Нежность на холсте: знакомимся с картинами дочери Бориса Ряузова
Тематическая выставка работает в Красноярске.
Это не просто экспозиция. Это визуальный диалог трёх замечательных красноярских живописцев: отца, матери и дочери. Обращение к творческому наследию этой династии — добрая традиция Музея художника Бориса Ряузова.
Сейчас здесь проходит выставка «Нежные сюжеты» (6+). Большинство работ — произведения младшей представительницы семьи живописцев, Надежды. Но, по большому счёту, это можно назвать некой перекличкой талантливых авторов в ключе «Посвящение родителям». Потому что Надежда Борисовна впервые представляет не просто свои картины, а историю, обращённую к семейной памяти.
Выставка «Нежные сюжеты» выстраивает визуальный диалог художественных высказываний Надежды Ряузовой с полотнами Нины Васильевны и Бориса Яковлевича: здесь суровая мощь сибирской природы подчёркивает лирическую тональность «женской партии».
О творчестве Надежды Ряузовой очень тонко написала искусствовед Марина Москалюк:
— Её отец — народный художник, академик, непревзойдённый мастер масштабного философского пейзажа, мама — тонкий лиричный живописец. Жизнь в искусстве с детства казалась чем-то само собой разумеющимся, понятным. Закончив Красноярское художественное училище имени В. И. Сурикова, на протяжении многих лет Надежда создавала профессиональные реалистичные композиции. Творческая работа с детьми в школе искусств, а затем в авторской студии стала для неё необходимой составляющей жизненного пути. Но стремление сказать что-то своё, собственное, постоянно жило в художнице, развивалась тяга к необычным декоративным сочетаниям, к неторопливому женскому рукоделию. Кружева и цветочки — такой понятный, спокойный и добрый женский мир…
У Надежды Ряузовой — удивительные броши и интересные скульптурки из стекла, которые выглядят не как украшения, а, скорее, как миниатюрные картины, которые с первого взгляда вызывают улыбку. «Взгляд изнутри», «Такие разные сердца», «Душа цветка», «Ангелы-хранители»…
А ещё есть уникальные авторские куклы. И главное, что во всём — гармония.
Интересный момент подмечают искусствоведы, говоря о творческой манере Надежды Ряузовой. Холсты у неё кажутся не нарисованными, а… вышитыми. Только не нитями, а точными мазками. Каждая линия, каждое цветовое пятно на своём месте.
Наверное, многое в смысле колористики Надежде передалось от родителей. Как писала искусствовед Марина Москалюк о Борисе Ряузове, «…он видел цветом, чувствовал цветом и умел это передать». А букеты его супруги Нины Васильевны — яркие, сочные.
У Надежды — свой, особый почерк. Композиции вроде и динамичные, но какие-то уравновешенные. И звучные в то же время, если так можно говорить о картинах. Одновременно и улыбаешься, и задумываешься.
«Свидание», «Начало всего», «Время для двоих», «Друзья и любовь», «Магия. Фруктовый сад»… Зрители, к слову, надолго останавливаются у работы Надежды Ряузовой «Нежный сюжет», которая, собственно, и дала название выставке. Здесь волосы девушки непостижимым образом превращаются… в цветущие маки.
В ноябре 2025 года исполняется 30 лет с даты учреждения музея. Создавался он непросто. Бориса Яковлевича не стало в августе 1994 года. Вскоре на правлении Красноярского союза художников была создана комиссия по его творческому наследию. Был составлен полный список работ, оставшихся в мастерской: картины, этюды, рисунки (в том числе и военные). Поскольку работ было очень много, поступило предложение создать в Красноярске музей талантливого живописца, первого за Уралом советского академика. Инициативу поддержали на самых разных уровнях. В 1995-м вышло соответствующее постановление. В городском управлении культуры предложили назначить директором нового музея вдову художника. Работа началась с нуля.
— Помещения под музей ещё не было, стали подыскивать подходящее, — вспоминала Нина Васильевна. — Нам был предложен сначала двухэтажный флигель на улице Марковского, во дворе знаменитого дома Чернышёва. Мы пошли посмотреть. Это был очень маленький домик, в котором большую часть пространства занимала лестница на второй этаж, очень крутая. Мест для размещения картин вообще не было — окна, проёмы, узенькие стены. В общем, для музея художника здание неподходящее. Мы от него отказались. Вскоре предложили помещение в центре города, на улице Ленина, 127. Нам понравилось, тем более был отдельный вход с широкой лестницей.
Все трудности были ещё впереди. Непонимание соседей (говорят, даже судиться пришлось), отсутствие денег. И музей десять лет не открывался. Он существовал и в то же время нет. Но потом, благодаря Надежде Кольбе, заместителю губернатора по социальной сфере, и мэру Красноярска Петру Пимашкову ремонт помещения ускорили, и в 2005 году музей наконец-то открылся. Нина Ряузова смогла сберечь работы мужа. Причём сохранила не только полотна, а даже этюды и рисунки, которые стали основой для масштабных картин автора. К сожалению, она уже ушла из жизни. Теперь хранительница работ талантливых родителей — Надежда Ряузова.
Выставка «Нежные сюжеты» работает до 30 ноября.
Музей художника Бориса Ряузова (ул. Ленина, 127 / Ряузовский переулок) открыт со среды по воскресенье с 11:00 до 19:00. Запись на экскурсии по телефону 211-26-20.
От автора
Светлана Филиппова, корреспондент отдела социальных проблем:
— С творчеством Бориса Яковлевича и Нины Васильевны Ряузовых я была знакома давно, ещё с начала 90-х годов прошлого теперь уже века. А вот с работами их дочери познакомилась, когда попала на масштабную молодёжную выставку, которая проходила в красноярском Доме художника летом 1999-го. Картины Надежды Ряузовой сразу привлекли внимание, настолько они выделялись среди других. Наверное, каким-то особым стилистическим языком. Хотя справедливости ради отмечу, что на той выставке открыла для себя очень много талантливейших авторов, которые сегодня уже известны не только в нашем регионе и в стране, но и в мире.
Только спустя время поняла, чем меня зацепили работы Надежды. В них отсутствует зло! От слова «совсем»! Только радость, ожидание чуда, восхищение жизнью, сказка…
С того времени слежу за творчеством этой художницы.















