Новости Красноярска

«Рождение дочери стало новой мотивацией плавать и побеждать»: пловец-подводник Денис Аршанов об итогах чемпионата мира

На чемпионате мира в Афинах Денис Аршанов победил на двух дистанциях — 100 и 200 метров.

«Рождение дочери стало новой мотивацией плавать и побеждать»: пловец-подводник Денис Аршанов об итогах чемпионата мира
Фото: Дмитрий Шабалин

На чемпионате мира в Афинах Денис Аршанов победил на двух дистанциях — 100 и 200 метров. Теперь представитель МАУДО СШОР “Спутник” имеет семь золотых медалей на главном турнире планеты. Но количество побед и титулов никак не сказалось на его характере. Денис — всё тот же скромный парень, нацеленный показывать свою удаль исключительно в бассейне. Вне его Аршанов старается избегать лишнего внимания.

 

Сосредоточенность на спринте

 

— Это далеко не первый твой турнир подобного уровня. Понравилось в Афинах? Как обстояло дело с организацией турнира?

— В Греции я раньше был, а вот в столицу приехал впервые. Бассейн в Афинах пропитан особой аурой. Здесь проводились Олимпийские игры в 2004 году, плавали и побеждали многие великие пловцы того времени, и мне очень хотелось в нём побывать. Но, откровенно говоря, он выглядит уже устаревшим. После Олимпиады долгие годы весь комплекс практически не использовался, и только несколько лет назад его стали проводить в порядок.

— Сколько всего россиян участвовало в соревнованиях?

— В нашей команде было 20 спортсменов и тренерский штаб. Из Красноярска приехали четверо: Миша Дроздов, Настя Белецкая, Миша Брянцев и я. Все вернулись с медалями.

— Ты теперь семикратный чемпион мира. Шестое и седьмое золото сравнимы по эмоциям с предыдущими? Или победы уже воспринимаются как само собой разумеющееся?

— Когда выиграл впервые, эмоции, конечно, переполняли. Сейчас же скорее получаю удовлетворение от хорошо проделанной работы. Помимо золотой медали, ставил задачу — побить мировой рекорд. К сожалению, сделать этого не удалось. На дистанции 100 метров победа было ожидаемой, учитывая мои секунды в этом сезоне и время соперников. А вот результатом я недоволен.

Там и программа была специфическая. Плыли две дистанции в один день с разницей в три часа. Первый заплыв — 8 х 50 метров, а потом уже 2 х 50 метров. На 400-метровке я показал время примерно такое же, как на чемпионате России, но здесь и конкуренция была гораздо выше, да это и не моя дистанция.

— Но ведь ты становился чемпионом мира и на 400 метров, и на 800.

— Выигрывал их последний раз в 2021 году, а после уже сосредоточился на спринте. Наелся длинных дистанций в молодом возрасте. А на 50 и 100 метров ты взорвался, финишировал и отдыхаешь.

— Мне кажется, элемент случайности в спринте гораздо выше. Все пловцы имеют высокий уровень, и любой из них может победить.

— Это касается только 50-метровки. Там действительно много зависит от старта. По сути, лотерея. А 100 и 200 метров — более предсказуемые дисциплины.

 

Неудачный старт

 

— Почему ты недоволен временем на стометровке?

— Не хотелось бы никого обвинять, но мне показалось, что судья-стартёр дал команду неправильно, и я лишнее время простоял на тумбочке. Мне на прошлом ЧМ не хватило 0,14 секунды до мирового рекорда, который составляет 30,61 секунды. На чемпионате России я проплыл за 30,68 и готовился побить рекорд в Афинах, понимал, что выхожу на пик формы. Но из-за неудачного старта не получилось показать рекордное время.

— На 100 и 200 метров пьедесталы полностью российские. Получается, наша страна доминирует в этих дистанциях?

— Что касается апноэ, то — да, здесь мы на первых ролях. Дистанцию 2 х 50 выиграл в касание. Ребята лучше стартовали — их пришлось догонять. А вот на 200 метров победил тактически, раскладывал силы по дистанции.

Плыл рядом с Владиславом Марковым из Свердловской области. Сделал ставку на то, что он ещё молодой спортсмен и впервые на этой дистанции. Предполагал, что Марков не рискнёт последние 50 метров преодолевать на одном вдохе. Так и получилось, Владислав задержался на бортике, сделал два вдоха, а я обошёлся одним и уплыл, в итоге этот отрыв сохранился до финиша. Можно сказать, опыт сыграл решающую роль в этой победе. На 200 метров показал не самые быстрые секунды. Но на ней мировой рекорд принадлежит мне, поэтому особо не расстроился.

— В целом какую оценку себе поставишь за этот чемпионат?

— Четыре с половиной. Полбалла отниму как раз потому, что нет мировых рекордов.


IMG_0001 Д.JPG

 

Стремился к ЗМС

 

— Что для тебя значит звание “Заслуженный мастер спорта”?

— Очень хотел стать ЗМС, стремился к этому. Путь до мастера спорта международного класса гораздо короче, и только после его присвоения можно получить заслуженного. Необходимо набрать 150 очков, а они присваиваются за медали на международных соревнованиях. Давным-давно 10 очков полагалось за победу на чемпионате России, но потом это условие убрали. На ЧМ за первое место дают 75 очков, за второе — 50, за третье — 35, а на чемпионатах Европы гораздо меньше.

— Ты участвовал во Всемирных играх — аналоге ОИ для неолимпийских видов спорта?

— Моих дисциплин апноэ там нет, а в плавании в ластах гораздо тяжелее попасть в команду. Буду пробовать отбираться на чемпионат мира и уже через него — на Всемирные игры. Чтобы оказаться на ЧМ, на чемпионате России надо финишировать в первой двойке. Пока не получалось, но третье место я уже занимал,

— Получается, ты выиграл всё, кроме Всемирных игр. Мотивация плавать осталась такой же, как раньше?

— Мотивация немного угасает, но появились новые моменты, чтобы дальше заниматься профессиональным спортом. Чуть больше года назад родилась дочка, и именно она — моя главная мотивация. Когда стал папой, многое изменилось. Если раньше спорт был на первом месте, то теперь семья. И я делаю всё от себя зависящее, чтобы мои жена и дочка ни в чём не нуждались. Всегда безумно тоскую по семье, очень хочется побыстрее вернуться домой, при этом не с пустыми руками. Такой вот огромный стимул больше трудиться, плавать и побеждать.

 

Выбор будет

 

— Можно ли обеспечить себя и семью исключительно подводным плаванием?

— Денег более или менее хватает, но их никогда много не бывает. Помимо профессионального спорта, занимаюсь тренерской работой с детьми. Мне очень нравится, и когда всё-таки решу закончить спортивную карьеру, знаю, чем буду заниматься. Кроме того, сейчас ещё учусь на сварщика.

— Судя по всему, ты следишь за новостями о наиболее высокооплачиваемых профессиях?

— Слежу. Так что выбор у меня в любом случае будет по окончании карьеры.

— Ты же ещё учился в СФУ на физвосе. Окончил?

— К сожалению, не получилось. Там не удалось совместить постоянные тренировки и соревнования с учёбой.

— Преподаватели не шли навстречу чемпиону мира?

— У меня такой набор был, что в нём хватало чемпионов и призёров мира по олимпийским видам спорта, а мой в эту категорию не входит. Поэтому никаких поблажек мне не делалось.

— В интервью моему коллеге Дмитрию Панову в 2021 году ты говорил, что малая узнаваемость совершенно не расстраивает. Сейчас популярность стала выше после множества побед?

— Да вроде ничего не изменилось. За популярностью не гнался и не гонюсь. Главное, что дети, которых тренирую, знают о моих успехах, радуются им и понимают, что есть к чему стремится, ради чего работать. Думаю, для них это дополнительная мотивация.

В прошлом году прилетели с чемпионата мира, и нам сказали, что будут встречать в аэропорту — нужно выходить с медалями на шее. И я подумал, что, помимо нас, другие люди встречают своих друзей или родственников, а мы создадим излишний ажиотаж, кого-то задержим. Даже спросил, есть ли какой-то запасной выход, чтобы это всё обойти и спокойно уехать домой. Я абсолютно не медийный человек, и лишнее внимание мне не нужно.