PRO движение
В Красноярске намерены развивать электротранспорт
Рынок пассажирских автоперевозок в Красноярске стабилен, перспективы — быстрее развивать электротранспорт.
Общественный транспорт, по общему мнению красноярцев, последние лет десять работает неплохо. Ждать на остановке приходится максимум пять-шесть минут, давки даже в часы пик нет, в салонах довольно чисто, подавляющая часть кондукторов — вежливые и внимательные люди. Нередко возникают претензии к квалификации водителей, однако возможность немедленно пожаловаться на качество обслуживания диспетчеру или даже хозяину компании помогает быстро решить эту проблему.
Жёсткий контроль
“У нас есть социальный стандарт, на который все должны ориентироваться, — это средняя наполняемость транспортного средства. И поэтому мы ведём постоянный мониторинг: если идёт переполнение — добавляем транспорт на маршрут, если народу мало — можно что-то снять. Максимальный показатель наполняемости в наших условиях — 4—5 человек на квадратный метр”, — пояснил заместитель руководителя департамента транспорта администрации Красноярска Виталий Чеусов.
По его словам, частные перевозчики тоже обязаны соблюдать этот стандарт: количество работающих на маршруте автобусов и сколько рейсов они должны сделать за рабочую смену, точно прописано в муниципальном контракте. Больше можно, меньше — нельзя. “Мы это отслеживаем: у нас треки спутниковой системы ГЛОНАСС, где видно, сколько автобусов вышло на маршрут и когда”, — уточнил Виталий Юрьевич.
Идёт модернизация системы
Жёсткое регулирование рынка пассажирских автоперевозок в Красноярске — мера вынужденная. Только так муниципальные власти могут соблюсти баланс между интересами жителей города и частных перевозчиков. Однако Красноярск развивается, ситуация меняется, и чаще всего не в лучшую сторону. Именно поэтому мэрии постоянно приходится искать новые решения.
Сейчас в администрации готовят к модернизации системы муниципальных контрактов с перевозчиками. “Брутто-контракты предполагают, что транспортные компании по-прежнему выполняют свою работу в установленном объёме. Однако выручку со всех пассажиров собирает единый оператор, который потом распределяют прибыль по перевозчикам с учётом расчётной стоимости каждого отработанного ими километра. В этом случае исчезает такое понятие, как выгодный или невыгодный маршрут. Есть общая стоимость обслуживания маршрутной сети и средняя стоимость одного километра пробега. Однако даже в такой системе контрактов перевозчикам всё-таки понадобятся бюджетные субсидии”, — рассказал Виталий Чеусов.
Также в департаменте транспорта в настоящее время формируют новую схему маршрутов пассажирского транспорта в Красноярске. Предполагается разделить их на магистральные и вспомогательные. “На магистральных будет работать подвижной состав большой вместимости и с минимальным интервалами движения, который рассчитан на обслуживание самых оживлённых направлений и максимального пассажиропотока. Основная задача вспомогательных маршрутов — охват территории. У людей должна быть возможность выехать из любого микрорайона”, — уточнил замглавы департамента транспорта.
Однако глобальных перемен в этой отрасли в ближайшее время ожидать не стоит. По мнению Виталия Чеусова, в такой социально значимой сфере, как пассажирские перевозки, нельзя делать резких движений: “Мы не хотим выдавливать с рынка частных перевозчиков, они нормально работают. В то же время муниципальные предприятия уже выбрали почти все свои резервы”.
Своё бы сберечь
Константин Кнапнугель, глава частной компании-перевозчика, работает на транспортном рынке Красноярска уже 15 лет. Начинал со старых однодверных пазиков. Сейчас на предприятии почти 80 автобусов, в том числе самых современных отечественных моделей. Компания Кнапнугеля обслуживают семь городских маршрутов. При этом увеличивать свой долю на рынке он не планирует.
“У нас в городе сейчас работает социальный тариф на пассажирские перевозки — население платит столько, сколько может. Однако этого недостаточно для стабильного развития общественного транспорта. В настоящее время мы обновляем примерно десять процентов подвижного состава за год. Что будет в этом году — не знаю. Из-за эпидемии коронавируса школьники, студенты сидят по домам — пассажиропоток снижается, а наши затраты остались на прежнем уровне. Так что нам пришлось приостановить свою программу обновления. Какой рост — своё бы сохранить”, — считает Константин Кнапнугель.
Будущее за электротранспортом
Председатель комиссии по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре Красноярского горсовета Вячеслав Дюков считает, что в нашем миллионном городе со сложной экологической ситуацией наиболее перспективное направление для дальнейшего развития системы общественного транспорта — повсеместное внедрение автобусов, работающих на электричестве. И заниматься этим придётся муниципальным автопредприятиям.
“Автобусы, работающие на углеводородном топливе, — какое бы “Евро” оно там ни было, — никогда не сравнятся по своей экологичности с электротранспортом. Так что это — наше будущее. Однако частные перевозчики даже не задумываются о том, чтобы выставить на городские маршруты электрический подвижной состав. Очевидно, что заниматься электротранспортом придётся муниципальным автопредприятиям. За счёт этого доля частных перевозчиков на рынке общественного транспорта будет сокращаться”, — считает депутат.
По мнению Вячеслава Дюкова, запуск в Красноярске метро и его кооперация с городской электричкой также “отъест” немалый кусок городского рынка пассажирских перевозок. Причём в первую очередь пострадают именно частные компании — всё-таки маршруты движения общественного транспорта распределяет мэрия. Депутат уверен, что ужесточение конкуренции позволит муниципальным властям оставить в городе самых добросовестных перевозчиков.
Цифры
67 маршрутов для пассажирских перевозок действуют в настоящее время в Красноярске. На десяти из них работают трамваи и троллейбусы, на остальных — автобусы.
48 перевозчиков обслуживают городские маршруты, в том числе три муниципальных предприятия — два автобусных и одно электротранспортное.
60 процентов маршрутов для пассажирских перевозок в Красноярске приходится на частные автобусные компании.
700—800 тысяч человек перевозит наш городской общественный транспорт в среднем за сутки.
8—9 лет — средний возраст пассажирских автобусов в Красноярске. Уровень износа городского электротранспорта составляет порядка 90 процентов.
30 процентов подвижного состава общественного транспорта принадлежит муниципалам, остальное — частникам.