PRO движение
Как работает в Красноярске автоматизированная система управления дорожным движением
Пробки и потопы предотвращаются “умными” приборами.
На дорожное движение в мегаполисе влияет множество факторов. Даже незначительные изменения скоростного режима на каком-то участке порождают эффект бабочки: заторы начинают волнообразно возникать в других местах. Чтобы за этим следить и не допускать коллапсов, в Красноярске создана автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД24).
Два года назад, вскоре после прихода на пост мэра Сергея Ерёмина, эту систему серьёзно усовершенствовали. Сергей Васильевич лично занимался многими вопросами. Выяснял, кому лучше доверить разработку нового интерфейса “умного” оборудования для светофоров. Тогда посыпались предложения от российских и зарубежных компаний, которые хотели продать нам готовые решения. Но в результате ставку сделали на местных специалистов, и это было правильно. Во-первых, сэкономили деньги: если бы заключили контракт с той же Казанью, проект обошёлся бы на порядок дороже. Во-вторых, поддержали свои кадры. Разработчики и сейчас на связи с пользователями системы — если нужно, подскажут и проконсультируют.
Как это устроено
АСУДД круглосуточно улавливает информацию о длине автомобильных хвостов на городских улицах, о дорожно-транспортных происшествиях, перемещениях спецтехники и даже о погоде. Когда на улице идёт дождь или снег, можно даже не сомневаться: ситуация усложнится. И тогда нужно смотреть в оба за тем, своевременно ли и везде ли, где нужно, чистятся улицы и ливневые стоки.
Всю эту кухню контролируют дежурные инженеры отдела мониторинга улично-дорожной сети. Это тоже часовые, но только они несут свою вахту не на уличных постах, а в здании управления дорог, инфраструктуры и благоустройства Красноярска на улице Калинина.
Оперативные работники заступают на службу на 24 часа — и всё это время их внимание неусыпно приковано к мониторам. Картинки на экранах похожи на групповую игру онлайн. Видны улицы Красноярска в реальном времени. Горят огни, движутся потоки машин. Но на самом деле это не развлечение, а большая ответственность.
— Видите, сейчас перегружена улица Вейнбаума, — объясняет Иван Попов, инженер второй категории, находящийся на суточном дежурстве. — В данный момент ситуация не критическая и нет необходимости вмешиваться в работу светофоров, мы просто наблюдаем. Бывает и по-другому. Когда, к примеру, где-то случается дорожно-транспортное происшествие. В этом случае мы дистанционно подаём на светофорный объект зелёный сигнал и тем самым разгружаем какое-то направление.
Об авариях дежурные отдела мониторинга сообщают в ГИБДД. А о том, что где-то из-за сильного ливня образовался потоп, — в службы, которые следят за порядком улично-дорожной сети. Там люди тоже ведут по компьютерам непрерывный мониторинг. Но мало ли что. Сбой в программе, человеческий фактор... Лишняя сверка не помешает.
У Ивана даже по глазам видно, что он любит свою работу. Обычно такой увлечённый взгляд бывает у представителей творческих профессий: журналистов, художников. Хотя и у инженеров нынче встречается нередко.
Молодой человек рассказал, что во время учёбы в Политехническом институте СФУ он попал в УДИБ на практику, и ему очень понравилось, как здесь всё устроено. Преподаватели одобрили и посоветовали: защищай диплом и подавай резюме, не робей!
Всё вышло, как хотелось. На работу как на праздник. И даже сменный график не смущает. Со сном научился бороться: чаёк, разминка. Семья уже привыкла. В будние дни, когда нет дежурства, можно домашними делами позаниматься. У такого распорядка, если вдуматься, свои плюсы.
Не навреди!
Юлия Малявская и Елена Киреева тоже инженеры, но работают на пятидневке. Помогают дежурному за пультом, в случае форс-мажора дублируют какие-то его действия. Сидят на телефоне, принимают заявки от населения. Но и интеллектуальным трудом тоже занимаются — даже в большей степени. Моделируют, анализируют, составляют отчёты.
— Прежде чем поменять режим светофоров, мы проигрываем последствия на компьютере, — посвящает в тонкости Юлия Малявская. — А потом, после вмешательства в дорожную ситуацию, смотрим, как это подействовало. Если видим, что помогли водителям передвигаться свободнее, у нас даже настроение поднимается.
Сейчас, по словам девушки, у них горячая пора. Собственно, она длится уже месяца три, с тех пор как красноярцы вернулись из отпусков, сели на свои авто, начали ездить на работу, попутно доставляя детей в садики и школы. А вечером таким же путём возвращаться. Перестраиваются люди тяжело, и поэтому напряжённость на дорогах осенью почти что норма. Сейчас добавятся гололедица, снегопады, и к ним тоже не сразу все приспособятся.
— Обидно, когда где-нибудь на форуме в социальных сетях нас критикуют просто так, не зная подробностей, — делится наболевшим Елена Киреева. — “Зачем вот тот светофор переключили?”, “Только хуже сделали!”. И тому подобные высказывания. Их авторы просто не представляют, как мы тщательно к этому подходим. У нас правило, как у врачей: “Не навреди!”
Акцент
На вопрос, говорит ли кто-нибудь специалистам отдела мониторинга спасибо за их работу, инженеры УДИБ отвечают, что это случается нечасто. Но бывает. Буквально на днях один из представителей многочисленной армии автомобилистов позвонил и поблагодарил за манёвры с сигналом светофора на пересечении улиц Партизана Железняка и Аэровокзальной. Вечером, в часы пик, зелёный свет горит по времени дольше, чем днём. И это позволяет пропускать больше машин, чем раньше.
Комментарий
Игорь Воевалко, начальник отдела мониторинга улично-дорожной сети Красноярска:
— Новая система АСУДД24 доказала свою состоятельность. Коллеги из других регионов, бывая в Красноярске, приходят к нам, смотрят, как она действует, обслуживается, чем облегчает нам жизнь. За последние пять лет автомобилей в городе стало примерно на 70 тысяч больше, а уровень стабильности на дорогах в целом остался прежним. На отдельных участках ситуация улучшилась.