Новости Красноярска

Натюрморты с философией: красноярске отреставрировали картины купца Петра Гадалова

Натюрморты с философией: красноярске отреставрировали картины купца Петра Гадалова
Фото: Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова

Оказывается, красноярский купец Пётр Гадалов (1867–1918) умел отлично не только торговать, но и рисовать. Два натюрморта предпринимателя, который жил в нашем городе в конце ХIХ — начале ХХ века, сейчас можно увидеть в коллекции художественного музея имени Василия Сурикова. “Городские новости” познакомились с живописными работами Петра Ивановича и узнали, какую роль играло искусство в жизни одного из богатейших сибирских торговцев.

 

Края потрёпаны, холст в кракелюре

 

Работы, которые сейчас экспонируются в Красноярске, были созданы в 1900 году. Эти даты указаны на самих полотнах, а исследователи биографии Петра Гадалова подтверждают их достоверность. В коллекцию музея натюрморты попали несколько десятилетий назад, но выставить картины на обозрение публики было невозможно — они находились не в самом лучшем состоянии и требовали реставрации. В музее говорят, что на холстах наблюдались деформации, изломы, прорывы нитей основы и кракелюр — трещинки. Красочный слой местами был утрачен, края потрепаны, а вся поверхность загрязнена. В общем, множественные повреждения нарушали художественную целостность натюрмортов.

Чтобы восстановить полотна, был утверждён комплекс мероприятий, на выполнение которых у художников-реставраторов Дмитрия Ильина и Михаила Куликова ушёл не один год. Они привели в порядок красочные слои, устранили деформации и поставили натюрморты в рамки. Лишь после этого коллеги реставраторов определили картины на постоянное место в одном из залов музея.

— Мы с нетерпением ждали, когда реставраторы закончат работы, — говорит Елена Болонкина, сотрудница художественного музея, заведующая отделом русского искусства XVIII — начала XX века. — Натюрморты Петра Ивановича должны были ещё несколько лет назад занять место в нашей постоянной экспозиции, которая рассказывает о семье Гадаловых. В ней, кроме этих двух картин, представлены фотопортреты Петра Ивановича и его супруги Веры Николаевны, других членов семьи, исторические фотографии особняка.

 лиц до реставрации.jpg

И “Озеро горных духов”

 

Почему художественный музей посвятил истории семьи Гадаловых отдельную выставку? Дело в том, что учреждение уже почти 40 лет занимает особняк, который Пётр Иванович построил в 1904 году для жены. Это просторное и светлое здание, спроектированное одним из самых ярких сибирских архитекторов рубежа ХIХ–ХХ веков Владимиром Соколовским. Здесь Гадаловы вели светские приёмы, встречали знаменитых личностей, которые посещали Красноярск. На фасаде особняка даже есть табличка, что в здании бывал Фритьоф Нансен — полярный исследователь, учёный, путешественник.

— Пётр Гадалов был влиятельным и богатейшим человеком, — продолжает Елена Владимировна. — Он получал миллионные прибыли, торговал самыми разными товарами. Но для нас важнее его отношение к искусству, которым Пётр Иванович увлекался с юности. Уже в зрелом возрасте он был одним из попечителей красноярской рисовальной школы (ныне детская художественная школа имени Василия Сурикова), поддерживал начинающих художников — помогал им организовывать выставки, покупал их работы и составлял собственную живописную коллекцию, которую разместил в особняке. Неслучайно в экспозиции о семье Гадаловых также включена картина “Озеро горных духов”. Это пейзаж алтайского живописца Григория Гуркина, ученика Ивана Шишкина, которую Пётр Иванович приобрёл в свою коллекцию и украсил ею особняк, где сейчас располагается музей.

И конечно, купец был знаком с Василием Суриковым и его творчеством.

— Возможно, Пётр Иванович встречался с Василием Ивановичем в 1914 году, когда живописец в последний раз приезжал в Красноярск, — предполагает Елена Владимировна. — А когда в 1916 году Суриков умер, Гадалов вошёл в состав комиссии, которая должна была увековечить память о живописце в Красноярске, передал на эти цели 500 рублей — крупную по тем временам сумму. На эти деньги предполагалось сделать для нашего города репродукции с полотен Василия Ивановича.

Были у комиссии и другие планы, но большинство из них осуществить не удалось.

 

Взгляд с точки зрения прогресса

 

В музее отмечают, что рубеж ХIХ–ХХ веков — это переломный период в российской истории. Чтобы поспевать за лихо меняющимся миром, людям нужно было самим меняться — учиться, развиваться, жить с оглядкой на передовой опыт других государств. Пётр Гадалов это отлично понимал и старался соответствовать веяниям времени. Он много путешествовал по европейским странам, смотрел, как там устроена торговля, а заодно узнавал и о новых веяниях в искусстве.

— Нельзя не отметить, что Пётр Иванович был очень образованным, разносторонне развитым человеком, — поделилась Елена Владимировна. — Он старался, чтобы его торговая деятельность соответствовала европейскому уровню, и одновременно пытался расширить свой кругозор, понять, что происходит в мире. Гадалов осознавал: нужно поднимать культурный и образовательный уровень земляков, и многое сделал в этом направлении.

В какой момент Пётр Иванович сам взял в руки кисти и краски, сложно сказать. Письменных свидетельств этого пока не найдено. Также неизвестно, был ли у представителя знаменитой сибирской купеческой фамилии учитель живописи. Понятно лишь, что натюрморты Петра Ивановича любительские, не профессиональные.

— Если учитывать, что художественного образования у него не было, работы смотрятся весьма интересно и свежо для 1900 года, — говорит сотрудница музея. — Эти натюрморты, с одной стороны, символизируют полноту жизни, а с другой — неизбежность смерти. Здесь есть над чем задуматься.

Сюжеты картин выдают в авторе человека с философскими взглядами. Особенно интересен тот, на котором изображён человеческий череп — в живописной традиции символ тщетности бытия. Рядом с ним находятся цилиндр, белые перчатки, бутылка с игристым вином, бокал — атрибуты богатства и светской суеты, но смертью они отодвинуты на задний план. Кстати, все предметы, за исключением, пожалуй, черепов, можно было приобрести в магазине Петра Ивановича. Он торговал таким ассортиментом товаров, которые только можно вообразить, — от продуктов и напитков, в том числе алкогольных, до дамской, мужской и детской одежды, швейных машинок и мебели.

Интересно, что картины Гадалова относятся к жанру аллегорического натюрморта, где каждая деталь имеет значение. Подобные картины ещё в ХVI веке висели в домах богатых голландских торговцев. А в Красноярске на рубеже ХIХ–ХХ веков состоятельный купец, ценитель искусства и меценат сам изобразил этот сюжет, содержащий глубокую философскую подоплёку.

 

В тему

 

К 400-летию Красноярска на территории, где сейчас находится художественный музей имени Василия Сурикова (Парижской Коммуны, 20), планируют организовать новое культурное пространство для семейного досуга — музейный квартал. Для этого власти региона намерены отреставрировать историческое здание, расположенное по соседству, на Парижской Коммуны, 22. К 2028 году, по задумке авторов идеи, здесь организуют выставочные площади, пространство для проведения культурных мероприятий, творческие мастерские художников, современную библиотеку.