Новости Красноярска

Человек должен видеть всю красоту нашего ландшафта: в Красноярске проходит выставка, посвящённая 85-летию Александра Брусянина

Коллеги архитектора считают, что его наследие — это часть культурного кода Красноярска.

Человек должен видеть всю красоту нашего ландшафта:  в Красноярске проходит выставка, посвящённая 85-летию Александра Брусянина
Обсуждение развития Красноярска с участием Никиты Михалкова / архив семьи Брусяниных

На месте сквера Энтузиастов, который разбит за правобережным торговым центром, по плану должны были стоять панельные многоэтажки. Однако главный архитектор шестой мастерской Красноярскгражданпроекта Александр Брусянин был уверен: на этой просторной территории с выходом к Енисею необходимо создать зелёную зону. С этой идеей он обошёл немало кабинетов, приводя множество аргументов, доказывая, что нельзя застраивать такое красивое пространство. И в итоге добился-таки своего! Сегодня это одно из любимых мест отдыха горожан, где в погожий день всегда полно людей, а в праздники устраивают настоящие гуляния.

По словам Ольги Давыдовой, дочери Александра Брусянина, сквер Энтузиастов, появившийся в конце 1970-х, был одним из самых любимых проектов её отца. Он очень тщательно подошёл к реализации своей идеи. Так, прежде чем приступить к работе, долго наблюдал, как тут ходят жители, а потом уже по народным тропам проложил дорожки. “И вы знаете, никто там никаких проходов не протоптал, потому что всё было изначально сделано для людей. Отец всегда говорил, что в городе важна не только эстетика, но и удобство”.

Об истории зелёного пространства на правом берегу Красноярска мы говорили с Ольгой Давыдовой на выставке “Практичность и красота”, посвящённой 85-летию Александра Брусянина. Экспозиция, в которой представлено творческое наследие заслуженного архитектора Российской Федерации, а также талантливого художника, расположилась в фойе Дома дружбы народов Красноярского края “Родина”. Фотографии, чертежи, эскизы, картины… Практически каждый экспонат — это частичка истории нашего города, нашей страны.

И АКВАРЕЛЬ, И МАСЛО, И ГУАШЬ

Родился Александр Сергеевич в 1940 году в Амурской области. Рос в большой семье: у него были три брата и сестра. Первые сознательные годы пришлись на суровое военное время. Брусянины выживали за счёт подсобного хозяйства, но всё равно было очень тяжело.

Закончилась война, маленький Саша Брусянин пошёл в школу, где у него открылся художественный талант.

— Рисование у отца преподавал Георгий Конза — личность очень известная на Дальнем Востоке, — рассказывает дочь архитектора. — Он заметил способности ученика и стал уделять ему много времени. Отцу нравилось рисовать и изначально он хотел быть художником. Но это довольно непрактичная профессия, поэтому ему посоветовали поступать на архитектуру. Ведь там в основе тоже лежит рисование.

В итоге Александр Брусянин поступил в Уральский политехнический институт. Однако и в вузе, и после его окончания не оставлял своё любимое увлечение живописью.

На выставке представлено несколько его работ: от студенческих этюдов до больших пейзажей.

— Вот эту акварель с лодками он написал ещё в вузе, — продолжает Ольга Давыдова. — Тут даже оценка есть: всего лишь тройка. Но надо сказать, что в Уральском политехе требования были очень высокие. Там сильная школа, и до сих пор этот вуз славится качеством преподавания. На мой взгляд, за такой этюд можно ставить заслуженную пятёрку, но учителя были строгими.

Ещё несколько студенческих работ Брусянина, вошедших в экспозицию, были написаны маслом во время поездки в Бухару и Самарканд. Они будто пронизаны зноем летних улиц старинных городов. И на них много неба, которое так любил выписывать Александр Сергеевич.

А вот большие картины — это уже поздний период творчества Брусянина. Он часто дарил свои пейзажи друзьям и знакомым, и один из таких подарков (коллеге, известному красноярскому архитектору Владимиру Ульянову) тоже есть на выставке. На этой работе — сибирская природа, которую можно назвать главным героем всего творчества архитектора.

— На моём самом любимом пейзаже изображено место в Хакасии, где мы отдыхали семьёй в палатках, — делится дочь Александра Брусянина. — Я была ещё маленькой, но помню один эпизод из той поездки. Надвигалась гроза. Надо бы прятаться, а отец говорит: какое небо красивое! Быстро его сфотографировал, а спустя годы по этому снимку нарисовал картину. Причём работал как кистью, так и аэрографом, которым разбрызгивают краску. Разрывал бумагу, прикладывал и делал очень мелкое напыление. Капель не видно, получается такой мягкий переход… К слову, свои картины он часто переписывал. Начинал вечером, когда выпадало свободное время, а с утра видел, что цвет не тот, оттенок неправильный. Надо сделать всё иначе.

Много больших живописных работ Александр Сергеевич создал, готовя персональную выставку, которая должна была пройти в выставочном зале музея Сурикова на Мира, 12. Символично, что это здание построено по его же проекту! Помещение там большое, поэтому требовалось большое количество картин. Но провести этот вернисаж Брусянин так и не успел. Его не стало в 2008 году. Инфаркт.


ПОВЕЗЛО С КОЛЛЕКТИВОМ

Александр Брусянин оставил после себя большое наследие. И это не только картины. Главные его произведения вплетены в облик нашего города и знакомы каждому красноярцу.

Когда после окончания института Александр Сергеевич приехал в краевой центр, здесь уже трудились многие талантливые архитекторы. Демирханов, Ульянов, Панов, Орехов… Брусянину повезло стать частью этого сильнейшего творческого коллектива, а заодно и соавтором ярких и амбициозных проектов. И конечно же, найти настоящих друзей!

— Сначала он попал в первую мастерскую, которой руководил Демирханов, — вспоминает Ольга Давыдова. — Арег Саркисович его высоко ценил, и они подружились. Да вообще все архитекторы в то время очень хорошо между собой общались: постоянно какие-то праздники, совместные выезды на природу. Может, поэтому и работа кипела, создавалось и реализовывалось столько проектов.

Стоит сказать, что с шестидесятых годов в архитектуре превалировал, мягко говоря, лаконичный стиль. Никаких тебе колонн, вензелей, арок и портиков с прочими украшательствами. Всё просто, функционально и с минимальными расходами. Почему? Видимо, свою роль сыграло знаменитое хрущёвское постановление об устранении излишеств.

Однако даже в таких строгих рамках красноярские мастера делали интересные проекты, каждый из которых отличался своим характером.

— Это павильон-зооуголок, он стоял в парке Горького, проектом реконструкции которого также занимался мой отец, — показывает на эскиз здания с необычными выступающими элементами Ольга Давыдова. — Тут был даже встроенный в стену аквариум. Посмотреть на водных обитателей посетители могли, находясь и внутри, и снаружи.

Ещё один проект с выставки — здание администрации Красноярска. Это уже коллективный труд. Над ним работали сразу три архитектора: Арег Демирханов, Александр Брусянин и Константин Неустроев, который затем уехал в столицу. Мастерам удалось создать целый градостроительный ансамбль: администрация, пешеходный мост и гостиница “Красноярск”.

— Отличительная черта этих построек — отсутствие доминирования, — считает Ольга Давыдова. — Они не давят на окружающую среду, позволяя любоваться и Енисеем, и Коммунальным мостом, и далёкими сопками на правом берегу. А ещё во всех папиных проектах просматриваются окна: они вытянуты не вверх, а вширь. Я всегда у него спрашивала: почему так? А он говорил: человек должен видеть всю красоту нашего ландшафта. Очень любил природу и ценил возможность на неё любоваться.

ШЕСТАЯ МАСТЕРСКАЯ

Природа, удивительный ландшафт Красноярска всегда очаровывали Александра Брусянина. И так счастливо получилось, что именно он был главным архитектором шестой мастерской Красноярскгражданпроекта. В чём же счастье? Да в том, что это подразделение института занималось благоустройством, создавая в нашем городе уникальные зелёные пространства.

Если говорить о работах шестой мастерской — она же МБ-6, — то в первую очередь нужно упомянуть левобережную набережную. Это был очень непростой объект: сложный грунт требовал нестандартных решений, особых подходов и планировок. Но зато теперь мы все гордимся этим удивительным местом, с удобными террасами и потрясающим видом на правобережные сопки.

Кроме того, силами шестой мастерской были созданы проекты строительства правобережной набережной, благоустройства островов Татышев и Отдыха, множества скверов и парка Горького. При этом каждое пространство старались вписать в облик города, продумывая мельчайшую деталь.

— Даже ограждения, которые местами остались на набережной, в парке Горького, выполняла их мастерская, — подчёркивает дочь архитектора. — Я нашла чертежи, по которым их делали.

К слову, в одном из интервью Александр Сергеевич сказал, что его творческое кредо — практичность и красота. И это действительно так. Всё, что создавалось коллективом МБ-6, с одной стороны, имеет несомненную эстетическую ценность, а с другой — очень удобно. Этим же принципом Александр Брусянин руководствовался, когда стал главным архитектором седьмой мастерской и работал над следующими своими проектами.

КТО ВОЗРОДИТ “ЗАСТАВУ”?

Проект ресторана “Казачья застава” довольно сильно отличается от всего, что создавали архитекторы в семидесятых годах прошлого века. Этот тот самый случай, когда Александру Бусянину позволили излишества. Ну а он сумел создать удивительный микс из прошлого и настоящего.

— Я могу уверенно сказать, что это его любимый проект, — утверждает Ольга Давыдова. — Отец создал туристический объект со смотровой башней — такой же, что когда-то стояла на горе Караульной. Ходил по библиотекам, изучал архивы, ездил в командировки. Не придумывал какие-то несуществующие замки, а заново воплощал то, что строили наши предки. При этом изучал и современный опыт организации общепита. Ведь это здание должно было стать функциональным и современным. Так и получилось.

На выставке представлены чертежи будущего ресторана, подготовленные ещё в 1974 году. В них отмечено всё: вплоть до того, где стоит плита, а где расположится холодильник. А ещё к проекту была подготовлена полная спецификация, с указанием, где это оборудование можно закупать.

После того как “Казачью заставу” построили, здание ресторана стали называть чуть ли не самым красивым в Красноярске. В него возили туристов и самых почётных гостей. Впрочем, в уникальном для нашего города объекте общепита успели побывать и многие красноярцы — до сих пор в городских пабликах встречаются воспоминания об этой удивительной постройке и вкуснейших десертах, которые там подавали. Вот только, к сожалению, почти исторический объект, возведённый в конце 1970-х, просуществовал чуть более десяти лет. А потом сгорел…

— Интересно, что такую же “Казачью заставу” предлагали построить у себя в стране предприниматели из Германии, — отмечает Ольга Александровна. — Но мне кажется, не нужно этого делать. Это же объект, который отражает нашу историю, построен по мотивам традиционной сибирской архитектуры. Лучше бы воссоздали его в Красноярске.

ВЕСЁЛЫЙ И НАХОДЧИВЫЙ

Друг и соратник Александра Брусянина Арег Демирханов любил повторять, что архитектура — это прерогатива власти. Поэтому рассказывая о творческом пути Александра Сергеевича, нельзя не упомянуть ещё одного человека, сыгравшего немалую роль в судьбе всего нашего региона.

Первого секретаря Красноярского краевого комитета КПСС Павла Федирко сибирские зодчие считают главным инициатором большинства знаковых проектов, реализованных в регионе.

— Павел Стефанович всегда поддерживал архитекторов. Моему отцу он поручал многие заказы, например проектирование зданий в Соснах, — отмечает Ольга Давыдова. — Есть у меня и одна семейная история, связанная с первым секретарём крайкома. В 1980-е годы выходила замуж сестра моей мамы. Нужно было достать букет, а в то время всё было сложно купить. Отец предложил взять цветы в городской оранжерее и отправился туда с женихом. Видят: стоит шикарный букет, то, что нужно. Папа говорит: “Заворачивайте”. А работница смотрит испуганными глазами и отвечает, что это приготовлено для Федирко. Мол, у его жены юбилей, он сейчас приедет забирать. Отец настаивает: “Всё равно заворачивайте, вы ещё успеете другой собрать”. И в этот момент входит Павел Стефанович. Узнав, для какого события архитектор просить отдать его букет, он согласился: берите, без проблем.

Вообще, надо признать, что Александр Брусянин был не из робких, мог найти выход из любой ситуации. Практически каждое лето он с семьёй отправился в путешествие на машине. И во время одной из таких поездок в крае случилась проблема с бензином: его то ли совсем не давали, то ли отпускали только по талонам, которых было не достать. А у Брусяниных была “Волга” — на таких в те годы ездили все советские функционеры. И находчивый архитектор доставал водительскую кепочку, натягивал её и в таком виде появлялся на заправке, заявляя: “Надо бы начальника залить”. Он был очень убедителен, благодаря чему все успешно добрались до места назначения.

А ещё он очень любил своих близких. И маму — её портрет можно назвать настоящим украшением выставки. И жену — весёлую, приветливую, сумевшую создать дома удивительную атмосферу уюта и тепла. И детей — сына и дочку.

— Он мне в детстве всегда читал сказки, любимой из которых была “Крошечка-Хаврошечка”, — говорит дочь архитектора. — При этом всегда что-то добавлял своё. Например, многозначительно на меня смотрел и перечислял: сделай это и это, а потом спи-отдыхай… Только спустя годы я поняла, что он добавлял фразу в сказку специально для меня: про уборку игрушек в комнате, помощь маме и бабушке.

Для Ольги Давыдовой выставка, посвящённая её отцу, это, с одной стороны, очень личная история. А с другой — возможность ещё раз напомнить всем красноярцам о том, как развивался наш город все последние десятилетия, и кто наполнял его облик уникальными чертами, создавая зелёные скверы даже там, где их никто не планировал.

 

Акцент

Шестая мастерская, которой руководил Александр Брусянин, занималась не только благоустройством Красноярска. Именно в ней создавался проект реконструкции часовни Параскевы Пятницы — одного из главных символов нашего города, а также парка на Караульной горе.

 

Подробно

Дом дружбы народов Красноярского края “Родина” расположен по адресу: проспект Красноярский рабочий, 100в.

Выставка, посвящённая наследию заслуженного архитектора Российской Федерации Александра Брусянина, продлится до конца октября (0+).