Метростроители приступили к сооружению сложной демонтажной камеры на будущей станции Копылова в Красноярске
В ней будут разбирать три тоннелепроходческих комплекса, а потом сооружение станет частью станции.

В Красноярске метростроители взялись за один из самых сложных объектов – сооружение круглой демонтажной камеры на будущей станции Копылова. Обычно они имеют квадратную или четырёхугольную форму. Но здесь пространство ограничено: рядом находятся мост и жилмассив, и техника не может там работать. В итоге решили делать круглый котлован: он компактнее и для него можно отказаться от ряда поддерживающих конструкций.
– Форма обусловлена габаритами двух тоннелей. На такой глубине строить прямоугольный котлован очень проблематично: распорные крепления, которые удерживают стенки котлована, предотвращая его обвал, будут очень массивные. Поэтому было принято решение сделать камеру круглой, без распорного крепления, без труб – она будет полностью открытой, и оттуда можно будет легко вытащить три щита, - пояснил Николай Попов, главный инженер проекта компании «Моспроект-3».
На будущую станцию Копылова придут тоннелепроходческие комплексы «Евгения» (от станции Высотной), «Анастасия» и «Валентина» (от железнодорожного вокзала).
Сейчас на строительной площадке полным ходом идёт сооружение свай – будущих стенок круглого котлована. Конструкция обещает быть внушительной: диаметр составит 32 метра, глубина – 48,7 метра. Состоять такая «стена» будет из 132 свай. Каждая свая «цепляется» за другую, как звено цепи (строители называют такие конструкции «буросекущими сваями»). Одна свая «пустая» - внутри только бетон, в соседней – бетон и металлический каркас. Когда круг будет готов, из него вынут грунт и получится котлован.
Строители уже установили более половины всех свай. На строительной площадке работают буровые машины, лежат трубы разного диаметра, а рабочие монтируют каркасы из металла. Одновременно идёт монтаж нескольких свай: где-то только бурят скважину, где-то в неё опускают арматуру или специальные трубы, а где-то уже заливают пространство бетоном, поясняет прораб Павел Егоров.
– Мы опускаем каркас на 59 метров. После этого берём трубы диаметром 245 мм, специальными соединительными фланцами соединяем их, доводим до забоя (дна скважины – ред.), ставим приёмную воронку и льём в неё бетон, - рассказывает детали технологического процесса Павел Егоров.
Бетон заливают в середину конструкции. Однако мало просто наполнить им скважину, нужно, чтобы он ещё и поднялся наверх, обтекая спрятанную в скважине трубу и вытесняя землю. На каждую сваю нужно 70 кубометров бетона.
Впрочем, материал даром не пропадёт: когда тоннели будут готовы, камера станет частью станции.
Напомним, первую ветку метро с пятью станциями планируют запустить в конце 2026 года.– Котлован будет являться торцом остановочного пункта «Копылова», тут будет аварийный выход, - разъясняет Николай Попов, главный инженер проекта компании «Моспроект-3».