Как правильно пить лекарства: Алексей Водовозов разоблачает популярные мифы
Известный просветитель выступил в Красноярске на фестивале «Нансен».

В Красноярске Алексей Водовозов провёл лекции в рамках апрельского научно-просветительского фестиваля «Нансен».
А можно ломать таблетки?
«Если на таблетке есть риска, то ломать таблетки можно» — гласит известный миф. Однако экономия может привести к печальным последствиям: в одной части окажется больше действующего вещества, а в другой не будет совсем. Дело в том, что таблетка состоит из вспомогательных компонентов, наполнителей и стабилизаторов. Действующего вещества в ней может быть совсем мало и распределить его равномерно почти невозможно.
Так зачем на таблетках нужна риска-засечка? Риска — это технологический знак, созданный для того, чтобы фармацевт в госпитальной аптеке не путался с дозами. Целая таблетка без риски, например, содержит 1 г действующего вещества. Таблетка с одной риской — 0,5 г, с двумя — 0,25 г.
Иногда в инструкциях пишут: «Таблетки можно ломать для облегчения глотания». Что это значит? Не каждый производитель может гарантировать, что в четвертинке таблетки есть четверть дозы. Поэтому некоторые таблетки можно ломать пополам только в том случае, если они выглядят угрожающе, а проглотить надо. И ломать их стоит только в специальной таблеторезке или таблетнице с делителем, чтобы таблетка никуда не улетела.
Некоторые таблетки, например покрытые облаткой — специальной оболочкой, ломать и вовсе нельзя.
«Облатка может быть кислотоустойчивой, чтобы защитить от неприятного содержимого либо вас, либо саму таблетку от разрушения соляной кислотой в желудке», — подчеркивает Алексей Водовозов.
Бывают также специальные сборные комбинированные средства, чья взрослая доза в комбинации разительно отличается от детской. Именно поэтому разломить взрослую таблетку и получить две детских не получится.
Чем запивать лекарства?
Совместимы ли с таблетками чай, сок или кофе? Содержащиеся в них вещества могут усиливать или нивелировать эффект, рассказывает Алексей Водовозов. Так, данные научных исследований показывают, что кофе — отличный «компаньон» для парацетамола, ибупрофена и антибиотиков: он ускоряет действие жаропонижающего и продлевает его эффект. Почему — пока неясно. Существует предположение, что кофеин — это транспортёр. Обратный эффект для антибиотиков от молока: оно может инактивировать тетрациклины.
Отдельного внимания заслуживает грейпфрутовый сок. Иногда в инструкции можно встретить такую фразу: «При терапии (препаратом) не рекомендуется употреблять в пищу грейпфрутовый сок». Почему?
За этой фразой лежит классическая история XXI века. В 2004 году мужчина, который жил на севере Соединенных Штатов, по причине наличия высоких сердечно-сосудистых рисков и ишемической болезни, стал получать статины. На пенсии он решил уехать во Флориду, где каждый день стал пить по 2,5 литра свежевыжатого грейпфрутового сока. Он вскоре умер от печёночной недостаточности, вызванной комбинацией статинов и сока, но ученым потребовалось 2 года, чтобы разобраться в причине.
«Иногда достаточно даже стакана грейпфрутового сока, — утверждает лектор, — и неважно, порошковый он или свежевыжатый. Если там есть несопоставимые вещества, то они подействуют. Поэтому лекарства и сок мы разводим между собой как минимум на два часа».
Однако есть и «хорошие» соки. Например, апельсиновым лучше запивать препараты железа. А вот зелёный чай с железом несовместим — образуется нерастворимая форма.
«Запили зелёным чаем и всё, кранты этому препарату!» — резюмировал Алексей Водовозов.
С помощью гранатового сока можно снизить окислительный стресс при введении препаратов железа внутривенно. Сок черники уменьшает «побочки» химиотерапевтических препаратов. Ученые пока не понимают, какие вещества на это влияют, но цельный сок работает именно так. А любые противомалярийные препараты лучше работают, если запивать их соком лайма. Клюквенный сок, морс, вяленая ягода, чай отлично помогают при циститах – благодаря клюкве реже возникают рецидивы, реже используются антибиотики. Правда, только у женщин. Сок ростков пшеницы срабатывает при химиотерапии, уменьшая количество побочных эффектов.
Сколько можно хранить таблетки?
Ответ на этот вопрос всегда написан прямо на пачке, однако всё не так однозначно.
Разные страны создают свои стратегические запасы лекарственных средств. Примерно в середине семидесятых годов прошлого века советские и американские медики обратились к врачам в поисках ответа на вопрос о том, спустя какое время следует обновлять запас, вынимать лекарства из него и перекладывать в реальную практику. Оказалось, примерно 90 % препаратов могут храниться 15–20 лет. Алексей Водовозов подчеркивает, что врачи договорились о меньшем сроке хранения — 5 лет.
Перед тем, как использовать препараты в практике, санитарно-эпидемиологическая лаборатория и главный провизор исследовали таблетки из разных партий. Выяснилось, что активного вещества в них более чем достаточно — для закрытого препарата твёрдых лекарственных форм его снижение шло на единицы процентов за время хранения.
В первых разделах инструкции представлено описание внешнего вида препарата, как должна выглядеть та или иная лекарственная форма. И пока она так выглядит, действующее вещество в ней есть в заявленной дозировке.
Для биопрепаратов, например инсулина или тетрациклина, всё по инструкции — в ней указано, сколько и как хранить. Для глазных капель то же самое — пока они во флаконе, всё хорошо, можно хранить, как написано. Как только их открыли и использовали, срок им — 7–10 дней.
Некоторые препараты приходят в негодность до истечения срока годности под воздействием водяного пара. Даже если таблетки пролежали всего месяц, но их оболочка вскрылась, то принимать их больше нельзя.
Не стоит забывать и о правильном месте для хранения. Многие лекарства рекомендуют хранить в сухом прохладном месте — около 20 градусов. Кухонные шкафы для этого редко подходят, на кухне температура воздуха обычно выше.
«Если вы берете ампулу, а внутри просто космос, ёжик такой красивый, то ампула не может быть использована — в ней уже нет необходимого действующего вещества, — рассказывает Алексей Водовозов. — Мази также могут прогоркнуть, и определять её свежесть лучше всего на запах. Если мазь пахнет совсем невкусно и начинает поглядывать на нас подозрительно, то мы её быстро утилизируем».
Справка
Алексей Водовозов — российский научный журналист и медицинский блогер. Врач-терапевт высшей квалификационной категории, токсиколог. В прошлом — военный врач, подполковник медицинской службы запаса.
Автор статей в журналах «Вокруг света», «Здоровье», «Популярная механика», «Российские аптеки», «АВС» и Esquire, газете «Троицкий вариант — Наука». Научный редактор объединённой редакции издательского дома Remedium, популярно-просветительского журнала о медицине «ABC» и журнала «Российские аптеки». Главный редактор сайта abc-gid.ru. Был главным редактором раздела «Лента.ру», посвящённого медицине.
Автор книги «Пациент разумный. Ловушки „врачебной“ диагностики, о которых должен знать каждый».
Ведёт блог «Смотровая Военврача», где рассказывает о медицинских мифах.
Научно-просветительский фестиваль «Нансен» (12+), справка:
Научно-просветительский фестиваль проходит в Красноярске раз в два года. Его проводят золотодобывающая компания «Полюс» и медиагруппа «Прима». Спикеры говорят не только о доказательной медицине, но и рассказывают интересные факты о космосе, истории и искусстве.
Иллюстрации взяты из презентации Алексея Водовозова