Общество

Запахи странствий — кофе и лаванда. Если вы давно мечтали посмотреть, как работает красноярский аэропорт

Журналисты газеты «Городские новости» побывали на «Улетной экскурсии».

Запахи странствий — кофе и лаванда.  Если вы давно мечтали посмотреть, как работает красноярский аэропорт

Что общего у бенгальских огней и электрошокера? Куда “убегает” ваш багаж, когда вы оставляете его на ленте у стойки регистрации в аэропорту? Зачем в зоне предполётного досмотра распыляют аромат лаванды, а зале ожидания стерильной зоны — аромат кофе? Об этом и многом другом расскажут на “Улётной экскурсии” в аэропорту Красноярска.

Её участники смогут попасть в закрытые для пассажиров помещения и на территории. В том числе побывать в багажном отделении и в считаных метрах от взлётно-посадочной полосы. Первую экскурсию для представителей СМИ провёл сегодня генеральный директор международного аэропорта Красноярск Андрей Метцлер. Во время движения по маршруту он рассказал историю строительства нового терминала, особенности работы сотрудников зоны регистрации и багажного отделения.

На полу — Енисей

Новый пассажирский терминал красноярского аэропорта открылся в 2017 году. Его площадь — почти 60 тысяч квадратных метров.

— Когда мы приступали к его проектированию, учитывали несколько критериев. Это должно быть здание, отвечающее требованиям современности, и при этом учитывающие перспективы развития аэропорта, — говорит Андрей Метцлер. — Самый эффективный вариант — квадратное строение, без закоулков. Для сравнения, аэропорт Сочи слишком вытянут, у него десять телескопических трапов, три сектора досмотра. Если проходишь через сектор А, а самолёт стоит на десятом трапе, тебе нужно преодолеть почти километр. При этом общая зона не очень широкая, а пассажиропоток большой. И помещение не рассчитано на него.

Чтобы избежать подобных ошибок, у нас решили построить трёхэтажное здание с промежуточным этажом. “Терминал получился технологичным, соответствующим всем нормам и комфортным в эксплуатации, — говорит директор аэропорта. — Например, значительную площадь стен занимает остекление. Это позволяет получать дневной свет и экономить на электричестве. Внутренняя отделка выполнена из керамогранита, он удобен в использовании и долговечен”.

У проектировщиков была ещё одна задача — показать мощь Красноярского края и отразить наш макрорегион — Енисейскую Сибирь.

— Кстати, это впервые было реализовано в аэропорту, он стал носителем стиля Енисейской Сибири, — отмечает Андрей Метцлер. — Потолок терминала символизирует облака и птиц, пол — течение Енисея. Вантовый навес перед входом — отсылка к ГЭС. Символично и то, что людские потоки протекают через него, как воды Енисея через гидроэлектростанцию.

Успокаивает или бодрит

Вход и выход в терминал разнесены, чтобы эти потоки пассажиров не пересекались.

— Мы смогли создать интуитивную навигацию: чтобы человек, войдя в здание, не метался из стороны в сторону, сразу понимал, куда ему нужно следовать, — поясняет директор аэропорта. — Он видит свой каждый последующий шаг, проходя предполётные формальности.

Кстати, психологическому состоянию пассажиров здесь уделяют особое внимание. Так, в зонах предполётного досмотра и входного контроля распыляют аромат лаванды. Доказано, что этот запах успокаивает. А рано утром в стерильной зоне можно почувствовать бодрящий аромат кофе.

Прямо у входа — табло, на котором размещена информация о рейсах. За ними видны линия регистрации и киоски для саморегистрации.

Количество стоек для регистрации на тот или иной рейс зависит от ёмкости самолёта. Если он рассчитан более чем на 150 пассажиров, работают три стойки. Есть стандарт, в течение какого времени должен быть зарегистрирован пассажир: максимум — за 60 секунд. А в очереди к стойке он в среднем проводит до 12 минут.

Крайние стойки предусмотрены для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Их высота выполнена по спецстандарту, чтобы человек на коляске мог общаться со специалистом, находясь с ним на одном уровне. Здесь же — устройства, которые усиливают звук для слабослышащих людей.

Им “нельзя летать”

Как только чемодан получил багажную бирку на стойке регистрации и до момента складирования в самолёт сотрудники аэропорта точно знают его место нахождения. И если пассажир вдруг не пришёл на посадку, его багаж успеют оперативно снять с рейса.

Посещение багажного отделения — часть экскурсии. “Это самое технологичное отделение среди подобных подразделений других региональных аэропортов, — отмечает Андрей Метцлер. — Наша багажная система — одна из передовых в мире. Если какая-то часть оборудования аэропорта вдруг выйдет из строя — лифт, эскалатор или трап, — то всегда есть лестница или автобус. Но когда что-то происходит с багажной системой, останавливается работа всего аэропорта”. Поэтому его оснащению уделили особое внимание.

Специальное оборудование проверяет багаж, сканеры определяют содержимое чемоданов и сохраняют эти данные в течение тридцати суток. Система сортирует багаж в автоматическом режиме, исключая человеческий фактор. Погрешность и вероятность ошибки — того, что чемодан может попасть в ненужное направление, — одна на миллион. Но и тогда дополнительная система контроля не даст “довести ошибку” до конца.

— Здесь более 550 камер высокого разрешения, под наблюдением находится каждый квадратный метр аэропорта, — рассказывает директор. — Однажды один из знаменитых фигуристов летел трансфером через нас с Дальнего Востока. Он заявил, что из его чемодана пропало дорогое вино. Мы провели разбирательство, предоставили доказательства, что у нас в аэропорту его багаж не вскрывали. Потом он признался, что сам выпил вино.

Прежде чем чемодан попадёт в самолёт, его содержимое тщательно проверяют. В нашем аэропорту — пятиуровневая система досмотра багажа. Если возникают сомнения в его содержимом, пассажира приглашают на ручной досмотр.

— Зачастую запрещённые предметы и вещества пытаются провезти просто от незнания правил, — отмечает Андрей Евтушенко, начальник службы транспортной авиационной безопасности аэропорта. — Когда досмотр показывает, что в багаже действительно находится то, что нельзя перевозить в самолёте, это вещество или предмет изымаем и отдаём провожающим. Но если эти “находки” запрещены к обороту на территории РФ, приглашаем представителей правоохранительных органов.

В аэропорту есть небольшая коллекция предметов, не прошедших досмотр. В их числе — различные электрошокеры, кастеты. И даже бенгальские огни, им тоже “нельзя летать”.

Автобус за 600 тысяч евро

Пока мы добираемся до конечной точки назначения экскурсии, директор аэропорта поясняет: “Правильно говорить не “лётное поле”, а “перрон”. Точно так же, как на железнодорожном вокзале. Автобус, на котором нас везут, обычно доставляет пассажиров — до самолёта или обратно.

— Это негабаритный автобус, его ширина — три метра, — рассказывает Андрей Метцлер. — Здесь специальные двигатель и коробка передач, система пожаротушения, кондиционер. Автобус очень дорогой, его стоимость — 600 тысяч евро. Но в авиации, в принципе, всё очень дорого. Что на земле стоит рубль, здесь — десять. Потому что оборудование много раз технологически дублируется.

Пожалуй, это самая зрелищная часть экскурсии. Площадка, на которую нас привезли, находится совсем рядом со взлётно-посадочной полосой, до неё остаётся всего лишь несколько метров. Пересекать условную черту строго запрещено. Но и отсюда, с непривычного для обычного посетителя аэропорта ракурса, можно смотреть, как взлетают и приземляются “железные птицы”.

Нюанс

Заявки на “Улётную экскурсию” принимают на сайте kja-tour.ru. Здесь же можно узнать правила и условия посещения мероприятия. Экскурсии платные.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА