«Даже медведя можно научить»: особая гордость педагога и его подопечных — подводная робототехника
Интервью с педагогом Александром Соболевым.
8 октября в России отметили День работника дополнительного образования. Это праздник тех, кто помогает детям найти своё призвание. Именно таким педагогом является Александр Соболев, преподаватель лицея № 7, мастерство которого признано на федеральном уровне.
На днях в Новосибирске подвели итоги Всероссийского конкурса профессионального мастерства “Сердце отдаю детям”, который в этом году установил рекорд — 493 участника. В финал попали 100 человек, среди них и Александр Соболев, который блестяще представил Красноярский край, став лауреатом III степени в номинации “Педагог дополнительного образования по технической направленности”.
Семейное дело
Для Александра Николаевича дополнительное образование — это не просто работа, а образ жизни и настоящая страсть.
— Это возможность заниматься тем, что нравится, и при этом не только самому развиваться, но и давать знания ребятам, которые готовы и хотят идти вместе со мной по выбранному пути, — делится педагог. — Их стремление получить дополнительное образование в определённом направлении может закончиться выбором будущей профессии, как это случилось в своё время со мной.
Любовь к техническому творчеству — семейная черта Соболевых. Супруга и тёща Александра Николаевича также работают педагогами допобразования.
— Мы познакомились с женой во Дворце пионеров. То есть у нас это семейное, — с улыбкой отмечает он.
От радиоклуба до подводных роботов
Свой путь в профессию Александр Соболев начал ещё в детстве, и ключевую роль в этом сыграла встреча с первым наставником. В 2008 году, поборов страх, Александр зашёл в небольшое белое здание царских времён в родном Ачинске, где его встретил мужчина в очках и джинсовой рубашке — Александр Смахтин, преподаватель радиотехники.
— Он передал мне большой багаж знаний, опыта, а главное — уверенность в себе, — спустя годы написал Александр Соболев в своём проникновенном посте в социальных сетях, посвящённом 70-летию наставника. — Тогда, в 2008 году, Александр Иванович сказал: “Даже медведя можно научить ездить на трёхколёсном велосипеде. Тренировками, упорством, но можно. И тебя научим”. И не соврал ведь.
Эта встреча определила судьбу. Увлечение радиоэлектроникой в том самом радиоклубе, куда за Александром Соболевым пришли и его братья, переросло в осознанный выбор: педагогическое образование и работа с молодёжью. Сегодня он сам, опираясь на опыт своего наставника, совмещает преподавание информатики в лицее и ведение кружков по робототехнике.
Особой гордостью педагога и его учеников стала подводная робототехника — узкое и сложное направление, в котором красноярская команда Team Seals добилась впечатляющих успехов, став одной из лучших в России и в Азии.
— Ребята хотели делать что-то необычное своими руками: не просто механизмы из конструктора. Я предложил им подводных роботов, и у нас получилось, — рассказывает Александр Николаевич. — У нас моря даже своего нету, а команда из Красноярского края стала одной из лучших. Потому что в ней собрались люди, которые увлечены своим делом и им интересно решать сложные задачи.
В этих словах — отголоски принципа, усвоенного когда-то в Ачинском радиоклубе: упорством и тренировками можно научиться чему угодно.
Ситуация успеха
Робототехника — это прикладная наука, которая связана с разными инженерными дисциплинами: программированием, радиотехникой, электроникой, механикой, информатикой. И ребята на занятиях получают самые разные знания, которые применяют на практике. Важно, что для получения результата необходимо умение работать в команде, где каждый выполняет определённые функции. Кто-то занят инженерной графикой, кто-то лазерной резкой, кто-то 3D-моделированием и пайкой. Александр отметил, что для реализации проекта робота необходимо его придумать, собрать, запрограммировать, настроить и отладить, и что это всегда является итогом работы целой команды.
Александр Соболев отмечает: секрет того, как увлечь детей, прост — нужно создать ситуацию успеха. В пример он привёл открытый урок для незнакомых ребят — одно из ключевых испытаний на всероссийском конкурсе. Александру нужно было на практике доказать эффективность своего подхода. Темой занятия стало создание всплывающих буёв, на примере которых ребята изучали закон Архимеда.
— Мы построили процесс так, что ученики, применяя свои знания, самостоятельно создали устройство с нуля и увидели итог своего труда. Они не собирали готовый конструктор, а именно разработали и реализовали собственный проект, что и вызвало у них настоящий интерес. Когда у ребёнка выходит задуманное, у него возникает желание продолжать, — поделился Александр Соболев.
Этот метод сработал блестяще: даже несмотря на то, что во время занятия юные инженеры чуть не затопили импровизированный испытательный полигон, перепутав кнопки, в конце урока они вышли довольные и воодушевлённые, с горящими глазами.
Воспитать не только инженера, но и человека
Говоря о будущем своих учеников, Александр Соболев подчеркнул: робототехника даёт гораздо больше, чем просто технические навыки. Благодаря этой прикладной науке можно подготовить специалистов широкого профиля: программистов, инженеров, менеджеров технических проектов. Педагог отметил: важно уметь не только создать устройство, но и грамотно его презентовать. Александр рассказал, что его выпускники поступают в ведущие технические и даже медицинские вузы страны и привёл в пример одного из учеников, который в этом году стал студентом питерского мединститута направления нейрохирургии. Для этого молодого человека, по словам Соболева, робототехника стала возможностью для самореализации.
Что касается главного качества, которое наставник хочет воспитать в своих учениках, то Александр Николаевич отметил, что это честность с самим собой и по отношению к собственному результату. “Ребёнок может не достичь высот в робототехнике, но если он будет объективен и искренне смотреть правде в глаза, то у него в жизни всё сложится хорошо”, — пояснил педагог.
Планы у Александра Соболева и его команды амбициозные: подготовка к соревнованиям во Владивостоке, которые состоятся в декабре, а также участие в международных турнирах. А для себя Александр Николаевич ставит цель — пройти стажировку в крупной IT-компании, чтобы приносить ученикам самые свежие и актуальные знания.
Классификация
Роботы бывают разные. Даже составлена их классификация:
Промышленные — используются на производствах. Автоматические устройства оснащаются манипуляторами и программируемым блоком. Выполняют технологические операции.
Гуманоидные — человекоподобные роботы, имеющие голову, руки и ноги. Способны перемещаться, манипулировать предметами. Используются в медицине, научных исследованиях, при спасательных работах. Такие роботы также называются андроидами благодаря умению обучаться.
Коллаборативные — усовершенствованные автоматизированные роботы, которые выполняют работы совместно с человеком. Главным отличием от промышленных моделей является наличие сенсоров. За счёт встроенной программы и датчиков робот определяет и учитывает присутствие человека.
Сервисные и бытовые — вспомогательные роботы, которые используются человеком в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
История
Первые упоминания о механизмах, имеющих сходство с роботами, относятся ко временам Древней Греции и Древнего Египта. Так, примерно в III веке до нашей эры Филон Византийский разработал механическую служанку, которая наполняла чашу вином. В этот же период на маяке острова Фарос были установлены две женские фигуры, которые самостоятельно поворачивались.
Официально изобретателем первого робота в мире считается Леонардо да Винчи. Сохранились чертежи учёного с детализированным изображением человекоподобного механизма, составленные в 1495 году. В дальнейшем делались неоднократные попытки по созданию самостоятельных механизмов, работающих по принципу роботов. Например, в Средние века собирали механические часы с перемещающимися фигурками.