Общество
Проект "Ностальгия": Во что родители одевали детей в СССР в условиях повального дефицита
А у сегодняшних детей есть возможность одеваться на любой вкус.
Смотришь на сегодняшнюю малышню — сердце радуется. Комбинезончики всех цветов радуги, костюмчики, невесомые пуховички с капюшонами в виде зайчиков, лисичек, панд. Ботинки гармонируют с шапками, рюкзачки на любой вкус... А дома достаёшь альбом с детскими фотографиями и возвращаешься в советские времена.
Чулочная проблема
Детский сад, лето. В младшей группе все одинаковые, как пингвины: трусики, майки. Только по причёскам и разберёшь, кто перед тобой — мальчик или девочка. А уж если в панамках, то все на одно лицо.
У малышей обоих полов вплоть до конца 60-х годов была одна общая проблема — чулки, потому что самого понятия “колготки” в стране победившего социализма не существовало. Хлопчатобумажные чулки застёжками крепились в так называемому детскому лифчику (это такая укороченная маечка из плотной бумазейной ткани). Дети, конечно, мучились: пуговки маленькие, хоть и покрытые прорезиненным материалом, но всё равно страшно скользкие и никак не хотят пролезать в пазы. А с мелкой моторикой ещё далеко не всё в порядке. В общем, нянечкам и воспитателям работы прибавлялось — попробуйте-ка одеть всю группу после сончаса.
— Я, слава богу, была от этой проблемы избавлена, — делится пенсионерка Светлана Смирнова. — Мама догадалась сама шить на меня колготки. Покупала две пары детских чулок, одну кромсала, пришивала к гачинам клинья, вставляла резинку — готово! Потом вспоминала, что и на рынке иногда своим изобретением приторговывала, доход какой-никакой в семью шёл.
“Форму покупать не будем!”
Понятное дело, что одежда переходила от старших детей к младшим, это было абсолютно нормально, да и сейчас есть. Пока вещи оставались в более или менее приличном состоянии, их носили и в пир и в мир. Потом пальтишки-штанишки переходили в разряд одёжек для улицы, для гуляния. Если учесть, что детских площадок с качелями и каруселями было не так много (по крайней мере в Красноярске), детвора скакала по гаражам, заборам и сараям, со всеми вытекающими для вещей последствиями. Но даже из-за их неминуемой порчи могло дома влететь.
Одежда для детей покупалась на вырост, брюки и подолы платьишек подшивали и по мере необходимости прибавляли длину. Счастьем было, если в семье имелась швейная машинка. Впрочем, и на руках шили.
— Хорошо помню, как дедушка собрался выбросить старую рубашку из плотной ткани, — рассказывает филолог Марина Нефёдова. — Я не позволила, забрала её домой и сшила годовалому сыну комбинезончик по выкройке из журнала “Бурда”, в 80-е он уже появился в СССР. Шила без машинки, стежок за стежком. Получился прекрасный наряд.
Беречь полагалось всё, в том числе и школьную форму. Но, согласитесь, только самые примерные дети целенаправленно шли после уроков домой, переодевались и выходили во двор. Нормальные школьники младших и средних классов до своих квартир добирались сложными путями: сначала через забор на ближайшую стройку, потом на горку в соседнем дворе... Какое счастье скатиться с верхотуры на портфеле! А то, что ручки и карандаши во время полётов вылетали и терялись, ерунда.
Школьные коричневые платья предательски рвались в подмышках, фартуки мялись. Мамы ворчали и грозили: “Новую форму покупать не будем, раз эту не бережёшь!” Кого это останавливало?
Офицерские детки
Общий уровень в плане одежды был, в принципе, одинаковым, но случались и исключения.
— В Красноярске в школах № 66 и № 70 учились в большинстве своём дети тех, кто имел отношение к авиации, у них была возможность привозить одежду со всего Союза, — вспоминает реставратор Людмила Казанцева. — Наша 5-я школа неофициально именовалась офицерской, потому что располагалась изначально в военном городке. Ученики, отцы которых служили в странах Варшавского договора, очень сильно отличались от остальных по части обмундирования. Женька Медведев попал к нам классе в шестом или седьмом, приехав из ГДР. Мы обалдели! У новичка был шикарный двусторонний (!) анорак! Жили мы через дом, однажды увидела Женьку с младшей сестрой: трёхлетняя кроха гуляла... в ярко-синей дублёнке! Анжелка носила модный венгерский плащ, Пашке отец с Кубы привёз какие-то невообразимые штаны... Впрочем, из импортных вещей подростки быстро вырастали, и им покупали такие же, как у всех, дурацкие клетчатые пальто.
Майка, кофта, свитер, рейтузы...
Все поголовно носили кроличьи ушанки. Но их тоже надо было умудриться купить. А поначалу младшеклассники таскали одинаковые цигейковые круглые шапки. Мамы, чтобы дитя не маялось с завязками, пришивали к краям резинку, которая перекручивалась и — бац! — надевалась сверху. Ну, и варежки крепились на резинках — это уникальное изобретение человечества на все времена.
Зима — тема для отдельного разговора. Никаких лёгких и тёплых пуховиков не было, ребятишек для улицы одевали по принципу капусты: маечка, кофточка, свитер, тёплые колготы, рейтузы, иногда ещё и шаровары с резинками (удобно было, кстати, снег в валенки не попадал). На голову сначала вязали платочек, сверху натягивали шапку, пальто на ватине подпоясывали ремешком, “чтобы спину не продувало”. Непонятно, как в такой амуниции дети умудрялись носиться по горкам, но ведь носились, только пар валил! Мама в десятый раз кричит из форточки: “Домой!” Ага, щас! Если подчинишься, во двор больше не выпустят: мокрую одежду сушить надо, а другой-то нету...
70-е годы. В моде брюки-клёш, крепдешин, какая-то особая ткань, которая осталась в памяти как “восточная”. Ещё страшно модными были рубашки в талию с, как бы сейчас сказали, “газетным принтом”, с иностранными, само собой, буквами. Все носили ковбойки — и девочки, и пацаны. Джинсы начали появляться. И нейлоновые куртки с прозрачным кармашком на груди (многие вставляли туда фото любимых актёров).
...Сейчас идёшь по улице, смотришь на малышню: кроссовочки-маломерочки, розовые шапочки в тон. У подростков рюкзачки под цвет шарфа. Красота! Есть выбор и возможность с малых лет развивать вкус. И это правильно.
Читайте также:
Чем кормили граждан в советских ресторанах и столовых?
"Так хотелось в колонну!" Вспоминаем, как в СССР отмечали 7 ноября