исполнительную инспекцию поставили восьмиклассницу. На вид девочка — ангел. Тихая, кроткая, уважительная. Осудили её за кражу и по приговору суда обязали пройти курс лечения от алкоголизма.

— Сейчас у нас на учёте состоит 15 несовершеннолетних, — отмечает Ольга Мезина. — Многие из них — ребята из благополучных семей с нормальным доходом. Есть, конечно, дети из детских домов и семей, в которых родители пьют. Одним словом, всякие к нам попадают. Но всех мы поддерживаем и всем стараемся помочь. Содействуем им в получении документов, в трудоустройстве, в нахождении жилплощади. Ведь основная наша задача — не наказать человека, а помочь ему исправиться. Сделать так, чтобы он больше не совершал преступления и стал законопослушным гражданином.

Ольга Эдуардовна отмечает, что к нормальной жизни после окончания наказания возвращаются многие. Некоторые люди приходят к ним спустя время со словами благодарности.

Например, был у Ольги Мезиной подопечный юноша, которого условно осудили за грабёж. Хозяева, у которых он снимал квартиру, выгнали его на улицу. Парню некуда было пойти. Он отправился в филиал уголовно-исполнительной инспекции по Советскому району. Там ему помогли найти жильё. Юношу взяли по опеку казаки, с которыми активно сотрудничает филиал. Парень прожил там до конца срока наказания, работал, затем уехал к бабушке в другой город. Там он женился и сейчас воспитывает уже своих ребятишек.

— Мы работаем со многими общественными организациями и государственными учреждениями, — рассказывает Ольга Эдуардовна. — Тесно сотрудничаем с хосписами, социальными гостиницами, миграционной службой, центром трудоустройства осуждённых, центрами занятости населения. Наша основная задача — максимально реабилитировать человека, хотя иногда к нам попадают люди, которых перевоспитывать и контролировать не нужно. Это граждане, которые всего лишь защищали свою жизнь либо жизнь своих родных.

Недавно в уголовно-исполнительной инспекции на учёте состояла пожилая женщина, которая ударила кухонным ножом своего зятя за то, что он регулярно избивал её дочь. На суде бабушка оправдывалась: “Я его предупреждала! В какой-то момент терпение иссякло, я испугалась, что он убьёт мою дочь, и ударила его тем, что было под рукой. Убивать не хотела”. Кстати, зять осуждённой бабушки остался жив, дочь, которую так яро защищала пожилая женщина, с ним развелась. А бабушке тогда присудили полтора года испытательного срока и полтора года лишения свободы. За время испытательного срока пожилая женщина ничего не нарушила, поэтому в колонию не попала, и наказание её уже закончилось. Сейчас она вместе с дочкой воспитывает маленького внука.

— В последнее время осуждённые реже нарушают обязанности приговора суда, — отмечает Ольга Мезина. — Обычно забывают приходить на регистрацию, но в целом всё же обязанности по приговору суда соблюдают. Ведь как только они приходят к нам, мы сразу предупреждаем: условное осуждение всегда может быть заменено на реальное лишение свободы.

В тему:

Уже два года уголовно-исполнительная инспекция Красноярска использует СЭМПЛ — систему электронного мониторинга подконтрольных лиц, осуждённых к ограничению свободы. То есть граждан, которые не могут покидать территорию города либо района.

Система СЭМПЛ работает следующим образом: на ногу осуждённого надевают электронный браслет — датчик, снять который в домашних условиях практически невозможно. В него встроен специальный микрочип, который через ГЛОНАС передаёт информацию о передвижениях осужденного на компьютер, установленный в уголовно-исполнительной инспекции. Если осужденный выходит или выезжает за пределы ограниченной для него территории, это высвечивается на компьютере и фиксируется как нарушение.

Также в системе СЭМПЛ применяются стационарные телефоны с микрочипами. Обычно такой датчик устанавливают в квартире того, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Если человек пытается покинуть квартиру без уважительной причины и сопровождения сотрудника инспекции, датчик также срабатывает, и на мониторе компьютера это фиксируется как нарушение.

Два-три нарушения — и ограничение свободы может быть заменено на лишение свободы.

__Нюанс __

Каждым филиалом уголовно-исполнительной инспекции Красноярска направляются осуждённые в отдел психологического обеспечения ФКУ УИИ, где с ними работают психологи, которые не только оказывают психологическую поддержку осуждённым, но и с помощью специальных методик и тестирования выявляют склонность человека к повторным совершениям преступлений.

Дата

В этом году уголовно-исполнительная инспекция России отмечает 95-летие. В мае 1919 года впервые в нашей стране были созданы бюро принудительных работ. Они и стали прообразом современных уголовно-исполнительных инспекций.

От автора:

— У части людей, которые условно осуждены или приговорены к ограничению свободы и находятся в городе, иногда возникают проблемы с трудоустройством, соответственно, и с деньгами. И это толкает их на совершение новых преступлений. Мне кажется, если бы не деятельность уголовно-исполнительной инспекции, рецидивов было бы больше. В УИН гражданам, нарушившим закон, помогают “выровняться”, начать жизнь заново.