Художница Татьяна Пришедько рассказала о превращении стекла в новогоднюю сказку
На фабрике «Бирюсинка» в преддверии праздников царит особая, почти сказочная атмосфера.
На фабрике «Бирюсинка» в преддверии праздников царит особая, почти сказочная атмосфера. В цехе, где стеклянные украшения обретают цвет и душу, в свете ярких ламп сидит стройная темноволосая женщина в очках. Её руки с тончайшей кистью замирают лишь на мгновение, а затем уверенным движением наносят на идеально гладкий шар первую линию будущего рисунка. Это Татьяна Пришедько — художница, превращающая обычное стекло в настоящее окно в зимнюю сказку. Мы поговорили с ней о магии ручного труда, диалоге художника с хрупкой сферой и о том, почему в век цифровых технологий люди по-прежнему тянутся к теплу, созданному вручную.
Испытание шаром
Путь к профессии, требующей филигранной точности, терпения и почти медитативного сосредоточения, редко бывает прямым. Для Татьяны он начался в 2013 году с простого объявления о наборе художников. У неё за плечами уже были художественное образование и интересный опыт работы со стеклом — фьюзинг, пескоструй, создание интерьерных элементов. Казалось бы, после больших объектов роспись ёлочных игрушек должна была стать простой задачей. Но всё оказалось не так.
Ей выдали несколько пустых шаров и предложили выполнить задание дома — своеобразный экзамен.
— Несмотря на художественное образование и опыт, мне было непривычно работать на сфере. Очень тяжело, совсем другое ощущение, — вспоминает Татьяна. — Но я принесла работу, и меня решили попробовать.
Первые месяцы были временем борьбы — с материалом, с пространством, с собственными руками, которые не хотели выводить изображение на гладкой округлой поверхности.
— Сначала домики получались кривые, — улыбается женщина. — Но со временем появилось то самое «чувство шара»: понимание кривизны, отражений света, поведения краски. Руки привыкли работать на весу, а глаз научился видеть рисунок в объёме.
Так шаг за шагом случайная попытка превращалась в настоящее призвание.
Между рутиной и любовью
Любая серьёзная работа проходит проверку на прочность. Для Татьяны первые годы стали не только временем профессионального роста, но и периодом усталости и сомнений. Восьмичасовой рабочий день, постоянный ритм: взяла шар — расписала — сдала. Уставали глаза, ныли пальцы, затекала спина.
— Иногда я думала: «Зачем мне всё это? Я устала», — рассказывает художница. — А потом ушла в отпуск и вдруг поняла, что скучаю — по стеклу, по росписи.
Это стало переломным моментом. Она ощутила, что между ней и материалом возникла особая связь. Стекло холодное, твёрдое, но послушное в уверенных руках — и почти вечное.
По-настоящему она полюбила работу, когда ей дали больше свободы. От росписи по готовым эскизам Татьяна перешла к созданию собственных. В ней увидели настоящего художника и стали поручать сложные, нестандартные задачи. Например, разработку образцов на будущий год.
— Каждый год техника совершенствуется, — говорит мастерица. — Сейчас я делаю максимально сложные работы, которые раньше просто не смогла бы. Рост произошёл благодаря опыту.
Со стороны потоковая работа может выглядеть как бесконечное копирование одинаковых сюжетов. Но Татьяна с этим не согласна.
— У каждого шарика свой характер. Некоторые получаются настолько удачными, что даже жалко отдавать — хочется оставить на образец, — улыбается наша героиня. — Кажется, что все одинаковые, но ведь невозможно повторить всё до веточки.
Даже работая над серией, она проживает сюжет заново. Поэтому покупатель, приобретая, казалось бы, серийную игрушку, получает уникальную вещь: труд, время и частичку души мастера.
Рождение сказки
Откуда приходят сюжеты? Из жизни. Прогулки в лесу, животные, игра света на снегу, случайно увиденная фотография — всё находит место во внутренней копилке художницы. Особенно заметна её любовь к животным. Лошади, белки, воробьи — не просто точные изображения, а живые, с характером и внутренним светом. И взгляд рыси на её шаре — пронзительный, дикий и в то же время глубокий.
Но вдохновение не всегда приходит сразу. Особенно сложно, когда нужно создать новый образец.
— Бывает, садишься в первый день и думаешь: «Ни одной мысли, полный ноль». Белый шар — как белый лист, — признается Татьяна. — Но стоит начать — и постепенно всё складывается. Иногда сама удивляюсь, откуда это берётся? Настоящее волшебство.
Рабочий день — это баланс между поиском новых идей и спокойной, почти медитативной работой над серией. Новые образцы требуют тишины и концентрации. Серия позволяет включить аудиокнигу или музыку. Руки заняты, мысли отдыхают.
Сложные сюжеты — например, её фирменные рыси или лошади — занимают время: 5–7 шаров в день. Но график гибкий: срочные заказы, новые эскизы, образцы.
О терпении, энергии и сапогах сапожника
На вопрос о главных профессиональных качествах Татьяна отвечает сразу: терпение и усидчивость. Этому её научили и рисование, и прежнее хобби — вязание.
— Стоит месяц не порисовать — и руки уже отвыкают. Садишься — и снова всё настраиваешь.
Профессия востребована, несмотря на обилие дешёвых пластиковых игрушек. Люди тянутся к настоящему.
— Напечатанная картинка совсем другая, а от этих шаров идёт энергетика, — объясняет художница. — Человек не доверил работу машине, поэтому и возникает отклик. Творчество всегда настоящее — оно даёт радость и удивление.
Дома у неё стоит простая ёлка, украшенная формовыми шарами. «Сапожник без сапог», — смеётся она.
Её дочь — главный ценитель и хранитель маминых работ. Был момент, когда кошки уронили ёлку, и несколько уникальных шаров разбились.
— Я всё равно планирую выделить время и всё восстановить, — говорит Татьяна.
Что греет душу
После сосредоточенной, монотонной работы нужен качественный отдых. Для Татьяны это природа и животные. Дома её ждут четыре кошки — лучший антистресс.
Но главное — поездки к дочери, которая работает на конюшне. Сибирская природа, лесной воздух и, конечно, лошади — любовь с детства, которую она переносит на свои рисунки. Здесь она заряжается ощущением жизни, которое потом переселяется на новогодние шары, чтобы дарить радость незнакомым людям.
В преддверии Нового года фабрика работает на пределе: экскурсии, срочные заказы, суета. Декабрь для Татьяны — самый напряжённый месяц. Сам праздник она встречает с лёгкой усталостью и чувством выполненного долга. Её любимое время года — лето, но и зимняя сказка, которую она помогает создавать, ей по-своему дорога…
Каждый вручную расписанный шар — не просто украшение. Это пожелание добра, любви и тепла. Маленькая хрупкая вселенная, в которой живёт гармония человека, природы и праздника. И пока в её умелых руках рождаются эти стеклянные миры, новогодняя сказка продолжает жить — в домах, в сердцах, в ожидании чуда.
Пожелание
— Я бы пожелала землякам-красноярцам верить в добро, которое несут мои шары, — говорит Татьяна Пришедько. — Чтобы была любовь к жизни, к миру, к животным. Мы все вместе на этой планете. Пусть люди радуют друг друга чаще, говорят меньше обидных слов. Больше теплоты в общении.
Нюанс
Прежде чем попасть на ёлку, все новогодние игрушки, созданные на «Бирюсинке», проходят через руки как минимум четырёх мастеров. Сначала неказистому куску стекла придают необходимую форму, нагревая его при помощи керосиновой горелки. Затем изделие относят на второй этаж, где его окрашивают при помощи окунания в ванную с краской или распыления. И только потом игрушка оказывается у художников, которые тонкой кистью создают творение искусства, по-своему неповторимое. На финальном этапе почти готовому изделию придают окончательную форму. Затем игрушку упаковывают и отправляют в магазины города.
Давайте верить в добро, которое несут новогодние шары! А ещё любить этот мир и всех его обитателей, ведь мы вместе живём на этой планете. Пусть люди радуют друг друга чаще, говорят меньше обидных и больше тёплых слов.

















