Проспект культуры

Испанские страсти: как научиться танцевать фламенко

Изначально фламенко был одиночным танцем, после его стали исполнять парами.

Испанские страсти: как научиться танцевать фламенко

Чувственностью и страстностью отличается национальный испанский танец фламенко. Поэтому он так популярен во всём мире. Люди ходят на концерты, чтобы зарядиться энергией от исполнителей, а также посещают уроки танцев. Студии фламенко есть и в нашем городе.

Мавры и цыгане

История фламенко идёт из... Индии. Есть версия, что впервые танец появился в промежутке между 500–250 годами до н. э., когда индийские танцоры приезжали с гастролями в Испанию и выступали перед аристократией. Местные жители постепенно переняли движения — и зародился национальный испанский танец фламенко.

Спустя тысячу лет в этой стране появились мавры и цыгане, которые показали свою культуру и свои народные танцы, дав фламенко новый толчок к развитию. Он был немного изменён, усовершенствован и получил всеобщую популярность среди испанцев и государств-соседей. Интересно, что информация о движениях и правилах исполнения танца передавалась исключительно в устной форме — письменно нигде не фиксировалась.

Главное — руки

Руки танцовщицы фламенко необыкновенно пластичны
Руки танцовщицы фламенко необыкновенно пластичны

Изначально фламенко был одиночным танцем, после его стали исполнять парами, хотя и традиция “соло” не ушла. Особый шарм танцу придаёт яркая жестикуляция, которая позволяет танцорам более полно передать свои эмоции.

— Руки танцовщицы фламенко необыкновенно пластичны. Они постоянно меняют темп и характер движения, от волнообразного и чувственного до резкого и чёткого. Движения кистей и пальцев очень подвижны, их сравнивают с раскрывающимся и закрывающимся веером или цветком, — рассказала руководитель красноярской студии фламенко Rosa y Tacon Алена Шуплецова. — Вся рука напряжена, все её мышцы работают — от кончиков пальцев до плеча. Благодаря этому руки становятся гибкими и грациозными, мышцы постоянно находятся в тонусе, исчезает проблема дряблости выше локтя.

Нужная пластичность рук достигается при помощи специальных упражнений. Они повторяются в качестве обязательной разминки перед началом каждого урока.

Гвозди и горох

Фламенко, помимо жестикуляции, отличается характерной дробью, своеобразной чечёткой
Фламенко, помимо жестикуляции, отличается характерной дробью, своеобразной чечёткой

Фламенко, помимо жестикуляции, отличается характерной дробью, своеобразной чечёткой. Специальные закрытые туфли на невысоком широком каблуке с толстой подошвой из нескольких слоёв кожи позволяют не травмировать стопы при ударах о пол. Для удобства в носок и каблук туфель вбиваются гвоздики с широкими шляпками, но сейчас встречаются металлические целиковые набойки.

Для создания нужного образа танцорам требуется специфическая одежда. Мужчины носят белую, чёрную или цветную рубаху, чёрные брюки и широкий пояс. Иногда надевают жилет-болеро, шляпу с высоким пером и берут в руки деревянную прочную трость для ударов о пол.

Женское платье для фламенко называется bata de cola (бата дэ кола) — оно шьётся по фигуре и заужено к коленям, от которых идут оборки и воланы, образуя небольшой шлейф. Цвета могут быть разными, от жгучего чёрного и красного в горох до экзотических жёлтого и розового.

С распущенными волосами фламенко практически не танцуют, на голове всегда гладкий пучок, открывающий шею и плечи. Причёску могут украсить цветы и черепаховый гребень peineta (пейнета), которым раньше удерживалась мантилья. Кастаньеты, вопреки распространённому мнению, используются нечасто, потому что это в первую очередь музыкальный инструмент, на котором надо уметь играть. Вдобавок они ограничивают движения кистей рук.

Выстукивать негатив

Красноярка Анна Николаева занимается фламенко более двух лет
Красноярка Анна Николаева занимается фламенко более двух лет

Красноярка Анна Николаева занимается фламенко более двух лет и считает, что это хобби помогает выплеснуть негатив.

— Я работаю в школе с детьми с ограниченными возможностями, веду развивающие занятия, — рассказала Анна. — Эта работа требует много терпения, физических и моральных сил. То есть большую часть жизни, которую я провожу на работе, эмоции приходится сдерживать. А к концу учебного года усталость накапливается так, что это сказывается на мышлении — долго вспоминаю подходящее слово или имя коллеги. Выразить непрожитые эмоции, сделать разминку, от которой восстанавливается моторика, координация движений и образуются новые нейронные связи — для этого я иду в субботу в студию фламенко. Ещё мне нравится брать в руки кастаньеты и, выстукивая “быстрое рья”, представлять себя актрисой, играющей Кармен.

Особенной популярностью у танцовщиц пользуется одежда в горошек. Этот узор остался в культуре фламенко как часть цыганской культуры. Цыганки нашивали на свои платья маленькие круглые зеркала, как символ луны, чтобы защитить себя от сглаза. Поэтому в испанском языке такой рисунок называется не “горошек”, а “маленькие луны”, а слова “луна” (luna) и “горох” (lunares) являются однокоренными.

От автора

— У меня уже есть опыт исполнения парных танцев. Захотелось ещё экспериментов, поэтому, увидев афишу студии танцев фламенко недалеко от дома, решила сходить. Честно говоря, про фламенко я знала только то, что девушки носят испанский наряд и очень сильно бьют ногами. Музыку же, к своему стыду, не слушала. Но мне попалась статья в интернете о старой танцовщице фламенко. К ней пришла учиться молоденькая русская, которая была сдержанна в эмоциях во время танца. Испанка смотрела-смотрела, не выдержала и спросила: “Как ты бьёшь посуду?” — “В смысле как?” — “Ну ты же замужем?” — “Да, замужем”. — “Тогда как бьёшь посуду?” — “Никак”. — “Порядочная жена обязательно должна уметь бить посуду!” В итоге, помимо танца, учились и бить посуду.

Фламенко — это страсть, бурные эмоции, драматизм. Похожие ощущения женщина испытывает при битье посуды. Вот я и решила получить новые впечатления.

Обязательным условием были туфли на невысоком устойчивом каблуке. Хорошо, что у меня такие были. Танцевальные не подойдут, там каблук другой формы.

Девушки на занятии были одеты в длинные юбки-рыбки и удобные футболки. Разминка длилась пятнадцать минут, за которые у меня прохрустело всё тело, от шеи до кончиков пальцев рук и ног. Особенно впечатлила разминка на вывороченность кистей, где мы делали упор лёжа, как для отжимания, но запястьями вперёд.

Самым сложным для меня в танце оказалось бить дробь и одновременно жестикулировать, потому что когда концентрируешься на ногах, то сразу выключаются руки. В общем, оказалось, что всё не так просто, как может показаться на первый взгляд.

На мой вопрос, есть ли ограничения по возрасту, педагог рассказала, что к ним на занятия ходила даже восьмидесятилетняя женщина и танцевала с большим удовольствием.

Фото: студия Rosa y Tacon

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА