Новости Красноярска

Почему в России переснимают советские мультфильмы?

Елена Задорина разбиралась в любви к ремейкам.

Почему в России переснимают советские мультфильмы?
Скриншот фильма «Чебурашка 2»

Бременские музыканты, Чебурашка, домовёнок Кузя — для тех, кто вырос в 1990-е и раньше, не надо пояснять, что это за персонажи. Наверняка в голове тут же возникли песни или крылатые выражения из легендарных советских мультфильмов. Сейчас на больших экранах «выстреливают» старые сюжеты на новый лад в виде художественных лент. С чем связана такая мода?

Тренд на воспоминания

Мы решили спросить о новой тенденции красноярского режиссёра, продюсера и автора проекта «Провинциальный киношник» Антона Киселёва. Тот назвал несколько причин, почему стало так востребовано детское кино и фильмы с долей «ностальгии».

 — Технически кино в нашей стране вышло на новый уровень: делаем не просто мультфильмы, а полноценные живые картины с качественной графикой и спецэффектами, — пояснил красноярец. — Это важно, потому что теперь наши проекты соответствуют мировым стандартам и могут конкурировать с зарубежными аналогами. 

Также режиссёр отметил такой немаловажный факт, как выгода: «Аудитория большая, с сильными эмоциями к героям родом из детства, маркетинг проще, и эффект от него выше. Люди хотят видеть на экране своих любимых персонажей, которые связаны с тёплыми воспоминаниями».

Антон Киселёв добавил и интерес со стороны крупных студий: «Компании чувствуют тренд и идут за спросом, нередко ориентируясь на модель Диснея — делать ремейки и расширения успешных историй и франшиз. Это бизнес-логика — проверенные истории легче продать, особенно в сложные времена».

Как не застрять в прошлом? 

На вопрос, нужно ли снимать ленты именно по старым мультфильмам, Антон рассказал о минусах и плюсах.

 — С одной стороны, это сохранение памяти, знакомых образов и ценностей для новых поколений; возможность обновить визуал и историю с учётом современных технологий и мировоззрений, — рассудил режиссёр. — С другой стороны: возможны застревание в прошлом и творческая стагнация, когда экраны наполняются одними и теми же персонажами, почерпнутыми из запасников прошлых десятилетий. Это может ограничивать развитие и эксперимент.

В качестве примера хорошего ремейка Антон Киселёв привёл фильм «Чебурашка» (2023), который прогремел в России, собрав в кинотеатрах рекордные семь миллиардов рублей.

 — Картина не просто повторила старое, а дала новую жизнь персонажам: обновлённая история, диалоги, атмосфера, — отметил красноярец. — Взрослому зрителю это позволило вспомнить детство, а детям узнать любимых героев заново. Это не просто ремейк, а творческая адаптация, которая бережно относится к первоисточнику, добавляя свежесть и актуальность.

Антон Киселёв подчеркнул — главное не превращать экранизации в банальный ремейк: «Нужно вкладывать душу, искать новые смыслы и актуализацию, уважать зрителя и не бояться экспериментов. Приветствовать смешение жанров, нестандартные ракурсы и неожиданные повороты сюжета. Только так фильмы перестанут быть данью памяти и станут настоящими культурными событиями. И конечно, снимать по мотивам старого — это нормально. Весь Голливуд так делает, потому что проверенный персонаж с хорошими историями гарантирует интерес и стабильность. Главное — не превращать это в простое тиражирование».

Но в итоге, по словам Антона Киселёва, создают тренды сами зрители.

 — Глобально снимается огромное количество фильмов разных жанров и форматов, среди которых каждый может найти для себя подходящий по вкусу, — добавил режиссёр. — У каких-то лент просто меньше маркетинга, и придётся их поискать. Это естественный баланс киноиндустрии. Так что нам остаётся только наслаждаться разнообразием и поддерживать те проекты, которые идут от сердца и дарят новый взгляд на хорошо знакомые истории.

На вкус и цвет 

Что же сами зрители? Мы решили спросить красноярцев, нравятся ли им сказочные ремейки и стоит ли их снимать.

Анна Прокофьева поделилась, что с удовольствием с крестницей сходила в кинотеатр на «Бременских музыкантов»:

 — В целом мне понравилось, как один из вариантов альтернативной истории знакомого сюжета, — отметила женщина. — Но вот как «нарисовали» Кота, Петуха, Осла и Пса… Некрасиво! Это вызвало оторопь. Зато с удовольствием наблюдала за отношениями Атаманши-Ароновой и Короля-Бурунова. Племяшке Женьке, кстати, фильм понравился даже сильнее мультфильма — хронометраж дольше, больше экшена и динамики.

Стоматолог Василий Пенин отметил, что «По щучьему велению» стал его любимым с сыном фильмом: «Знакомые герои, но на новый лад. Очень органично, а главное — подчёркивает русскую самобытность и своих супергероев, даже если это Емеля на печи».

Елена Каширо сходила с дочерью на «Волшебника Изумрудного города».

 — Как же потешался мой муж, когда мы, вернувшись из культпохода, рассказали, что Гудвина не видели, потому что герои до города не дошли! — рассказала Елена. — Потом, может, доберутся, во второй части… Я хихикала, а восьмилетняя дочка в восторге от фильма — искренне переживала за героев, хоть и книжку Волкова уже читала.

Репертуар

Согласно исследованию, проведённому онлайн-кинотеатром «Кинопоиск», причин сказочного бума в отечественном кино несколько. Тренд на волшебные истории возник после выпуска офисом Disney в России трилогии «Последний богатырь». Первая часть цикла собрала в кинотеатрах 1,7 миллиарда при бюджете в 370 миллионов рублей. Сборы второй и третьей части превысили два миллиарда рублей. Продюсеры уловили запрос зрителя и стали двигаться в этом направлении. Абсолютным рекордсменом кассовых сборов в России стал фильм-сказка «Чебурашка».

Современные российские фильмы-сказки эксплуатируют ностальгию публики по репертуару своего детства. Именно к сказочному опыту просмотра советских мультфильмов или игровых картин апеллируют создатели новых версий «Летучего корабля», «Конька-горбунка», «По щучьему велению», «Бременских музыкантов» и других фолк-фэнтези-картин, выходящих в последние годы в России. «Сказки — то, что помнят все; то, что ассоциируется с детством, безопасностью, счастьем. Это объединяет людей. Плюс ко всему, сказки приводят в кинотеатры большую аудиторию из-за того, что это, как правило, семейный просмотр», — пояснил киновед Всеволод Коршунов для исследования онлайн-кинотеатра «Кинопоиск».

Нюанс

Настоящий расцвет киносказки пришёлся на советскую эпоху. В раннесоветский период сказки были запрещены как пережиток царского прошлого, но в 1930-х годах жанр официально вернулся в культуру. В это время произошла его окончательная институционализация: в 1936 году был создан «Союздетфильм» (позже — киностудия имени М. Горького), который специализировался на массовом производстве детского и, в частности, сказочного кино. Его классиками стали режиссёры Александр Роу и Александр Птушко.

Вплоть до распада СССР киносказка оставалась одной из самых любимых форм семейного досуга. В 1950–1980-е годы было выпущено в прокат более 15 фильмов этого жанра, например: «Илья Муромец» (1956, режиссёр Александр Птушко), «Марья-искусница» (1959, режиссёр Александр Роу), «Садко» (1962, режиссёр Александр Птушко), «Морозко» (1964, режиссёр Александр Роу), «Огонь, вода и… медные трубы» (1968, режиссёр Александр Роу), «Руслан и Людмила» (1972, режиссёр Александр Птушко), «Финист — Ясный сокол» (1975, режиссёр Геннадий Васильев) и другие.

Сейчас в кинотеатрах Красноярска можно увидеть сразу несколько новых сказок про уже знакомых героев: «Алиса в стране Чудес» (6+), «Горыныч» (6+), «Буратино» (6+) и «Чебурашка 2» (6+).