К каждому - свой подход: как сделать переезд в пансионат комфортным для пожилого человека
Старение населения – актуальная проблема современности. Поэтому все более востребованными становятся пансионаты для пожилых людей.
Старение населения – актуальная проблема современности. Поэтому все более востребованными становятся пансионаты для пожилых людей. Однако переезд в такое учреждение – серьезный стресс для пенсионера. О том, как проходит адаптация жителей в пансионате "Солнечный", рассказывает заведующий реабилитационно-геронтологическим отделением Игорь Новосельцев.
Что стар, что млад
- Представьте ситуацию, – говорит Игорь Новосельцев, – пожилой человек, привыкший к родному дому, внезапно оказывается в незнакомом месте, с чужими людьми. Он растерян, напуган, не понимает, что происходит.
Чтобы смягчить этот период, в пансионате "Солнечный" разработали специальную программу адаптации. Один из ее ключевых элементов - предварительное знакомство с учреждением.
- Мы приглашаем будущего жителя и его родственников на экскурсию, – поясняет Игорь Александрович. – Показываем столовую, комнаты, другие помещения, знакомим с персоналом. Психолог проводит беседу, чтобы установить контакт и снять тревожность у человека.
Этот подход позволяет оценить возможности пенсионера, установить доверительные отношения и собрать важную информацию для обеспечения ему комфортных условий.
Практика предварительного знакомства с пансионатом сложилась из многолетнего опыта работы и анализа проблем, с которыми сталкиваются пожилые люди при переезде.
- Я тружусь здесь уже около семи лет, – говорит Игорь Новосельцев. – И как психолог, и как заведующий, видел, как тяжело дается адаптация пожилым людям.
Смена привычной обстановки, потеря чувства безопасности, столкновение с новыми правилами и людьми – все это может негативно сказаться на здоровье и эмоциональном состоянии пожилого человека.
- У нас был случай, когда у дедушки, который месяц прожил в "Солнечном", во время адаптации выявили онкологию, – отмечает Игорь Александрович. – Это очень серьезный вопрос, и мы решили уделить ему особое внимание.
Игорь Новосельцев подчеркивает: при работе с пожилыми людьми важно учитывать их индивидуальные особенности.
- Не зря говорят: "Что стар, что млад", – отмечает он. – У нас есть и «подростки хулиганящие», и застенчивые жильцы, и люди с нарушениями памяти, со снижением интеллекта.
Именно поэтому важна информация родственников о характере, привычках и особенностях пенсионера. Это помогает персоналу найти индивидуальный подход к постояльцам и обеспечить комфортное проживание.
"Мама едет на курорт"
Игорь Новосельцев подчеркивает: близким пожилого человека важно быть честными и открытыми при его переезде в пансионат.
- Одна родственница плакала и не могла сказать маме, что отправляет ее жить к нам, говорила, что та едет в санаторий, – приводит он пример.
Игорь Александрович объясняет, что такой обман способен привести к негативным последствиям. Пожилой человек, узнав правду, может испытать шок, обиду и ненависть к своим близким.
- Лучше перебороть себя и честно объяснить ситуацию, – советует Игорь Новосельцев. – И, конечно, прежде чем помещать человека в учреждение социального обслуживания, нужно рассмотреть все возможные варианты.
И они есть. Социальные работники могут приходить на дом и помогать пенсионеру в бытовых вопросах: готовить еду, ходить в магазин или аптеку, сопровождать в поликлинику. Можно нанять сиделку, которая будет обеспечивать уход за пожилым человеком. Надомное обслуживание в последние годы активно развивается и подразумевает широкий спектр услуг.
Если все же переезд в пансионат - оптимальный вариант, то для успешной адаптации новому жителю хорошо бы взять с собой личные вещи, которые напоминают о доме и создают чувство комфорта: подушку, кружку, фотографии, любимые книги.
Также важна постоянная связь с родственниками. Звонки, визиты и поддержка помогают чувствовать себя менее одиноким и адаптироваться к новым условиям.
- У нас был дедушка, который не удерживал в памяти события надолго, – рассказывает Игорь Александрович. – Близкие забирали его в выходные к себе, и он возвращался радостный и общительный, но через несколько часов забывал, где он и почему. Начинал волноваться. Мы договорились с родными, чтобы они ежедневно навещали его и помогали успокоиться.
Игорь Новосельцев подчеркивает, что семья играет важную роль в процессе адаптации постояльца к жизни в пансионате.
– Мы часто подключаем близких, когда возникают какие-то сложности, – говорит он.
Иногда требуется даже, чтобы член семьи выполнял определенные процедуры.
– Одного дедушку стриг только его родственник, – рассказывает Игорь Александрович. – Потому что наш житель привык, что его стригут именно так, а не иначе, и никому другому не доверял.
Близкие постояльцев учреждения могут приобщаться к различным досуговым мероприятиям. К каждой семье - свой подход. Участие родных в жизни пансионата помогает пожилым чувствовать себя более комфортно и уверенно.
Игры, встречи, дискотеки
Игорь Новосельцев отмечает, что часто в новостях о пансионатах создается негативный образ.
- Иной раз смотрю информацию про некоторые такие социальные учреждения, и создается впечатление, будто это такое место, где всё плохо, – говорит он. - Но это не соответствует действительности. Многие люди живут в пансионате с удовольствием.
В "Солнечном" специалисты придумывают различные занятия и развлечения для пенсионеров: игры, встречи, дискотеки, просмотр старых фильмов. Это помогает поддерживать хорошее настроение и жизненный тонус.
Игорь Новосельцев подчеркивает, что можно найти себе хобби в преклонном возрасте и вести активный образ жизни.
- Большое уважение вызывает, когда видишь, как дедушка с тростью прогуливается где-то на Столбах или Гремячей Гриве, – говорит он. – Душа радуется, что он не останавливается и не дает себе слабины.
Нашла подругу
Валентина Ивановна в пансионате уже два с половиной года. До этого она жила одна, и ей стало трудно справляться с бытовыми проблемами из-за сломанных ног.
- Я начала искать пансионаты, во многие звонила, узнавала, как туда устроиться, – рассказывает она. – Спрашивала и про быт, и про другие условия.
Пенсионерка совсем не жалеет, что оказалась в "Солнечном". " Я интересно провожу время, - поясняет она. – Участвую в разных мероприятиях: посещаю концерты, театральные представления. Здесь жизнь насыщена событиями ".
Наша собеседница нашла в пансионате подругу, с которой общается на исторические темы. Они вспоминают прошлое и обсуждают текущие события. Дочь и внучка регулярно навещают Валентину Ивановну .
На вопрос о том, что можно улучшить в пансионате, Валентина Ивановна отвечает: "Мне кажется, сам человек должен создавать атмосферу, от него самого многое зависит".
Нюанс
Гражданам, которые хотят поселиться в пансионате, необходимо обратиться в территориальное управление социальной защиты населения по месту прописки. Нужно совместно со специалистами соцзащиты подготовить пакет документов, который они направят в министерство социальной политики для рассмотрения, далее специалисты из министерства оформляют путевку. При получении путевки важно сделать предварительный звонок в пансионат. Стационарное социальное обслуживание предоставляется на основании договора, заключаемого между учреждением и поступающим человеком.