«Мои труды доходят до людей»: писатель Григорий Киселёв — об Алсибе и памяти героев
«Городским новостям» Григорий Киселёв рассказал, что сподвигло его на создание произведения, как в России сохраняют память об Алсибе и почему тема долгое время была засекречена.
Красноярск свято чтит историю воздушной трассы Аляска — Сибирь. Памяти о ней посвящают в краевом центре разные мероприятия. Одно из них — фестиваль «Дни героев Красноярской воздушной трассы». Он прошёл в ноябре. В программу вошёл спектакль «Миссия особого назначения», на котором побывал московский писатель Григорий Киселёв.
Присутствие почётного гостя из столицы не случайно. Григорий Сергеевич уже давно занимается изучением темы Алсиба и даже написал книгу «Пионеры воздушных конвоев» о лётчиках, которые перегоняли самолёты из Америки в СССР. По её мотивам и поставлен спектакль театром «Артефакт».
«Городским новостям» Григорий Киселёв рассказал, что сподвигло его на создание произведения, как в России сохраняют память об Алсибе и почему тема долгое время была засекречена.
Высочайший уровень
— Перед интервью вы посетили выставку в музее «Мемориал Победы», посвящённую Алсибу. Каковы впечатления?
— Я очень рад, что здесь, на красноярской земле, так трепетно относятся к памяти лётчиков-героев. Проделана колоссальная работа. В одном месте можно узнать историю всех аэродромов, которые были частью Алсиба. Высочайший уровень! Я очень благодарен директору «Мемориала Победы» Татьяне Ивлевой за организацию выставки. Молодец! В этот приезд я узнал для себя много нового.
Сам факт того, что тема Красноярской воздушной трассы спустя 80 лет становится публичной, меня сильно радует.
— В других городах, через которые проходил Алсиб, такое же трепетное отношение?
— Красноярск по уровню интереса и вовлечения стоит на первом месте. Затем идёт Якутск, где в годы войны находился штаб дивизии. В своё время там работал очень известный историк Иван Негенбля — он поднял много материалов о воздушной трассе и её героях. Ещё бы отметил Киренск, где есть заинтересованные ребята.
Но больше всего радует, что тему Алсиба не забывают на Аляске. Мы общались с Фэрбенксом по телемосту в рамках фестиваля — там до сих пор есть исследователи, которые собирают информацию о трассе.
Русского человека невозможно победить
— Тема Алсиба сейчас поднимается всё чаще и чаще, но для обывателя она всё равно малоизвестна. Почему так?
— В советские годы она была засекречена. Когда началась холодная война, власти СССР и США сделали всё, чтобы об Алсибе не говорили. Даже герои трассы старались молчать. Хотя я общался и с Александром Сорокиным, и с Петром Гамовым, но они мало что рассказывали. (Сорокин и Гамов — лётчики, которые перегоняли самолёты по Алсибу; они стали героями книги «Пионеры воздушных конвоев». — Прим. авт.).
Гриф секретности был снят только в девяностые годы. Я тогда уволился из армии и стал заниматься исторической работой. Поднял много документов, опросил очевидцев. Все данные легли в основу моей книги. Относительно недавно по теме Алсиба стали организовывать выставки и ставить спектакли. В Красноярске, например, есть очень хорошая постановка от театра «Артефакт».
Но всё равно уровень осведомлённости, к сожалению, мал. Здесь в том числе повлияла политическая обстановка. Если в США открыто заявляют, что Вторую мировую войну выиграли американцы, то о чём серьёзном тут можно говорить?
— Насколько, кстати, их помощь была полезной?
— Давайте откровенно: мы бы разгромили фашистов и без американцев. Да, на это потребовалось бы больше времени. Ни в коем случае не умаляю значение той помощи, которую нам оказали США. Но русского человека невозможно победить. Это аксиома, проверенная веками. Те, кто её забывают, потом горько жалеют.
Только русские
— Один из способов популяризации какой-то темы — кинематограф. Есть ли фильмы, посвящённые Алсибу?
— В основном документальные. Но была одна художественная лента, после которой я решил написать свою книгу. Смотрели фильм «Перегон»?
— Нет, но слышал про него.
— Ужаснейший фильм! Режиссёр Рогожкин извратил в нём все факты. Аэродром показан на фоне огромной лужи, вокруг пьяницы шастают, а всем этим руководит списанный из пехоты капитан. Где это видано, чтобы пехотинцы лётчиками командовали? И почему лужа у аэродрома? В авиации есть строгий закон: без порядка на земле не будет порядка в небе!
А ещё меня резануло в «Перегоне», что американские лётчики якобы летают на Дальний Восток. Хотя Сталин в разговоре с Рузвельтом чётко дал знать: только русские будут получать самолёты и перегонять их по территории СССР. Ещё тогда Иосиф Виссарионович понимал, что американцев к себе пускать нельзя. Только вот Рогожкин в своём фильме всё переврал. У него там чуть ли не целый американский полк на Чукотку летал!
— Насколько помню, «Перегон» считается чуть ли не самым провальным фильмом в истории российского кино.
— Полностью согласен. Безобразный фильм! Не понимаю людей, которым он мог понравиться.
— А документальные фильмы такие же?
— Кстати, нет. Есть достойные работы. Например, «Секретная трасса», которую наши федеральные телеканалы показывали. Там все места показаны очень подробно. Я для себя узнал много фактов, которые потом использовал при создании книги.
— Не было ли мыслей экранизировать «Пионеров»?
— Были. Я как-то набросал сценарий короткого сериала из пяти частей. Отправлял его на разные киностудии — нигде ответа не получил. Почему-то никого не заинтересовало. Вот и лежит этот сценарий у меня, что называется, в столе.
С другой стороны, снять качественный фильм — дорогое удовольствие. Поэтому пока обходимся выставками и спектаклями. В конце концов, это тоже хороший способ популяризации.
Популяризация как бальзам на душу
— Есть ли в планах написание других книг по теме Алсиба?
— Не думал об этом. На мой взгляд, в «Пионерах воздушных конвоев» всё расписано достаточно подробно. Да и потом, такие книги лучше писать по запросу, а его пока нет. Создавать что-то в стол не хочется. Вы, как пишущий человек, наверняка меня понимаете.
— Да, конечно.
— Для меня сейчас самое главное — то, что тема Алсиба не забывается. Мои труды доходят до людей, и я это очень ценю. Отдельно, конечно же, похвалю Красноярск. Я бросил все дела в Москве и прилетел сюда, чтобы посмотреть выставку и спектакль. Ни капли не пожалел!
— Спектакль по вашей книге шесть лет назад ставился на небольшой сцене Дома офицеров. Сейчас его показывают в более вместительном зале филармонии. Не хотели бы ещё расширения площадки?
— А почему бы и нет? Если зал будет заполняться зрителями, которым интересны героические страницы истории нашей страны, то я только поддержку инициативу. Довести до людей всё, что связано с Алсибом, — это же как бальзам на душу!
ДОСЬЕ
Григорий Киселёв
Дата рождения: 1 января 1947 года (???)
Образование: Ачинское военное авиационно-техническое училище, Военно-политическая академия имени Ленина.
Учёная степень: кандидат технических наук.
Карьера: служил в советской армии с 1964 по 1992 год, прошёл путь от авиационного техника до начальника управления центрального аппарата вооружённых сил.
Член Союза писателей России.















