Новости Красноярска

«Красные флаги» на маркетплейсах

«Городские новости» совместно с министерством финансов Красноярского края представляют проект «Грамота финансов».

«Красные флаги» на маркетплейсах
Иллюстрация: Дмитрий Попугин

Декабрь — традиционное время покупок. В канун праздника многие стараются внести новогоднюю изюминку в интерьер, купить обновку на корпоратив и, конечно же, приобрести подарки родным и близким. При этом всё больше россиян отдают предпочтение шопингу в интернете.

Это, безусловно, удобно — выбирать всё необходимое, не вставая с дивана. Однако шопинг на маркетплейсе таит в себе немало опасностей. Ведь можно увлечься и выйти за все разумные рамки личного бюджета.

Как же ограничить траты в период декабрьского ажиотажа? Доцент кафедры банковского дела и монетарного регулирования Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Светлана Мусиенко на портале «Мои финансы» предлагает расставить своего рода «красные флаги», которые помогут избежать ловушек на маркетплейсах.

Первая ловушка — фраза: «Вместе с этим покупают»

«Алгоритмы продвижения всегда предложат товары-комплименты к выбранному, — подчёркивает эксперт. — Да, иногда это может быть полезно. Например, я искала деловой костюм, а пиджак и юбка/брюки сейчас часто продаются как отдельные товары. В этом случае алгоритм помогает не искать самостоятельно вторую вещь для комплекта. В других же случаях — это провокация на незапланированную покупку».

Вторая ловушка — существенная скидка

«Уже много раз сказано и доказано, что «распродажи» в основном — это маркетинговый ход, и эта вазочка никогда не стоила четыре тысячи рублей, а всегда была и будет стоить 800 рублей, — продолжает Светлана Мусиенко. — Такое представление цены «на распродаже» создаёт ощущение приобретения дорогой (а значит, ценной) вещи, да ещё и на выгодных условиях».

Третья ловушка — низкая цена

«Если товар в принципе стоит не очень дорого, его гораздо легче положить в корзину. Сколько раз я говорила себе фразу: «Ой, всего 400 рублей, можно взять». А потом 400 рублей — то, 500 рублей — это, и ещё наклейки за 150. В итоге сумма к оплате уже превышает несколько тысяч».

Четвёртая ловушка — фразы «Вам может быть интересно» / «Подобрали для вас»

«Всё те же алгоритмы постоянно оценивают истории ваших покупок и на основании этого предлагают «подходящий» вам ассортимент, вновь мотивируя на покупку. При этом они как бы показывают вовлечённость и осведомлённость о ваших вкусах и предпочтениях, что не всегда соответствует действительности».

По словам эксперта, чтобы не потратить перед праздником лишнего на маркетплейсах, желательно заранее составить детализированный список подарков, где указано, кому и что нужно купить. Также не стоит отвлекаться на рекламу и приобретать вещи в рассрочку: подобные сервисы часто не являются такими бесплатными, как заявлено.

Добавим, что в Красноярском крае сейчас идёт седьмой этап Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы». Он посвящён теме рационального потребления и поможет своим участникам преодолеть тягу к импульсивным покупкам. О том, как присоединиться к этой эстафете мы писали в одном из выпусков нашего проекта.

Совет

Для покупок на маркетплейсах заведите себе отдельную карту, на которой будет лежать ровно столько средств, сколько вы планируете потратить во время шопинга. Так вы убережёте себя от лишних трат и снизите риск стать жертвой мошенников.