Новости Красноярска

Как строили красноярское метро?

Вспоминаем важные вехи в стройке важного объекта.

Как строили красноярское метро?
Фото: Дмитрий Шабалин

Первую линию красноярского метро обещают достроить к концу 2026 года. Сейчас на объекте работают тоннелепроходческие комплексы «Екатерина», «Соломея», «Анастасия», «Ирина» и «Евгения», которые вместе прошли больше 5 километров под землёй. Впрочем, длина тоннелей под Красноярском уже превысила 8 километров, ведь это не первая попытка построить метрополитен в краевом центре.


Как начиналось строительство метро в Красноярске?

Идея о том, что Красноярску необходимо метро, появилась ещё в 60-е годы, и в 1972 году важный проект внесли в генеральный план развития города. Следующие 10 лет работа почти не двигалась — метро так и оставалось делом будущего, и только в 1983 году на Политбюро ЦК КПСС было принято решение о строительстве.

В 1989 году проект наконец-то был готов. Его разработал Харьковметропроект — тогда это был ведущий советский институт по созданию таких объектов. Инженеры предложили построить 12 станций. Располагаться они должны были на глубине от 60 до 80 метров. Такая глубина — это исключение. В 80-е в основном строили станции неглубокого заложения, но в Красноярске водоносный слой слишком близко располагался к поверхности, и инженеры предложили именно такое надёжное, но дорогое решение.

Впрочем, планам не суждено было сбыться: из-за перестройки проект пришлось отложить.

К нему вернулись лишь в 1995-м году, но денег не хватало, и стройка шла с большим опозданием. К 2008 году из 8 километров тоннелей проложили лишь 3,5 километра. В 2010 году строительство остановили из-за недостатка средств.

Фото: Красноярский краеведческий музей

  Схема строительства метро начала 2000-х годов. Иллюстрация: Красноярский краеведческий музей. 


Попытка № 2

В 2018 году на федеральном уровне было принято решение всё-таки реализовать амбициозный проект, но его пришлось пересмотреть. Инженеры решили отказаться от дорогих станций глубокого заложения, а в 2022 году появилась идея дополнить линию метротрамвая. При этом часть старых тоннелей в районе Копылова всё-таки будет использоваться.

Сейчас схема строительства метро предусматривает одну линию с шестью станциями: «Высотная», «Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции», «Карла Маркса» и «Улица Шахтёров». Последняя будет уже наземным остановочным пунктом.

Фото: Михаил Шуклин

Дейсвующая схема строительства метро. Фото: Михаил Шуклин

Как ранее пообещал губернатор региона Михаил Котюков, эта линия метротрамвая будут не единственной: как только работа по проекту будет закончена, власти рассмотрят варианты соединения ветки с отдалёнными микрорайонами краевого центра, но только в наземном варианте.

 

Как сейчас идёт работа по строительству метро?

Сейчас в строительстве метро задействованы пять тоннелепроходческих комплексов. «Екатерина» и «Соломея» прокладывают тоннели между «Шахтёров» и «Карла Маркса», от «Площади Революции» к «Вокзальной» движутся «Анастасия» и «Ирина». «Евгения» работает на участке, который метростроевцы считают одним из самых сложных — от «Высотной» к «Копылова». Вместе они преодолели уже более 5 километров из 11.

Фото: Михаил Шуклин

Запуск щита «Евгения». Фото: Михаил Шуклин

В скором времени к ним должна присоединиться «Валентина»: она будет бурить тоннель от «Вокзальной» к «Копылова».

Готовят к строительству метротрама и улицу Молокова. Именно здесь вагоны метро будут выходить на поверхность. На госэкспертизу отправлен проект реконструкции, чтобы проложить здесь рельсы и оборудовать остановочный пункт.


Сколько стоит строительство метро в Красноярске?

Проект строительства метро обойдётся примерно в 60 млрд рублей — такую сумму называли ещё в 2021 году. Сейчас стройка финансируется льготным кредитом из федерального бюджета. В начале года краевые власти взяли взаймы 56,4 млрд рублей под 3% годовых. Большую часть этих денег планируют освоить в этом году, 14 млрд рублей направить на стройку в 2026-м, и ещё 2,7 млрд рублей потратят на закупку 15 трёхсекционных трамваев в 2027-ом.