Новости

Наталья Варлей: «Моя Муля — кавказская пленница»

Наталья Варлей: «Моя Муля — кавказская пленница»

С легендой советского кино Натальей Варлей смогли пообщаться красноярцы. Для большинства зрителей она навсегда останется Ниной из гайдаевской “Кавказской пленницы” и Панночкой из “Вия”. Актриса относится к этому философски. Главной же темой творческой встречи, прошедшей в краевой научной библиотеке, она выбрала не кинематограф, а своё литературное творчество.

Наталья Варлей пишет стихи с самого раннего детства, с четырёх лет. И не удивительно, что судьба привела её в Литературный институт имени Горького, который она закончила в 1994 году. К слову, с отличием. В 1990-е годы практически не снималась — не устраивали роли, которые ей предлагали. Но о том времени вспоминает светло.

— Это была счастливая пора, хотя приходилось очень нелегко. У меня уже родился второй сын. Дети спали, на плите закипал обед, крутилась стиральная машина, а я сидела за машинкой и печатала... Позже выпустила несколько стихотворных сборников. К одному из них предисловие вызвался написать Юрий Никулин. На мои стихи написано немало песен такими композиторами, как Николай Шершень, Юра Петерсон, Александр Морозов. У меня весёлых стихов очень мало, потому что поводом для их написания, как правило, является печаль в душе.

Интересно, что первые книги актриса и поэт дарила всем подряд, не зарегистрировала авторские права. Многие стихи, по её собственному признанию, были раздёрганы на строчки, ушли в народ и в итоге стали строками чужих песен. Впрочем, Наталья Варлей говорит об этом без особой горечи, просто констатирует факт. И вполне профессионально исполняет собственные песни. Зрители на встрече могли в этом убедиться, хотя актриса и предупредила заранее, что голос у неё осипший: “Три ночи не спала. Под окном гостиничного номера что-то всё время строят, так и не удалось выспаться”.

На вечере прозвучало много стихов Натальи Варлей — от ранних до недавних, немало песен на её строки (вышли в свет несколько компакт-дисков). Любимая поколениями зрителей актриса приоткрылась с непривычной стороны. Однако уйти от вопросов о кино ей не удалось. Оно и понятно: для нас Наталья Владимировна прежде всего звезда советского экрана.

Зрителей, конечно же, интересовала роль, которая сделала актрису знаменитой. На встрече одна из зрительниц напомнила всем известную фразу Анны Ахматовой, обращённую к Фаине Раневской: “У каждого из нас есть своя Муля”.

Варлей признаётся:

— Моя Муля — это кавказская пленница. Как Александру Демьяненко суждено было стать вечным Шуриком, так и я осталась Ниной. Хотя у меня за плечами 60 киноролей. Но лучше пусть зрители смотрят “Кавказскую пленницу”, чем будут говорить о слишком возрастных ролях: “Ну, зачем она здесь снялась?”

Зрителей интересовали партнёрские отношения Натальи Варлей с другими артистами. В частности, с Леонидом Енгибаровым. Актриса поблагодарила за вопрос и рассказала о их совместной работе.

— Судьба привела меня в Одессу. Я попала в программу, где работал великий клоун Леонид Енгибаров, который сразу попросил меня участвовать в одной из его реприз — лирической “Сценке в парке”. Жаль, что молодое поколение сегодня почти не знает, кто такой Енгибаров. А он был уникальным, гениальным клоуном, в равной степени владевшим гимнастикой, эквилибристикой, акробатикой, жонглированием, пантомимой, актёрским мастерством. Клоун-трагик, клоун-лирик. Лёня пытался за мной немножко ухаживать: провожал из цирка до гостиницы, дарил цветы, читал стихи Бодлера и Элюара. Енгибарову в то время было тридцать, объективно — молодой мужчина. Конечно, в него моментально влюблялись женщины. Но мне, восемнадцатилетней дурочке, он тогда казался слишком взрослым, почти старым. При всей своей влюбчивости я долго оставалась инфантильным домашним ребёнком.

Не обошлось и без вопроса о второй знаменитой роли Натальи Варлей — Панночке из “Вия”. Принято считать, что она стала роковой в жизни актрисы и принесла ей не только известность, но и неприятности. Сама Панночка так не считает:

— Я потом много раз читала и слышала об этом. Но на самом деле это всё вымыслы журналистов и зрителей! Конечно, изображать нечистую силу, тем более в храме, — грех. Но, во-первых, храмом был павильон “Мосфильма”, во-вторых, грех случился по неведению, я в нём исповедовалась и, надеюсь, Бог мне его простил. Вскоре после “Вия” я окрестилась. С тех пор стараюсь жить по заповедям. Конечно, в моей судьбе было много светлого и хорошего и не менее — болезненного и печального. Но я не думаю, что фильм может разрушить жизнь. А неприятности случаются у всех.

К слову, партнёр актрисы по “Вию” Леонид Куравлёв стал первым человеком, который заронил в неё сомнение по поводу творчества Грина. После съёмок в курсовой работе студента ВГИКа Эльера Ишмухамедова по рассказу Александра Грина “Новогодний праздник отца и маленькой дочери” Наталья Варлей стала зачитываться его романами.

— Какое-то время для меня существовали два писателя — Достоевский и Грин. Помню, Лёня Куравлев говорил: “Ненавижу Грина! Потому что он обманщик. Такой любви не бы-ва-ет!” Верить в это не хотелось. Но Лёня, увы, оказался прав. Ассоль ждёт принца, а он — не принц... Пойму я это много позже. Пройдя через потери и разочарования, напишу в своих стихах:

Я — птица Феникс,

Я из пепла возрождаюсь,

Я не боюсь любви,

Хотя я знаю,

Что ей не суждено

Быть вечной и счастливой...

Счастье для Натальи Варлей — это творчество. Стихи, антрепризы, дублирование. Интересный момент: за знаменитую киношную Нину в “Кавказской пленнице” говорила Надежда Румянцева, но с годами Варлей сама нашла себя в дубляже. В этом качестве работала во многих картинах, в том числе в любимом сериале наших женщин “Дикая роза” с Вероникой Кастро.

— Когда озвучиваешь, например, Софи Марсо, думаешь только о том, чтобы не испортить игру актрисы, — призналась Варлей.

Счастье для Натальи Владимировны — это её дети. Старший, Василий, учился в институте современного искусства, работал в мастерской дизайна и сценографии.

— Он очень талантливый, с тонким художественным вкусом. Когда нахожу Васины слепленные в детстве из глины или вырезанные из дерева фигурки, рисунки, наброски, у меня сердце кровью обливается: он мог бы стать большим художником. Но, к сожалению, не сложилось. Ушёл в другую сферу. Саша окончил режиссёрский факультет университета Натальи Нестеровой. Работал помощником режиссёра, ассистентом по актёрам, вторым режиссёром на многих фильмах. Среди них “Параграф 78”, ленты Владимира Хотиненко и Ильи Хотиненко, “12” Никиты Михалкова, сериал “Каменская”, он снял несколько собственных короткометражек. Ещё на последних курсах начал трудиться помрежем на “Волкодаве” у Николая Лебедева, где я играла роль матери Кендарат. Сын водил меня по “Мосфильму” на примерку костюмов, на пробы грима, я наблюдала за его работой и гордилась им. Сейчас вышел короткометражный фильм Саши “Сон грядущий”. Советую посмотреть.

Что касается планов Натальи Варлей, то помимо стихов она собирается заняться прозой, уже есть некоторые наброски. А ещё появилась мысль написать книгу о... кошках.

— Сколько себя помню, у нас всегда были животные. Сейчас у меня четыре кошки, ещё несколько на даче. Одно время в доме жили целых двенадцать. Люди приходят, спрашивают: “А где же твои кошки?” А они наверху, на шкафах. Понравятся гости — спустятся, нет — там и сидят. Кошки мне очень помогают. Я ведь цирковая артистка, суставы болят, позвоночник. Прихожу еле-еле, а они окружают, поют нестройным хором, делают свой кошачий массаж. Спасают.

Нельзя сказать, что Наталью Варлей особо радует современное искусство, но надежды на лучшее она не теряет:

— Надеюсь, что сегодняшнему поколению надоест ширпотреб и оно создаст своё, новое какое-то искусство.

Самое же главное для неё (строка из стихотворения) то, что “...на белой бумаге опять прорастают стихи...”.

Досье

Наталья Варлей родилась 22 июня 1947 года в городе Констанца (Румыния) в семье капитана дальнего плавания. Окончила акробатическое отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства (1965), Московское театральное училище имени Б. В. Щукина (1971).

До 1967 года — эквилибристка Московского государственного цирка.

В 1971—1981 годах — актриса Московского драматического театра имени К. С. Станиславского.

В начале 1980-х годов Наталья Варлей поступила в Литературный институт (из-за этого даже покинула театральную сцену).

Некоторое время работала в театре “О'кей”. Вышли 3 компакт-диска с её песнями, два сборника стихов.

В копилке актрисы — 60 киноролей. Также она мастер дубляжа и озвучивания иностранных фильмов и телесериалов.

Заслуженная артистка РСФСР.

Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1984) — за исполнение роли мамы Кати в фильме “Не хочу быть взрослым” (1982).

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА