Новости Красноярска

Икс, игрек, зет — кто вы?

Мы попросили психолога Центра продвижения молодёжных проектов «Вектор» Яну Захарову помочь разобраться в теории поколений XYZ.

Икс, игрек, зет — кто вы?
Фото: архив Gornovosti

«Разница между поколениями была всегда, а на тему отцов и детей снято и написано немало произведений — молодые не понимали родителей, деды качали головами, глядя на молодёжь, — рассказала Яна Захарова. — Но сегодня этот разрыв ощущается острее. Почему? Шаг поколений стремительно сокращается. Если раньше ценности и образ жизни могли оставаться актуальными на протяжении 25–30 лет, то сегодняшний мир — от технологий до социальных норм — меняется каждые 10–15 лет. Цифровая революция, скорость информации, глобальные кризисы и смена экономических парадигм создали настоящий „генерационный спринт“. Мы живём не просто в разное время — в разных культурных и технологических реальностях, но одновременно!»

Психолог подчеркнула, что это особенно заметно, если посмотреть на три поколения, определяющие лицо современной семьи. Привычных «бабушек, отцов и детей» сегодня лучше описывать как независимых прагматиков (X), идеалистов-миллениалов (Y) и цифровых реалистов (Z, или зумеров). Да, сейчас именно о последних говорят особенно много — это первое поколение, не знавшее мира без интернета в кармане, выросшее в соцсетях и столкнувшееся с чередой глобальных потрясений в очень юном возрасте.

 — Давайте совершим путешествие во времени и посмотрим, как уникальный исторический контекст, технологии и социальные потрясения сформировали ценности, страхи и семейные модели каждого из этих поколений, — предложила Яна Захарова.

Выкованные переменами

 

Поколение X родилось в период 1965–1980 годов. Их детство и юность пришлись на «эпоху застоя», перестройку и лихие 1990-е. Они застали СССР, видели его крах и учились выживать в новой, непредсказуемой реальности. Это первое поколение «детей с ключом на шее», чьи родители (беби-бумеры) много работали.

Ключевыми ценностями стали самостоятельность и жизнестойкость. Их никто не развлекал — они сами находили себе занятие во дворах. Кризисы научили их рассчитывать только на себя. Не верят громким лозунгам, ценят конкретные результаты и финансовую надёжность. У них традиционная или партнёрская семья с чётким разделением ответственности. Брак рассматривается как практический союз. А цель родительства — дать ребёнку стабильность и навыки для жизни, которые сами не всегда имели. Они могут быть строгими, но поощряют самостоятельность. Часто являются «буфером» между консервативными бабушками и современными детьми. Первое поколение, для кого развод перестал быть табу. Если брак не работает, представители поколения X легко его разрывали. Это подтверждает разводный бум 1990-х и нулевых. Рекордным годом был 2002 год — в стране зафиксировали 853 647 разводов.

 

Идеалисты-переговорщики на рубеже эпох

 

Миллениалы, или поколение Y (1981–1996) взрослели на фоне роста благосостояния 2000-х, расцвета интернета и глобализации. Первое цифровое поколение, но ещё помнящее жизнь без смартфонов. Их юность совпала с надеждами на открытый мир, который позже столкнулся с экономическими кризисами.

Ключевые ценности:

 — Гибкость и поиск себя. Карьера — не прямая линия, а серия экспериментов. Существенную роль играет самореализация.

 — Важность опыта над статусом. Путешествия, хобби, курсы становятся важнее дорогой машины.

 — Коллаборация и общение. Социальные сети стали естественной средой. Ценят горизонтальные связи, а не иерархию.

 — Экологичность и толерантность. Широкий взгляд на мир, внимание к экологии и социальной справедливости.

Присутствует яркий тренд на сознательное родительство и равноправное партнёрство. Роли в семье постоянно обсуждаются и перераспределяются. Активное участие отцов в воспитании — новый стандарт, а дети — «проект», в который вкладываются эмоционально и материально. Акцент на эмоциональном интеллекте, психологическом комфорте ребёнка и совместном развитии. Страх «нанести травму». Стремятся «сохранить семью» через диалог, работу над отношениями. Развод — всё ещё лёгкое решение семейных проблем, но предпринимаются попытки семейной психотерапии.

 

Цифровые реалисты в мире неопределённости

 

Поколение Z, или зумеры родились в промежуток от 1997 года по 2012-й. Первое поколение-абориген цифрового мира. Не знали жизни без высокоскоростного интернета и соцсетей. Их взросление окрашено чередой глобальных потрясений: финансовые кризисы, климатическая тревога, пандемия COVID-19. Это сформировало гиперпрагматизм и тревожность, но также и невероятную адаптивность.

Ценят финансовую стабильность, понятные карьерные треки и психологическую безопасность выше громких идеалов. Личное «я» неотделимо от цифрового аватара. Живут в гибридной реальности. Требуют от брендов, работодателей и партнёров честности, инклюзивности и устойчивого развития. Ментальное здоровье как приоритет. Говорят о психологических границах, выгорании и терапии открыто. Скептически относятся к «должному» жизненному сценарию (учеба — работа — семья — ипотека).

Максимальная гибкость и сознательность в выборе партнёра. Формат отношений обсуждается и конструируется: от классических традиционных союзов до открытых отношений. Брак — не цель, а возможный вариант. Родительство крайне рациональное и взвешенное. Решение завести ребёнка рассматривается как сложный проект, требующий финансовой, эмоциональной и экологической готовности. Будут активно использовать технологии для воспитания и делегирования задач. Рационально-эмоциональный подход к кризисам в отношениях, развод или расставание — не трагедия, а логичный шаг при несовпадении ценностей или утрате психологического комфорта. Главное — сохранить уважение и, возможно, дружеские отношения.

«Мы живём в уникальное время, когда у семейного стола одновременно могут собираться прагматик-X, идеалист-Y и цифровик-Z. Их разные взгляды — не источник конфликта, а ресурс для роста, — уверена Яна Захарова. — X добавляет Y и Z жизнестойкости, самостоятельности и скептической мудрости. Y рассказывает X об эмоциональной грамотности, гибкости и важности диалога. Z учит всех цифровой гигиене, честности с собой, бережным границам и принятию разнообразия».

Психолог отметила, что понимание этих нюансов приведёт не к осуждению друг друга, а к диалогу. «Это способ „услышать“ не просто „странные“ взгляды, а логику, выкованную конкретной эпохой. Стоит принять, что современная семья — это не про одинаковость, а про способность создавать общее пространство, обогащённое опытом, технологиями и мудростью трёх разных миров, живущих под одной крышей», — добавила специалист.

 

Нюанс

 

Социологи уже выделяют два новых поколения:

 — альфа (2012–2024) — первое поколение, с самого детства погружённое в цифровой мир и привыкшее к почти неограниченным материальным благам;

 — бета (2025–2039), которое будет жить в эпоху нейросетей.