Новости Красноярска

Если назначили, надо идти: Как командир отряда стал финалистом краевой кадровой программы

Мы продолжаем проект «На передовой жизни», в котором рассказываем о том, как участие в специальной военной операции повлияло на судьбу наших земляков.

 Если назначили, надо идти: Как командир отряда стал финалистом краевой кадровой программы
Фото предоставлено администрацией города Красноярска

Мы продолжаем проект “На передовой жизни”, в котором рассказываем о том, как участие в специальной военной операции повлияло на судьбу наших земляков. Наш сегодняшний герой — командир роты Красноярского добровольческого отряда “Легион Ра” Андрей Мусихин с позывным Муса. Он был под Мариуполем, прошёл Изюм, бился в Херсонской области и на донецком направлении. А сейчас… учится по краевой программе “Сибирский характер” совершенно новому для себя делу — государственному и муниципальному управлению.

 

Отчаянный поступок

 

— Сам по себе я человек отчаянный, способен на любые поступки, — признаётся Муса. — Но одно дело, когда ты отвечаешь только за себя, и совершенно другое — когда за тобой стоят люди. Я никогда не рвался на руководящую должность, ни на гражданке, ни на фронте. Просто оно как-то так по жизни складывалось. А если назначили, то надо идти.

Стоит признать, что отчаянных поступков в судьбе Андрея Мусихина было немало. Например, однажды, несмотря на востребованное образование (диплом юридического техникума) и вполне себе хорошее место работы, он не усидел на тёплом месте и рванул на вахту. “Просто в какой-то момент понял — то, чем я занимаюсь, вообще не моё”, — объясняет наш герой свой неожиданный порыв.

— На вахте мне понравилось, это не пятидневка с двумя выходными: тут после интенсивной работы у тебя целый месяц отдыха, — говорит Андрей. — Можно спокойно заняться тем, что тебе нравится. Я, например, люблю лес. Не охочусь, просто брожу по тайге. Ещё читаю, деревом занимаюсь. Поэтому вахтовый метод меня вполне устраивал. Плюс увлекла работа нефтяника, причём до такой степени, что я буквально через пару лет поступил в профильный институт.

Правда, между вахтами и учёбой в вузе студент Мусихин не только бродил по лесу и читал книги, но и съездил по контракту в Сирию. А ещё побывал добровольцем в Донбассе — в 2014-м, когда в регионе, не принявшем новые майданные власти, всё только начиналось. При этом смог написать дипломную работу, а на защите так уверенно выступил, что у комиссии практически не возникло вопросов. И буквально через месяц ему предложили в экспедиции должность мастера. Он согласился: дело интересное, режим удобный.

 

Всё дело в воспитании

 

Когда началась специальная военная операция, к нашему герою обратился командир отряда, в котором Муса служил ещё в 2014-м.

— Мы начали формировать Красноярский добровольческий отряд “Легион Ра”. Тогда меня назначили командиром взвода, в котором проходили службу 56 человек! В следующий же контракт я уже стал командовать ротой, — продолжает боец.

Нужно отметить, что в добровольческих объединениях не имеет значения, кто ты: рядовой или офицер. Там, по словам нашего героя, человека оценивают по его возможностям, боевому опыту, по поведению в реальном столкновении, а не по званиям. Именно поэтому с началом СВО в таких подразделениях, как “Редут” и БАРС, командирами становились люди, которые имели боевой опыт и реальные способности. Ну и, конечно же, были готовы взять на себя ответственность за судьбу Родины.

Откуда берутся такие герои? По мнению Андрея Мусихина, всё дело в воспитании. В том, что человек в самом юном возрасте усвоил от своих близких.

— Для меня всегда были примером мои деды: один, прошедший войну, и другой, научивший меня буквально всему: и как гвоздь вбить, и как водить машину, — вспоминает Муса. — Также большое влияние оказал отец. А брата я вообще считал суперчеловеком: он по срочной службе прошёл Афганистан. Так что всё начинается с семьи, в том числе и любовь к Родине.

К слову, наш герой занимается в свободное от командировок время патриотическим воспитанием — он и его сослуживцы открыли свой центр подготовки, в который могут прийти и дети, и взрослые. По словам Андрея Мусихина, на занятиях сразу видно, кому дома дают базовые понятия о долге, преданности, чести, а у кого подобного в принципе нет.

— Мы не можем бросить этих пацанов, — говорит ветеран СВО о ребятах, с которыми занимаются в школах и в центре. — Иначе они просто уйдут в свои телефоны, и что тогда будет? Кто потом защитит страну? Нас ведь и так все хотят сожрать. Не будем к этому готовиться — не устоим, мы уже несколько десятилетий потеряли. Вот раньше в каждой школе была военная подготовка, даже девочки умели собирать и разбирать автоматы. Я считаю, что каждый мужчина должен уметь владеть оружием чтобы защитить свою семью. А для этого надо получить какие-то навыки.

 

Шашкой не махать

 

К добровольцам, которые по зову сердца приняли решение пойти на СВО, Андрей Мусихин относится с особым уважением.

— Если человек совершил такой поступок, это говорит о том, что в нём появился дух воина, — уверен Муса. — Он начинает думать уже не о себе, а о родных и близких, о защите своего дома, Родины. И на жизнь смотрит по-другому. У него появляется ответственность. Неслучайно многие добровольцы после окончания контракта снова возвращаются на СВО.

То, что именно таких людей президент России призвал на государственную и муниципальную службу, ветеран считает правильным. Вот только лично себя он в роли управленца никогда не видел.

— Когда объявили о проекте “Время героев”, я на это даже не отреагировал, — признаётся Андрей Мусихин. — И позже не думал, что смогу пройти отбор в краевую программу “Сибирский характер”. Я вообще мечтал, когда война закончится, в тайге пожить. Но коли уже так получилось… Если уже взялся за дело, надо его делать. Привычка такая.

На вопрос, сложно ли учиться на проекте, Муса искренне признаётся, что для него пока муниципальная и государственная служба — это “просто дикий лес”. Но вникать во все тонкости управления помогают и юридическое образование, и большой жизненный опыт.

— То, что мы сейчас изучаем, это, по сути, наша повседневность, только взгляд на неё другой, — рассказывает наш герой. — Вот стоят переполненные мусорные баки. Я раньше думал, что в этом виноваты чиновники. А сейчас же понимаешь: это ответственность компании-регоператора, у которой масса своих проблем. Не хватает мусоровозов, водителей, размер тарифа не покрывает расходы… Понимаю, что это совершенно другая сторона жизни. Я с этим ещё не сталкивался. Но каждый новый виток судьбы — это опыт, который зачем-то мне дан свыше. И уже нельзя увильнуть, уйти.

Большое впечатление произвела на Андрея Мусихина встреча участников программы “Сибирский характер” с красноярским губернатором Михаилом Котюковым.

Цитата.— Тогда Михаил Михайлович сказал, что проблем всегда хватает, — делится ветеран СВО. — Но о многих вопросах, которые в своё время сильно волновали жителей, становились поводами для скандалов, сегодня уже и не вспоминают. Потому что их решили, и никто не сказал за это спасибо! И тут я согласен с губернатором: если хочешь что-то изменить, то работай, а не жди благодарностей. При этом сразу шашкой махать не имеет смысла. Конечно, проще всего ввязаться в бой, а там посмотрим! Но когда за тобой люди стоят, нужно действовать ответственно и в первую очередь учиться, вникать, разбираться. Ведь то, что мы сейчас изучаем, это жизнь, а она у нас очень насыщенная и интересная.

 

Проект

 

“Сибирский характер” — краевая программа Красноярского края по отбору и обучению участников СВО для трудоустройства в органы публичной власти, государственные учреждения, организации.

60 ветеранов боевых действий сейчас проходят обучение по курсу “Государственное и муниципальное управление” Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Кроме того, ещё 30 участников находятся в зоне СВО. Они начнут занятия после окончания службы.