Новости Красноярска

Рельсы, ведущие в небо: Идею о монументе поддержал Герой Советского Союза

Красноярские железнодорожники внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

Рельсы, ведущие в небо: Идею о монументе поддержал Герой Советского Союза
Фото: Михаил Шуклин

Красноярские железнодорожники внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. С июля 1941 года ПВРЗ, кроме ремонта локомотивов и вагонов, стал выпускать бронепоезда, санитарные, танкоремонтные, банно-прачечные... Красноярская магистраль направила на прифронтовые дороги 56 паровозных бригад и 139 локомотивов — почти половину инвентарного парка. В память о подвиге работников дороги в городе установлены два мемориала.

 

ПОДВИГ ОТЦОВ И ДЕДОВ

 

Комплекс “Помните, люди, о тех, кто ценой своей жизни Родину спас” находится на территории пассажирского вагонного депо на станции Красноярск. Его открыли в 1972 году на средства железнодорожников в честь погибших сибиряков, которые работали здесь до войны. Особую роль в создании мемориала сыграли проводники пассажирских поездов. Они привозили землю из братских могил, где были похоронены павшие работники депо. Были изготовлены специальные капсулы, в которые упаковывалась эта земля, их доставляли в Красноярск. Состоялся торжественный митинг по поводу захоронения этих капсул в постамент, который находится рядом с мемориалом.

Комплекс представляет собой благоустроенный сквер и включает монумент, информационные стенды с выразительными плакатами.

На мемориале сразу были выбиты имена 53 погибших железнодорожников. Однако позже список увеличился до шестидесяти двух фамилий. Это результат работы, которые провели красноярские поисковики в 80-е годы прошлого века. Такая работа продолжается и сейчас. Люди выезжают на места боёв, изучают архивы, получают всё больше информации о том, как воевали и погибали наши земляки.

Монумент погибшим во время ВОВ напоминает о подвиге отцов и дедов. Он сохранился в непростые девяностые, берегут его и сейчас.

 

ГЛЫБА ИЗ ГРАНИТА

 

Ещё один мемориальный комплекс в память о не вернувшихся с фронта железнодорожниках установлен рядом с административным зданием локомотивного депо, в 150 метрах от вокзала. Инициатором создания памятника стал локомотивщик Валентин Калдин.

Открытию монумента предшествовала огромная работа, в которую с энтузиазмом включился весь коллектив локомотивного депо. Одним из первых идею поддержал Вениамин Вильский — машинист электропоезда, Герой Советского Союза, участвовавший в форсировании Днепра. Вместе с ним Валентин Калдин отыскал в районе Столбов большой камень красного гранита. Глыбу привезли в депо и установили на площади между ремонтными корпусами. На камне кислотой вытравили надпись: “На этом месте будет установлен монумент памяти деповчан, не вернувшихся с полей сражений”. И настолько это событие взволновало всех работников, что камень постоянно утопал в цветах. Весь коллектив — машинисты, служащие и инженеры — дружно откликнулся на предложение создать фонд сооружения памятника.

“Первый эскиз памятника сделал мой брат Альберт Шестаков — выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной, приехавший в Красноярск на преддипломную практику по приглашению Союза художников, — рассказывал нашей газете Валентин Калдин. — Он предложил рядом со стелой с именами погибших деповчан установить направленные в небо рельсы, символизирующие вклад железнодорожников в дело Великой Победы. В разработке проекта памятника активное участие принял машинист электровоза, самодеятельный художник Николай Худенёв. Пока шла подготовка, пополнялся список погибших в боях деповчан. Все, от кого зависело открытие монумента, трудились не считаясь со временем, во внеурочные часы”.

И вот этот день настал. Утром 9 мая 1975 года состоялся торжественный парад в честь 30-летия Победы, на котором памятник погибшим деповчанам был открыт. По площади у зажжённого огня прошла колонна железнодорожников — ветераны войны и труда с медалями на груди, машинисты, рабочие, служащие, родственники и сослуживцы тех, чьи имена были навечно отлиты в металле обелиска. А вечером во Дворце культуры железнодорожников состоялись праздничное собрание и “Голубой огонёк”.

Каждый год 9 Мая к подножию монумента возлагают цветы, зажигают памятный огонь и поминальные свечи, радуются празднику со слезами на глазах, в глубоком молчании, мысленно благодаря тех, кто геройски пал на полях сражений, и тех, кто увековечил их память.

Тому, чтобы появился этот мемориальный знак, поспособствовали многие люди. Один из них — машинист Тагир Нурмухамедов, его хорошо помнят ветераны труда депо. На передовую он прибыл после окончания училища и услышал, как кто-то назвал его фамилию. А оказалось, что это обращались к командиру подразделения — подполковнику Нурмухамедову. Это был его отец! Они вместе воевали, дошли до Берлина.

“В мирное время Тагир Михайлович трудился на Красноярской железной дороге в должности машиниста электровоза, — рассказывал “Городским новостям” Валентин Калдин. — Интересно, что во время “Голубого огонька” в честь открытия памятника в далёком 1975 году, когда я представил Тагира как участника войны, в зале поднялась женщина с наградами на лацкане пиджака. Она с волнением сказала, что узнала в Тагире раненого капитана, которого лечила в полевом госпитале. Очень трогательный был момент”.

В ТЕМУ

О том, как работники красноярского локомотивного депо создавали памятник своим погибшим товарищам, был снят фильм, который увидели тысячи телезрителей в Красноярском крае, Иркутской и Новгородской областях. Его сценаристом, режиссёром и оператором выступил Валентин Калдин. Документальная лента под названием “Мы памяти Вашей верны” снималась на самодеятельной киностудии “Паралакс”, созданной на базе депо. Картине были присуждены премии и дипломы различных фестивалей, в том числе награда киноконкурса Всесоюзного общества охраны памятников, проводимого в честь 30-летия Победы в Великом Новгороде.